Проектная деятельность учащихся на уроках информатики

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


План проекта

1. Тема учебного курса: “Технология хранения поиска и сортировки информации”;

2. Тема проекта: “База данных”;

Цель: изучение технологий хранения, поиска и сортировки информации при помощи программной среды Microsoft Access.

Задачи

обучения:

1) изучить правила разработки, создания и редактирования базы данных,
2) освоить поиск и сортировку информации в базе данных.

развития:

1) развитие творческих способностей учащихся;
2) развитие логического мышления;
3) увеличение мотивации на самообразование;
4) развитие культуры мышления.

воспитания:

1) воспитание толерантности;
2) воспитание ответственности;
3) воспитание взаимовыручки.

3. Необходимый уровень ЗУН:

  • основы работы с компьютером;
  • умение работать с бумажными и электронными источниками информации;
  • умение работать с программой Microsoft Power Point.

4. Новое содержание:

  • знание правил разработки баз данных;
  • умение осуществлять поиск и сортировку данных в базе;
  • умение создавать и редактировать базу данных в среде Microsoft Access.

5. Обобщение понятий:

1) компьютер, как универсальное устройство получения, хранения, обработки и передачи информации;
2) информация.

6. Обеспечение проекта:

  • компьютер с установленным программным обеспечением: Microsoft Power Point, Microsoft Access;
  • презентация “БД”;
  • учебник “Информатика 11 класс” Семакин И.Г.;
  • рабочая тетрадь;
  • методички.

7. Организационные формы осуществления проекта: групповая работа.

Методический паспорт проекта

[1]

Адресация:

1. Тема: “Технология хранения поиска и сортировки информации”;

2. Цель: изучение технологий хранения, поиска и сортировки информации при помощи программной среды Microsoft Access;

3. Задачи

обучения:

1) изучить правила разработки, создания и редактирования базы данных,
2) освоить поиск и сортировку информации в базе данных.

развития:

1) развитие творческих способностей учащихся;
2) развитие логического мышления;
3) увеличение мотивации на самообразование;
4) развитие культуры мышления.

воспитания:

1) воспитание толерантности;
2) воспитание ответственности;
3) воспитание взаимовыручки.

4. Возраст учащихся: 11 класс;

5. Время работы над проектом: 6 часов;

6. Режим работы: групповая работа на уроке.

Обеспечение:

7. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение:

  • компьютер с установленным программным обеспечением: Microsoft Power Point, Microsoft Access;
  • презентация “БД”;
  • учебник “Информатика 11 класс” Семакин И.Г.;
  • рабочая тетрадь;
  • методички.

8. ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы

  • основы работы с компьютером;
  • умение работать с бумажными и электронными источниками информации;
  • умение работать с программой Microsoft Power Point.

9. Мотивация к работе:

Человечество из века в век стремилось накопить и сохранить информацию. Яркими примерами древности являются узелковые письма племени Майя, наскальные рисунки, рецепты, передаваемые от отца к сыну и т.д. С развитием цивилизации объемы информации увеличились многократно, а значит, возросла потребность накопления, хранения и преобразования информации, наряду с этим появилась необходимость ее сортировки. Повсеместно для этих целей используется компьютерные базы данных, поэтому, выйдя за стены школы, вы должны уметь искать необходимую информацию в базе данных и сортировать ее по определенным условиям. Одним из программных продуктов работы с информацией является Microsoft Access, на примере которого вы будете учиться создавать базы данных и осуществлять по ним поиск информации.

Предполагаемы приращения

10. Новое содержание по теме: знание правил разработки баз данных, основ поиска и сортировки данных.

11. Новые практические приемы:

  • умение осуществлять поиск и сортировку данных в базе;
  • умение создавать и редактировать базу данных в среде Microsoft Access.

12. Обобщающие понятия:

  • компьютер, как универсальное устройство получения, хранения, обработки и передачи информации;
  • информация.

13. Развитие навыков

  • самостоятельной работы с источниками информации,
  • самостоятельного принятия решений,
  • коммуникативности в ролевом взаимодействии,
  • мыслительной деятельности при проектировании, планировании, анализе, синтезе и структурировании,
  • самоанализа и рефлексии.

14. Воспитание толерантности при работе в группе;

15. Расширение кругозора по теме разрабатываемой базы данных.

Поэтапная разработка проекта

1 этап – погружение в проект

Человечество из века в век стремилось накопить и сохранить информацию. Яркими примерами древности являются узелковые письма племени Майя, наскальные рисунки, рецепты, передаваемые от отца к сыну и т.д. С развитием цивилизации объемы информации увеличились многократно, а значит, возросла потребность накопления, хранения и преобразования информации, наряду с этим появилась необходимость ее сортировки. Повсеместно для этих целей используется компьютерные базы данных, поэтому, выйдя за стены школы, вы должны уметь искать необходимую информацию в базе данных и сортировать ее по определенным условиям. Одним из программных продуктов работы с информацией является Microsoft Access, на примере которого вы будите учиться создавать базы данных и осуществлять по ним поиск информации.

Изучению программного продукта Microsoft Access будет проводиться в процессе работы над проектом “База данных”. Работа над проектом будет осуществляться в группах по 4-5 человек. Вам на выбор предлагается несколько тем для создания базы данных: “Школа”, “Мой класс”, “Больница”, “Отдел кадров” [2]. Ваша задача заключается в том, чтобы разработать, создать компьютерную версию базы данных и рассмотреть возможные способы поиска и сортировки данных в базе.

2 этап – организация деятельности.

