Общепедагогические технологии
-
Совместная деятельность образовательного коллектива в охране здоровья леворуких детей 2006
Решение проблемы леворукости возможно лишь на основе учета психолого-физиологических предпосылок этого явления у детей, то есть их индивидуальных особенностей центральной нервной системы. Переучивать леворуких – значит ломать специфические качества их психики, что отрицательно влияет на психическое состояние ребенка, на его эмоциональное благополучие и здоровье. В статье "Совместная деятельность образовательного коллектива в охране здоровья леворуких детей" представлен опыт работы МОУ "СОШ № 29" г. Норильска по обучению и адаптации леворуких детей, даны рекомендации учителям, педагогам, родителям.
-
Индивидуально ориентированная система обучения на уроках литературы (из опыта работы) 2006
Традиционная система обучения ограничивает свободу ученика: её целью являются знания, умения и навыки (ЗУНы). В индивидуально ориентированной системе обучения (ИОСО) ЗУНы – средство развития. Моя задача – создать условия для развития каждого ученика, который должен получить "практику успешности" в любой деятельности и вне её через уроки литературы по технологии ИОСО.
-
Воспитательное мероприятие "Праздник в честь святого Валентина" 2006
Разговор о любви – извечная тема, не имеющая возраста, границ и национальности. Она всегда интересна, всегда актуальна. Предлагаемый сценарий – это не только развлекательная программа, но и повод к размышлению, осмыслению любви как глубинного человеческого бытия.
-
Эссе "Мое педагогическое кредо" 2006
Думаю, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле. А ещё нужно просто любить свою работу. "Работа – лучший способ наслаждаться жизнью", – утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – владеть сердцами своих учеников!
-
Дидактические материалы: "Азбука здоровья" на уроках русского языка в 5–7-х классах 2006
Как можно использовать на уроках русского языка здоровьесберегающие технологии? Хочу предложить вашему вниманию отдельные задания из авторского проекта "Азбука здоровья" на уроках русского языка в 5–7-х классах. В "Азбуке" несколько страниц – медицинская, психологическая, рационального питания, спортивно-оздоровительная. Каждый раздел начинается с "Ларчика мудрых мыслей", откуда ребята берут темы для творческих работ. Цель уроков здоровья – обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своём здоровье, предупредить вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни.
-
Использование информационных технологий в преподавании спецдисциплин 2006
Компьютерные технологии активно внедряются не только в системах открытого и дистанционного обучения, но и в традиционных очных формах – школах, лицеях, колледжах и других учебных заведениях. Электронные учебники, презентации применяются мною в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучающихся по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения и т.д.
-
Открытый урок: Научный спор о поиске истины. "Собеседник в поисках истины" 2006
Занятие проводилось на уроке литературы в 6-м классе перед изучением романа Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". Данный текст использовался на семинарах со студентами БГПУ и преподавателями школ и вузов, когда решался вопрос о первостепенной роли учителя в воспитательном процессе. Тема всегда привлекает внимание и дает прекрасные результаты.
-
Специфические формы организации уроков при подготовке конкурентоспособных специалистов 2006
С целью дифференциации учебно-воспитательной работы предлагается использование специфических форм проведения уроков. В процессе формирования профессионального мастерства такие уроки вызывают у обучающихся наибольший интерес. В качестве примера приводим урок по специальности "Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов".
-
Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Правописание местоимений с предлогами" 2006
Урок направлен на формирование умения написания местоимений с предлогами, ориентирован на развитие умения анализировать, сравнивать; преследует цель воспитания добросовестного отношения к своему труду, ответственности, аккуратности, культуры труда. Урок построен с использованием приёмов технологии РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо).
-
Использование интернет-ресурсов при подготовке и проведении уроков ОБЖ 2006
Наиболее важной задачей современной педагогики является повышение эффективности и интенсификации учебного процесса. Неотъемлемым компонентом обеспечений современной образовательной системы являются информационные ресурсы. Одной из разновидностей информационных ресурсов выступает сеть Интернет. Однако специфика каждого учебного предмета диктует свои требования к работе с информацией. Уроки основ безопасности жизнедеятельности более специфичны в отличие от других школьных предметов как в методическом, дидактическом, так и технологическом аспектах. Приводится из раздела "Экологическая безопасность" как пример использования интернет-ресурсов на уроках ОБЖ.
-
Применение творческих домашних заданий для организации самостоятельной деятельности учащихся при изучении информатики и ИКТ 2006
Представленная разработка способствует разрешению такой проблемы, как эффективная организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке и во внеучебной деятельности. Творческие домашние задания позволяют обучающимся получить новые глубокие знания по предмету, сэкономить время, снизить перегрузку. Автором представлен пример календарно-тематического планирования, приведены примеры творческих домашних заданий, некоторые методические материалы по организации данной работы.
