Цели:
- приблизить нравственный опыт Лихачёва к жизни современного ребёнка, помочь ребёнку понять, осознать и почувствовать лучшие стороны своего собственного Я;
- обучать ведению диалога-рассуждения;
- задуматься о важности такого проявления человеческих отношений, как забота о других людях; научиться заботиться не только о себе, но и о других людях.
Задачи:
- прочтение текста Лихачёва не только как историографического, мемуарного материала, но и как образца прекрасного литературного слога, образного высокохудожественного стиля;
- развитие творческих способностей учащихся, навыков выразительного, вдумчивого чтения, монологической речи, умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать;
- воспитание отзывчивости, чуткости, душевности; стремления понимать людей.
Оборудование: портреты Д.С.Лихачёва, интерактивное устройство, книги “Земля родная”, “Письма о добром”.
На доске эпиграф к уроку:
“Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это “неразменный рубль”. Д.С.Лихачёв
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Читая книги Дмитрия Сергеевича Лихачева, всегда находишь много интересного и полезного. Но самое ценное в них то, что через них каждый может найти самого себя, обрести смысл своей жизни. “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это “неразменный рубль”, - любил говорить Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Эпиграфом к нашему уроку стало высказывание писателя из книги “Письма о добром”.
Сегодня мы продолжим знакомство с книгой Д.С.Лихачёва “Земля родная”. Вы читали рассказ учёного о том, как складывалась его судьба.
Беседа.
- Что вы знаете о Дмитрии Сергеевиче Лихачеве?
- Рассмотрите несколько фотопортретов Д.С.Лихачева. Что по ним можно сказать об этом человеке?
- Чем знаменит Д.С.Лихачев?
3. Сейчас мы посмотрим презентацию о Д.С.Лихачеве и подумаем том, каким человеком был наш соотечественник Д.С.Лихачев?
4. Учитель. Мир, счастье и радость открываются тем, кто их хочет и стремится увидеть, кто несет в себе добро и сострадание, кто способен на благородные поступки. Таким счастливым человеком был Д.С.Лихачёв. Большая русская литература, устное народное творчество всегда отдавали предпочтение характерам добрым, любящим труд, имеющим сострадание к окружающим людям. О таком удивительном человеке рассказывает Д.С.Лихачёв в книге “Земля родная”, в главе “Катеринушка закатилась”. Подумаем, была ли героиня Лихачёва счастливым человеком?
5. Беседа с комментированным чтением.
1. Понравился ли вам рассказ Д.С.Лихачёва? Какие эпизоды запомнились? О ком вы узнали?
Ответы детей: Д.С.Лихачев с большой нежностью вспоминает о своей няне, которая нянчила ещё его мать. В семье звали её ласково Катеринушкой, любили за доброту. Никто не знал её фамилию, а отчество у неё было Иоакимовна. Она была вдовой мастера, погибшего во время аварии на заводе. У ней был собственный дом в Усть-Ижоре, но жила она большей частью у чужих людей, помогая им. Она заботилась о тех, кто нуждался в её помощи, и оставила о себе светлую память. Мне запомнились истории про фотографию и про женские ноги.
Выразительное чтение отрывков.
Ученица читает: “Мою няню звали Катеринушка. Единственное, что сохранилось от Катеринушки, - фотография, на которой она снята с моей бабушкой Марией Николаевной Коняевой. Фотография плохая, но характерная. Обе смеются до слез. Бабушка просто смеется, а Катеринушка и глаза закрыла, и видно, что слова вымолвить не может от смеха. Я знаю, отчего обе так смеются, но не скажу... Не надо! Кто снял их во время приступа такого неудержимого смеха - не знаю. Фотография любительская, и в нашей семье она давным-давно. Катеринушка нянчила мою мать, нянчила моих братьев. Мы хотели, чтобы помогла она нам и с нашими "рунчиками" - Верочкой и Милочкой, но что-то ей помешало. Помех у нее, притом неожиданных, было немало”.
Ученик читает: “Помню, что жила она на Тарасовом в одной со мной комнате, а было мне тогда лет шесть, и я открыл впервые, к своему удивлению, что у женщин есть ноги. Юбки носили такие длинные, что видна бывала только обувь. А тут по утрам за ширмой, когда Катеринушка вставала, появлялись две ноги в толстых чулках разного цвета (чулок все равно под юбкой не видно). Я смотрел на эти разноцветные чулки до щиколоток, появлявшиеся передо мной, и удивлялся”.
2. Почему Катеринушка была как родная для семьи?
- Появлялась Катеринушка в семье в самое нужное время: заболеет ли кто, ожидается ли ребёнок, заневестилась ли девушка. Чтение отрывка: “Чуть что нужно - и появлялась в семье Катеринушка: заболеет ли кто серьезно и нужно ухаживать, ожидается ли ребенок и нужно готовиться к его появлению на свет - шить свивальнички, подгузнички, волосяной (нежаркий) матрасик, чепчики и тому подобное; заневестилась ли девушка и нужно готовить ей приданое - во всех этих случаях появлялась Катеринушка с деревянным сундучком, устраивалась жить и как своя вела всю подготовку, рассказывала, говорила, шутила, в сумерки пела со всем семейством старинные песни, вспоминала про старое”.