Сейчас разбейтесь, пожалуйста, на группы и выберите тему для работы. Обратите внимание, что каждый участник группы выполняет свою функцию:

Координатор-хранитель времени /осуществляет взаимодействие между всеми членами группы, следит за тем, чтобы каждый исполнял свои обязанности и отвечает за своевременность выполнения группой задания/.

Редактор-анализатор /редактирует и анализирует всю информацию, которую выдаёт группа/.

Исполнитель /осуществляет поиск информации, необходимой для решения задачи, поставленной перед группой, и решает эту задачу/.

Секретарь-исполнитель /делает записи за всю группу и помогает решать поставленную задачу/.

Оратор /выступает перед классом, предлагая выполненное группой задание/.

На всю работу отводится 6 уроков (1 урок – знакомство с работой, разбиение на группы, распределение обязанностей в группе, планирование работы; 2-5 урок – работа по созданию проекта; 6 урок – защита проекта). За это время необходимо:

  • познакомиться с понятием “база данных”;
  • изучить этапы разработки базы данных (можно воспользоваться презентацией “БД”, которая находится в папке “Презентации” в “Моих документах” или учебником);
  • поэтапно разработать презентацию по своей теме;
  • создать ее на компьютере;
  • рассмотреть возможности поиска и сортировки информации;
  • продумать форму защиты проекта.

По завершении работы вы должны презентовать свою базу данных. Это можно сделать любым удобным для вас способом: показать свою базу данных и рассказать о правилах работы в ней, сделать презентацию в Microsoft Power Point с гиперссылкой на базу данных. В ходе представления работы обязательно должны рассказать, как выполняли работу, какие идеи возникали и почему от некоторых отказались. Оценивать проект будут ваши одноклассники из других групп и учитель по следующим параметрам:

  • достигнутый результат (из 15 баллов);
  • оформление (из 15 баллов);
  • представление (из 15 баллов);
  • ответы на вопросы (из 15 баллов);
  • интеллектуальная активность (из 10 баллов);
  • творчество (из 10 баллов);
  • практическая деятельность (из 10 баллов);
  • умение работать в команде (из 10 баллов).

Оценка выставляется по среднему арифметическому суммы баллов исходя из следующих критериев:

  • 85-100 баллов – “5” (отлично);
  • 70-84 баллов – “4” (хорошо);
  • 50-69 баллов – “3” (удовлетворительно);
  • менее 50 баллов – “2” (неудовлетворительно).

3 этап – осуществление деятельности

Ученики самостоятельно работают над проектом. Учитель выступает в качестве консультанта по мере необходимости, ненавязчиво контролирует ход работы, репетирует с учениками предстоящую презентацию.

4 этап – презентация

1. Ученики представляют свои работы, рассказывают о найденных способах решения, отвечают на вопросы одноклассников и учителя, дают взаимооценку.

2. Учитель – обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения, оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность, …

Разработка урока-презентации

(4 этап)

Тема: “База данных Microsoft Access”

Цель: контроль знаний и умений работать в среде Microsoft Access

Задачи

обучающие: обобщение и структурирование изученного материала;

развивающие: развитие логического мышления, внимательности, творческого потенциала;

воспитательные: толерантности, ответственности, взаимовыручки.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя (5 минут);
  2. Защита проектов (25 минут);
  3. Обобщение и резюмирование результатов (10 минут);
  4. Подведение итогов (5 минут).

Ход урока

1. Вступительное слово учителя (с использованием мультимедиа презентации)

На протяжении 5 уроков вы работали над проектом по созданию базы данных. В ходе работы освоили правила разработки и создания базы данных, поиска информации по базе и ее сортировку. Сегодня мы подводим итоги всей работы. Вы должны продемонстрировать полученную базу данных и рассказать о ее разработке.

Каждому участнику группы выданы бланки для оценки выступления группы. На протяжении всего времени вы видели как работают участники других групп, поэтому сможете дать оценку работе, постарайтесь быть по максимуму объективны.

На выступление группы отводится 10-12 минут.

 

Ф.И. ученика Достигнутый результат

(15 баллов)

Оформление

(15 баллов)

Защита Процесс проектирования Сумма баллов
Представление

(15 баллов)

Ответы на вопросы

(15 баллов)

Интеллектуальная активность

(10 баллов)

Творчество

(10 баллов)

Практическая деятельность

(10 баллов)

Умение работать в команде

(10 баллов)

                   

2. Защита проектов

Ученики представляют свои проекты.

3. Обобщение и резюмирование результатов

Сегодня мы завершили большую работу по изучению технологий хранения, поиска и сортировки информации при помощи программной среды Microsoft Access. Все ученики продемонстрировали хорошую подготовку и знание темы. Осталось только подвести итоги работы и обобщить результаты. Кто хочет высказаться по поводу работы? (ученики высказывают свои мнения)

Учитель отмечает позитивные и негативные моменты работы.

4. Подведение итогов

Теперь, пожалуйста, заполните бланки для оценок, соберите в своей группе и положите на стол учителя.

Учитель проецирует на экран через мультимедиа проектор таблицу вычисления среднего арифметического каждого участника проекта (вычисление при помощи электронной таблицы). Выставляются оценки.

Учитель благодарит учеников за работу.

Приложение 2

Список литературы

  1. Н.Ю. Пахомова “Метод учебного проекта в образовательном учреждении” Москва, издательсво “Аркти”, 2005.
  2. И. Семакин, Е. Хеннер “Информатика 11 класс” Москва, Бином. Лаборатория Знаний, 2002.