-
Внедрение школы полного дня как способ расширения воспитательного пространства образовательного учреждения 2006
Школа, которая работает в режиме полного дня, становится особым социокультурным пространством, "общим местом" жизнедеятельности детей и взрослых, в котором образовательная и воспитательная среда оказывается более комфортной и безопасной, чем за ее границами. В школе полного дня появляется достаточное количество свободного времени для учащихся – оно может использоваться для самоподготовки, отдыха или организации досуга через посещение кружков или секций по интересам.
-
Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения 2006
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы.
-
Влияние психодинамических свойств учащихся на успешность формирования навыков и умений в процессе обучения 2006
Повышение эффективности обучения в образовательном учреждении является одним из центральных объектов всестороннего изучения отечественной психолого-педагогической науки. В решении этих проблем значительная роль отводится педагогу. Большое значение придается умению педагога вовлечь в активную деятельность на уроках всех студентов группы. Цель статьи заключается в том, чтобы помочь педагогу изучить принципы и в дальнейшем учитывать специфику психодинамических свойств в процессе обучения на занятиях-уроках, что в дальнейшем будет способствовать повышению активности и успешности восприятию студентами изучаемого материала и в дальнейшем закреплению на практике полученных знаний, навыков и умений.
-
Элективный курс для учащихся 9-х классов: "Секреты здоровья и долголетия" 2006
Программа помогает овладеть основными навыками ведения здорового образа жизни – залога долголетия. Она включает два раздела: здоровье человека и его компоненты, человек и окружающая среда.
-
Методические рекомендации к проверке чертежей учащихся 2006
Эффективность педагогической деятельности зависит от того, какой вклад учитель вносит в совершенствование учебно-воспитательного процесса, какие он находит пути повышения качества обучения. Любой учитель должен глубоко продумывать не только разнообразные методы и примеры обучения, а также методику проверки чертежей учащихся. В своей статье я хочу поделиться опытом проверки работ учащихся, накопленным за многие годы преподавания черчения.
-
Учебно-методический материал для проведения интегрированных уроков по курсу национально-прикладное искусство – родной язык 2006
Цели интегрированных уроков родного языка и национально-прикладного искусства – показать взаимосвязь устного народного творчества народов Крайнего Севера, формирование эстетического отношения к окружающей действительности, ее органическую связь с трудом, бытом, природой; воздействовать на детей всем комплексом фольклорных средств, пробудить в них эстетические идеалы о национальном, духовном и культурном наследии; способствовать пробуждению интереса, чувства любви, уважения к своему народу, гордости и ответственности за свою национальную культуру; помочь детям почувствовать себя творцами при создании одежды, предметов быта, побудить их к более осознанному пониманию основ народного искусства, в котором при его наглядности и практичности никогда не было места для суеты и пустословия.
-
Возможности применения метода терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно на интегрированных уроках в курсе "Психология в музыке" 2006
Терапия творческим самовыражением – клинический терапевтический метод. В основе этого метода лежат две идеи. Каждый человек может узнать и понять особенности своей личности, характера, настроения. Вторая идея состоит в том, что, узнав сильные и слабые стороны своего характера, человек может через творчество смягчить свое состояние, так как любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, любое творчество полезно. Педагогическая суть методики заключается в обнаружении в процессе творческих занятий у каждого ребенка присущего ему природного характерологического радикала. На первом этапе обучения познание характеров позволяет каждому участнику занятий почувствовать себя самим собой, узнать, что люди разные по своему складу. Благодаря полученным знаниям ребенок начинает жить в соответствии со своими природными особенностями, индивидуальными смыслами и наполнять свою жизнь творчеством, выражать себя через творчество.
-
Технологии личностно-ориентированного урока 2006
Использование личностно ориентированного обучения позволяет учителю в полной мере осуществить индивидуализацию обучения, найти к каждому ученику свой ключик, помочь ребенку в освоении и познании этого сложного, быстро меняющегося мира, создать условия для проявления познавательной активности учеников. В статье раскрываются средства достижения этих целей.
-
Система рейтинговой оценки знаний учащихся 2006
На современном этапе реформирования образования встает вопрос внедрения новых форм оценки знаний учащихся. В данной статье рассматривается методика рейтинговой системы оценки знаний, которая снижает субъективизм итоговой отметки (она не зависит от взаимоотношений ученика и учителя), придает обучению элемент соревнования, стимулирует как обязательную, так и дополнительную самостоятельную работу учащихся, позволяет снизить возможность получения случайной годовой оценки, так как учитывается работа ученика в течение длительного промежутка времени.