3. Чем она занималась? (Катеринушка никогда не сидела сложа руки: ухаживала за больным, шила для ребёнка, готовила приданое для невесты.)
4. Почему никогда с ней не было скучно? (Она шутила, вспоминала старое, пела старинные песни, играла в семейные игры, сама радовалась и радость эту и уют распространяла вокруг.)
5. Что означали слова бабушки: “Катерина закатилась”? (Так она объясняла её внезапные уходы помогать другим людям в другие семьи).
Чтение отрывка по ролям: “Легкий она была человек. Легкий во всех смыслах, и на подъем тоже. Соберется Катеринушка в баню и не возвращается. Сундучок ее стоит, а ее нет. И не очень о ней беспокоятся, так как знают ее обычаи - придет Катеринушка. Мать спрашивает свою матушку (а мою бабушку): "Где Катеринушка?", а бабушка отвечает: "Катеринушка закатилась". Такое было название для ее внезапных уходов. Через несколько месяцев, через год Катеринушка так же внезапно появляется, как перед тем исчезла. "Где ж ты была?" – "Да у Марьи Иванны! Встретила в бане Марью Иванну, а у той дочь заневестилась: пригласили приданое справить!" - "А где же Марья Иванна живет?" - "Да в Шлюшине!" (Так в Питере называли Шлиссельбург - от старого шведского "Слюсенбурх".) "Ну а теперь?" - "Да к вам. Свадьбу третьего дня справили"”.
6. Как определяет автор профессию этой вечной труженицы?
Чтение отрывка: “Я думаю, назвать бы ее следовало "домашней портнихой". Профессия эта совершенно сейчас исчезла, а когда-то она была распространенной. Домашняя портниха поселялась в доме и делала работу на несколько лет: перекраивала, перешивала, ставила заплатки, шила и белье, и пиджак хозяину - на все руки мастер. Появится такая домашняя портниха в доме, и начинают перебирать все тряпье и всей семьей советоваться, как и что перешить, что бросить, что татарину отдать (татары-тряпичники ходили по дворам, громко кричали "халат-халат" и в доме всякую ненадобность покупали за гроши”).
7. Как пишет автор о смерти Катеринушки?
- Это самые грустные строки рассказа. Лихачёв подчёркивает, что её героиня никогда не думала только о себе. Счастье других ей было дороже всего: “Умерла она так же, как и жила: никому не доставив хлопот. Закатилась Катеринушка в 1941 году слабой одноглазой старухой. Услыхала она, что немцы подходят к любимой ее Усть-Ижоре, встала у моей тети Любы с места (жила тетя Люба на улице Гоголя) да так и пошла в Усть-Ижору к своему дому. Дойти она не смогла и где-то погибла, верно, по дороге, так как немцы уже подошли к Неве. Привыкла она всю жизнь помогать тем, кто нуждался в ее помощи, а тут несчастье с ее Усть-Ижорой... Закатилась Катеринушка последний раз в жизни”.
8. Как вы поняли слова автора о Катеринушке: “Счастье входило вместе с ней в семью”?
- Катеринушка была счастливым человеком. Она была не просто доброжелательной, но понимала другого человека, заботилась о нём и принимала участие в жизни совсем чужих ей людей, не думая о вознаграждении. Она приносила всем только добра, была мила, приветлива со всеми. Даже когда кто-нибудь умирал, она умела внести в дом тишину, благопристойность, тихую грусть. Умерла так же, как и жила: никому не доставив хлопот.
9. Кого из героев прочитанных вами произведений напомнила Катеринушка?
- Мне она напомнила няню А.С.Пушкина Арину Родионовну. Ей поэт посвятил бессмертные строки: “Подруга дней моих суровых...”.
- Я вспомнил Наталью Савишну из автобиографической повести Л.Н.Толстого “Детство”. Она была редким, чудесным созданием. Наталья Савишна не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование. Николенька так привык к ее бескорыстной, нежной любви, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей.
- Мне кажется, Катеринушка похожа и на бабушку Вити из рассказа Астафьева “Конь с розовой гривой” Катерину Петровну, доброта, милосердие которой запомнились внуку на всю жизнь.
10. Что можно сказать о самом авторе этих воспоминаний? Как они характеризуют его?
- “Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях”, – писал Лев Николаевич Толстой и, наверное, был прав. Д.С.Лихачёв – умный, добрый и благодарный человек. Он сохранил в памяти “талант личности”, доброту Катеринушки и сумел нам рассказать об этом так трогательно и красиво, с юмором. Память автора о прошлом светла, поэтична. Ещё с детства он понял, что люди, общаясь, создают друг друга! А первые уроки общения с людьми человек получает в семье.
6. Подведение итогов.
