Информационная компетентность – это способность личности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию. Это умение работать с различными информационными системами.
Учащиеся должны уметь пользоваться:
- Оглавлением учебника;
- Алфавитным каталогом в библиотеке;
- Ориентироваться в текстах учебника, книгах, энциклопедиях и т.д.
- Пользоваться электронными источниками информации.
Информационную компетентность можно рассматривать через призму учебно-информационных умений и специфики оценивания. На своих уроках учителя, пользуясь методикой развивающего обучения, адаптационных систем, ориентируются на основную цель образования в рамках данного подразделения.
Сформировать способности у учащихся нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества через формирование основ теоретического мышления и освоения общих способов действия, обеспечивающих адаптацию и мобильность молодых людей в условиях меняющегося общества и способность к возможной быстрой смене социальных и экономических ролей.
Для этого мы работаем с учащимися над учебно-информационными умениями, которые разделяются на:
- работа с письменным текстом;
- работа с устным текстом;
- работа с реальными объектами.
- информационные системы.
За последнее десятилетие компьютер стал не только помощником, но незаменимым инструментом практически в любой области человеческой деятельности. Компьютер позволяет в считанные доли секунды точно и красиво выполнить операции, требовавшие от человека многих часов напряженной и кропотливой работы, открывает новые перспективы для творчества, дает возможность объять то, что прежде считалось необъятным. Развитие глобальных компьютерных сетей позволяет быстро и качественно обмениваться информацией и добывать нужные сведения.
В современных информационных технологиях заключаются сведения: о системах представления и обработки текстовой, графической и табличной информации; системами управления базами данных, гипертекстовой технологии и технологии гипермедиа, компьютерных коммуникациях, вычислительных сетях и Internet.
Это очень важно, но нельзя переоценить значение владения информационными умениями, переходящими в навыки.
Рассмотрим более подробно каждый из них.
Работа с письменным текстом
- бегло, осознано и правильно читать;
- пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, по ролям, про себя, вслух;
- переходить от одного вида чтения на другой;
- самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного на учебном занятии художественного, публицистического, научного и научно-популярного текста;
- работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами и заданиями к учебному тексту, словарем, приложениями и образцами, иллюстрациями, схемами, таблицами и сносками;
Например: пользуясь оглавлением учебника, составьте общий план изучения основных классов животных. Назовите биологические науки, изучаемые в 10-11 классе. Определите их взаимосвязь, на ваш первый взгляд. Выскажите свою точку зрения.
Или, пользуясь схемой, рисунком поставьте проблемный вопрос (определите проблему), дайте аргументированный ответ. Сделайте вывод
Или, выполняя задание, по анатомии и физиологии сердца, определите причинно-следственную связь возникновения инфаркта миокарда.
- определять примерное содержание незнакомой книги по ее компонентам: титульный лист, оглавление, предисловие, иллюстрация, аннотация;
В научно-исследовательских, реферативных, проектных работах определите глубину, научность и полноту содержания по библиографии (т.е. списку литературы).
- Находить необходимую книгу или статью, пользуясь рекомендательными библиографическими списками, картотеками, каталогами, указателями, открытым доступом к книжным полкам;
- Пользоваться библиографической карточкой; осуществлять библиографическое описание книги одного - двух авторов;
- Различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные тексты; подбирать и группировать материалы по определенной теме из научных, официально-деловых, публицистических и художественных текстов;
- Составлять план письменного текста;
- Создавать письменные тексты различных типов (повествование, описание, рассуждение, тезисы, доказательства, опровержение, вывод).
Работать с устными текстами
Восполняющий (открытый) вопрос – это вопрос, связанный с выяснением новых знаний и включающий в состав вопросительные слова типа “Где?”, “Что?”, “Когда?”, “Почему?”, “Какие?” и т. д. Уточняющий (закрытый) вопрос – это вопрос, направленный на выяснение истинности или ложности суждений (прямые вопросы, вопросы с частицей “ли”).
- Различать различные виды устных текстов;
- Составлять план устного ответа;
- Создавать устные тексты разных типов;
- Выразительно говорить.
Умение работать с реальными объектами как источниками информации
Структурированное – наблюдение, осуществляемое по плану;
Неструктурированное – наблюдение, при котором определен только объект наблюдения;
Полевое – наблюдение в естественной обстановке;
Лабораторное – наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях.
- Осуществлять качественное и количественное описание наблюдаемого объекта. (Качественное описание – это фиксация свойств, указывающих, что собой представляет объект, какие свойства, процессы для него характерны; Количественное описание (измерение) – это определение отношения измеряемой величины к другой однородной величине, которая принята за единицу).
- Формировать, создавать модели, т.е. материальные( предметные) и мысленно представленные (идеальные) модели объектов, которые в процессе изучения заменяют объект–оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования свойства.
Таким образом, информационные умения (компетентность) позволяют вырабатывать привычку внимательно читать тексты, быть критичным, адекватно оценивать уровень своих знаний и область незнания, выявлять проблемную ситуацию, ставить главный вопрос, устанавливать причинно-следственную связь и обеспечивать бодрствование адаптационных систем.