-
Конкурс профессионального мастерства 2006
В данной работе представлен многолетний опыт применения игровых технологий в учебно-воспитательном процессе. Конкурс профессионального мастерства проводится после завершения курса слесарных работ. Его цели: обобщение и совершенствование теоретических и практических знаний по общеслесарным работам; развитие творческого мышления, воли и настойчивости в достижении цели у обучающихся.
-
"В мире гармонии": программа нравственно-эстетического развития несовершеннолетних осужденных 2006
Авторская программа "В мире гармонии" для несовершеннолетних осужденных к лишению свободы направлена на нравственно-эстетическое развитие, формирование общей и художественной культуры осужденных подростков, расширение их кругозора, развитие творческих способностей. Программа предназначена для организации нравственно-эстетического направления воспитательной работы в колониях для несовершеннолетних осужденных, может быть использована в практической деятельности детских учреждений закрытого типа.
-
Обучение приемам обрезинивания и изготовления бортовых колец 2006
Урок производственного обучения – один из заключительных уроков по теме: "Обучение приемам обрезинивания и изготовления бортовых колец". Он тесно связан с изучением и закреплением технологий шинного производства, поэтому должен быть хорошо усвоен обучающимся. Опираясь на пройденный материал, обобщаются и систематизируются способы закрепления технологий шинного производства. На уроке производственного обучения есть возможность самореализовать обучающихся.
-
Урок-игра "Счастливый случай" как повторение и закрепление изученного материала. Развитие умений и навыков анализа, сравнения, квалификации 2006
Методическая разработка внеклассного мероприятия – игровое занятие "Счастливый случай" в группах технологических профессий, изучающих шинное производство. Цели проводимого мероприятия: повторение и закрепление изученного материала, развитие умений навыков анализа, сравнения, квалификации, воспитание коммуникабельности, дружбы.
-
Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1-х классов МОУ СОШ № 21 г. Южно-Сахалинска 2006
Оценивание является естественной составляющей человеческих отношений и деятельности. Чем младше школьник, тем более он нуждается в оценке каждого своего учебного усилия. Поэтому недостаточно просто отменить оценку: важно заменить ее более инструментальным и содержательным способом оценки достижений каждого ученика. Цель реформы в системе школьного оценивания – сделать оценку более содержательной, объективной и дифференцированной. Такое направление реформы позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, более эффективно формировать знания и навыки.
-
Внутришкольная система непрерывного экономического образования (концепция) 2006
На сегодняшний момент роль экономических знаний трудно переоценить. Стратегия модернизации содержания образования требует формирования определенного набора "ключевых" компетентностей. От широты и качества экономических знаний и умений зависит не только уровень общей культуры современного человека, но и уровень его жизни и благосостояния. Воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений, становится одной из важнейших задач современной школы. В работе представлена концепция внутришкольной системы непрерывного экономического образования, а также конспект урока по экономике с использованием интерактивных методов обучения "Кондитерская фабрика: индивидуальное и конвейерное производство".
-
Урок–игра с элементами "Брейн-ринга" 2006
Урок в игровой форме способствует закреплению и обобщению знаний по предметам специального курса, расширению кругозора, познавательной деятельности, формированию умений, необходимых в практической деятельности. Проводится как внутри группы, так и между группами, изучающими технологию шинного производства: оператор в производстве шин, контролер шинного производства, лаборант физико-механических испытаний резин.
-
Урок самостоятельного изучения темы и взаимопередачи темы с контролем знаний в группах: "Пневматические шины" 2006
Разработка открытого урока в профессиональном лицее. Урок предполагает применение учащимися умений и навыков смостоятельной и коллективной работы. На примере изучения нового материала используется методика коллективного способа обучения путем взаимопередачи темы.
-
Рейтинговая система и организационная модель учебного процесса 2006
Современное образование требует применения таких организационных моделей учебного процесса, которые бы через изменение учебной мотивации обучающихся реализовывали социальный заказ общества. Рейтинговая система, как часть такой организационной модели учебного процесса, представляет собой оценочную систему, состоящую из двух систем оценок (вычитательной и накопительной). Использование подобной системы оценивания предоставляет обучающимся с разными способностями возможность самореализации в процессе обучения.
-
Комплексные работы. Изготовление мебельного уголка 2006
Данный урок производственного обучения является обучающим в разделе "Общеслесарные работы", который рассчитан на развитие самостоятельной деятельности у обучающегося, умения оценивать свою работу и работу своих товарищей. В урок включены индивидуальные и групповые формы работы, помогающие обучающимся осознать ценность совместной учебно-позновательной деятельности и практической значимости изготовленного ими предмета.