Учитель. Вы правы, ребята. Люди, общаясь, создают друг друга – вот одна из заветных мыслей Д.С.Лихачёва. Одни, как Катеринушка, умеют разбудить в окружающих их лучшие черты, а другие по собственной вине создают вокруг себя докучное окружение, людей тоскливых и раздражённых. Здесь, думаю, уместно будет обратиться к воспоминаниям дочери Лихачёва, Людмилы. Вот как она пишет о своём отце.
Ученица читает: “ Папа когда-то сказал, что если бы он не стал филологом, то стал бы архитектором. Он прекрасно рисовал и очень любил строить из песка целые города, замки со рвами, Московский Кремль - и собирал вокруг себя много народа. Издав с заведующей моим отделом И.И. Плешановой альбом о древнерусском прикладном искусстве, коллекцию которого я храню в Русском музее долгие годы, я написала на этой книге: "Моим родителям - лучшим в мире". Я так считаю всегда, и это действительно так.
Папа имел строгий характер. В доме он и мама создали большой порядок они никогда не выходили к завтраку плохо и неаккуратно одетыми: папа всегда был в галстуке, мама в платье, никогда - в халате; вставали рано, и я их успевала накормить завтраком перед уходом в музей; после этого он садился заниматься. В доме всегда был обед. Вместе с тем, он был очень склонен к шутке. Сам он не шутил, но громко хохотал, если ему нравились шутка или анекдот, рассказанный при нем. Ни одного анекдота он запомнить не мог и кончал его, если начинал рассказывать: "Ну, дальше очень смешно!" Он любил гостей. У нас была семья, каких сейчас мало. Мама прекрасно готовила, пекла пироги, и все многочисленные родственники - его братья с женами, племянник с женой и сыном, знакомые - всегда собирались только у нас.
Папа очень заботился о нашем с сестрой образовании: мы ходили на все классические балеты и оперы; ездили в разные города: Новгород, Таллин, Ригу, Вильнюс, Москву; учили языки. Если посмотреть, что папа сумел сделать за свою жизнь и с какой быстротой, то видишь, что так бывает очень редко. Он потерял почти десять лучших лет жизни из-за ареста и Соловков, но уже в 1941 году, живя в жуткой коммунальной квартире, в одной комнате с маленькими детьми, с одним краном с холодной водой на кухне, защитил кандидатскую диссертацию.
А потом - война, блокада, вынужденная - по требованию НКВД - эвакуация в Казань, и уже в 1947 году он защитил докторскую. А сколько он сделал для изучения древнерусской литературы! Центром ее изучения стал Ленинград, а не Москва. А сколько он спас церквей, улиц, памятников от разрушения; сколько издал книг!” (Лихачева Людмила Дмитриевна (1937-2001) - дочь Д.С. Лихачева, искусствовед, кандидат искусствоведения, сотрудник Отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея).
Учитель. Теперь вот о самом Лихачёве остались такие добрые и светлые воспоминания, как и о Катеринушке. “Беспамятный” – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а, следовательно, в какой-то мере неспособный на добрые, бескорыстные поступки”,- пишет Д.С.Лихачёв. Личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его предкам и близким, к его родным и друзьям, она воспитывает эстетически. Она обогащает человека.
7. Вопросы для обсуждения:
1.Скажите, пожалуйста, кто о вас больше всех заботится? В чём это проявляется?
2. А вам удавалось когда-нибудь о ком-нибудь позаботиться? Как это происходило?
3. Что вы чувствовали, проявив заботу о своих близких?
4. Как называется человек, который думает только о себе и ни о ком не хочет заботиться?
8. Творческое задание. Создайте собственный рассказ “ Человек, о котором я хочу вам рассказать...”
9. Домашнее задание. Прочитайте главу из этой книги “О моём учителе”, другие главы, подумайте над ними. Как прочитанное характеризует самого автора? Какие из советов Д.С. Лихачева показались особенно необходимыми вам? Попробуйте создать свое небольшое Слово о Д.С.Лихачеве.
Заключительное слово учителя.
Дорогие ребята! Каждый день, час, урок может стать моментом строительства вами самого себя, вашего возрастания, преображения или падения, деградации. Очень многое зависит от вас, от вашей жизненной позиции. Пусть пример жизни Д.С.Лихачева помогает нам и нашу жизнь выстраивать как путь добра и творчества. Успехов вам!
Использованная литература.
1. Лиханов А. А. Повторение пройденного. Письмо учителю // Лихачев Д. С. Заветное. – М., 2006. – С. 256 – 267.
2. Лихачёв Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1983
3. Письма о добром. – 4 – е изд., испр. и доп. – СПб.: Нотабене, 1994. – 232 с. (полный текст)
4. Праздникова, Г.З. Формирование ценностных ориентаций подростков на основе педагогических идей Д.С. Лихачева // htpp://www.tsutmb.ru/template/module/aspir/zashita/download/r917.doc
5. Талышева, Л.П. Изучение наследия Д.С. Лихачева в школе // Новосибирский епархиальный вестник. - http://www.orthedu.ru/nev/9-06/uroki.htm
6. Тонконогая Е. П. Д.С. Лихачев "Письма о добром" (педагогический комментарий). - СПб. [2007]
7. Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ: сб. / сост. О. Е. Лебедев. - СПб, 2006.