Цели: познакомить учащихся с личностью писателя; напомнить особенности жанра сказки; расширить представления о сказке; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; продолжить работу по литературоведческим терминам (тема, идея…).
Методические приёмы: рассказ учителя, повторение изученного, беседа по вопросам, комментированное чтение.
Оборудование: выставка разных изданий произведений писателя.
Ход урока
I. Слово учителя о О.Ф. Кургузове
О.Ф.Кургузов (17.12.1959–10.03.2004) родился в деревне Угрюмово Домодедовского района Московской области. Окончил дневное отделение факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова(1983). При его активном участии в Москве было создано несколько журналов для детей, благодаря которым в литературу вошло новое поколение талантливых писателей.
Член Союза журналистов и Союза писателей, член Совета по детской книге России.
Произведения писателя.
- “Царство людей” (Пересказ) (1994)
- “По следам Почемучки” (1995)
- “Про каплю Акву” (1996)
- “Солнце на потолке” (1997). С подзаголовком “Рассказы маленького мальчика” (1998 – международная литературная премия им. Януша Корчака – “за удачное изображение взаимоотношений между детьми и взрослыми и за искрящийся юмор”)
- “Энциклопедия Почемучки: Книга вопросов и ответов” (1999)
- “Где ты, матрац?”(2000)
- “День рождения вверх ногами: Рассказы и сказки” (2001)
- “Наш кот – инопланетянин: Рассказы маленького мальчика” (2003)
- “Рыцарь детской литературы”, “лучезарный человек”, “самый солнечный писатель наших дней”, “тонкий лирик” – так называли Олега Кургузова коллеги по работе и критики.
“Молодой писатель” ушёл из жизни в возрасте сорока пяти лет, оставив нам произведения, наполненные теплом и светом. В его наследии детские научно-познавательные книги и рассказы и сказки.
II. Повторение изученного материала
Беседа по вопросам.
– Что такое сказка? (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.)
– С какими видами сказок вы познакомились? Приведите примеры каждого вида. (Бытовые сказки: “Кашица из топора”, “Жена– спорщица”; сказки о животных: “Лиса и волк”, “Лиса и журавль”, “Теремок”; волшебные сказки: “Царевна – лягушка”, “Сивка – бурка”, “Марья Моревна”.)
– По каким признакам узнаёте, что перед вами действительно сказка? (Присказки, зачины, концовки, постоянные эпитеты, повторы; сказовая манера повествования; отчётливо выраженная идея торжества добра над злом, правды над кривдой, жизни над смертью; все события в сказке доведены до конца (завершённость, законченность сказочного сюжета).)
III. Новый материал
1. Слово учителя.
Сегодня мы познакомимся со сказками О.Ф.Кургузова (тексты размножены по количеству человек в классе), весёлыми и не совсем обычными. К традиционной классификации сказок писатель добавляет следующие: сказка красная, сказка магазинная, сказка оконная, сказка показательная и т.д. Давайте познакомимся с некоторыми из них и попробуем ответить на вопрос (записан на доске): “Почему для своих сказок О.Ф.Кургузов придумал такую классификацию?”
2. Выразительное чтение сказок и беседа по вопросам.
Сказка “Столбунчик” (сказка магазинная)
– О чём эта сказка? (О мальчике Грише, который считал столбы, и о том, как он повстречал “хранителя”, хозяина столба – Столбунчика №31.)
– Какова основная мысль сказки? ( В детстве почти все дети тоже считали … столбы, а когда повзрослели, то стали делать вид, “будто вовсе столбов не замечают”. Здесь есть скрытый смысл: дети всегда открыты, многое видят и замечают, а взрослые умеют притворяться, может и видят, но делают вид, что этого нет.)
– Объясните смысл заглавия сказки? (Столбунчик – вымышленный герой, которого видят только дети. Он учит их хорошим, правильным вещам (“научиться считать ещё лучше”; “только ты не пиши ничего на них”; “тренируй память”. Он их невидимый друг.)
– Название отражает тему или идею сказки? (Всё-таки больше тему.)
– Если это сказка, то чему она учит? (Уметь наблюдать, видеть, замечать всё то, что происходит в окружающем нас мире.)
Сказка “Улица Летящих” (сказка оконная).
– О чём эта сказка? (О том, как осенью с домов “стали опадать окна” и о том, как решил эту проблему управдом Борзенко.)
– Как вы думаете, почему окна ожили и стали выпадать из оконных проёмов? (Они были старыми, за ними люди не ухаживали и через их стёкла ничего не видели. Жителей не интересовала ЖИЗНЬ за окном. Тогда окна и обиделись. Они почувствовали себя ненужными.)
– Какие мысли пытался донести до нас автор этой новой сказки? (Не надо бояться “взглянуть в глаза природе”, тогда можно увидеть небо и облака и почувствовать всю прелесть свежего воздуха. Изменишься сам, изменится и всё окружающее тебя: и окна, и улица… И сама жизнь.)
– Докажите, что перед нами сказки? (Начинаются определённо, заканчиваются хорошо; есть сказочный вымысел и нравоучительный смысл.)
– Чем сказки О.Ф.Кургузова отличаются от традиционных литературных? (Действие происходит в быту, в реальной жизни; одушевляются необычные предметы; основной (актуальный) смысл кроется где-то в подтексте.)
IV. Выводы
– Почему для своих сказок О.Ф.Кургузов придумал такую классификацию? (Автор указывает на определённую ситуацию, в которой рождается сказка. А “случиться” она может, по мнению писателя, где угодно и с кем (чем) угодно.)
– О.Ф.Кургузов создал “новые”, необыкновенные сказки: на новый лад, с необычным сюжетом и необычными героями; сказки, весёлые, добрые, поучительные.
V. Домашнее задание
- Подготовить выразительное чтение или пересказ сказки О.Ф.Кургузова (на выбор) (“Телевизионные макароны”, “Другая шапочка” и т.д.)
- Нарисовать иллюстрации к выбранным сказкам.