Цель: осмысление темы молчания в контексте культуры на основе информационно-коммуникативной деятельности.
Ожидаемый результат: учащиеся умеют формулировать дискуссионные вопросы, вступать в диалог; работать с различными информационными источниками; создавать устное монологическое высказывание, а также письменное высказывание в жанре эссе.
Оборудование: презентация, тексты (Приложение 3), листы А4, маркеры, скрипка, материалы для коллажа (репродукции картин в любом формате, старые журналы), определение жанра эссе (Приложение 4).
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат | Примечание |
Мотивационный | Предлагает прослушать мелодию Бетховена (например «Мелодию слез») в сопровождении слайд-шоу (Приложение 1), ответить на вопрос: Что услышали в мелодии композитора? Обращает внимание учащихся на высказывания поэта Г.иАйги (Приложение 2): «Мощно молчит Бетховен»; «Поэзия как молчание»; «Невысказанное высказать в молчании» |
Отвечают на вопрос учителя (ассоциации, образы) |
Сформулирована тема урока, обозначены дискуссионные вопросы | Вопросы фиксируют на отдельных листах (вывешиваются на стену). Оставить белый лист, на котором в конце урока ученики обозначат новые (или открытые) вопросы, а также ценные мысли урока К словам Айги вернуться в конце урока |
Деятельностный | 1. Организует работу в группах. Учащиеся объединяются вокруг того вопроса, на который хотели бы получить ответ или который вызвал наибольший интерес. 2. Предлагает уч-ся выразить свое понимание темы (образа) молчания через жанр эссе или другую форму (музыкальная композиция, рисунок, коллаж). Знакомит с определением жанра эссе. |
Работают с текстами, отвечают на вопросы, готовят монологическое высказывание с опорой не только на изученные тексты, но и на читательский опыт. Выполняют творческое задание, презентуют свой продукт. |
Уч-ся умеют работать в группе, представлять коллективный продукт Выработаны критерии оценки эссе, учащиеся умеют создавать тексты в жанре эссе. Умеют задавать вопросы на уточнение, расширение. |
Тексты (Приложение 3). Один пакет текстов на группу. Ученикам предложить выбор: эссе, рисунок, музыкальная композиция, коллаж |
Рефлексивный | Обращает внимание на слова Айги: «Мощно молчит Бетховен». Обращает внимание на пространство «белого листа» |
Комментируют высказывание поэта. На белом листе фиксируют появившиеся (открытые) вопросы, ценные мысли урока |
Появился банк вопросов как основа творческих, проектных, исследовательских работ учащихся |