Согласно содержанию концептуальной части Программы развития, конечным результатом работы лицея является становление личности учащегося, критериальная характеристика которого снижена в документах в виде моделей выпускника каждого профильного отделения. Психологический же портрет лицеиста дает условное представление о желательных качествах выпускника, позволяющих ему выйти на путь индивидуального и эффективного личностного роста, обеспечивающего непрерывность образования в течение жизни.
В связи с этим становятся актуальными постоянный поиск и апробация новых подходов к организации образовательного процесса, новых, наиболее эффективных и экологичных технологий, позволяющих осуществлять в полной мере личностно-ориентированное обучение. Все это и явилось причиной того, что наш лицей является одним из базовых учреждений областной экспериментальной площадки "Включение нетрадиционных форм организации познавательной деятельности в учебный процесс как путь взаимодействия инвариантной и вариативной частей учебного плана". В рамках этого эксперимента работала с 2001 по2006 год философско-культурологическая школа, которая позволила находить наиболее оптимальные формы организации познавательной деятельности учащихся и осуществлять отбор содержания образования в условиях профильного обучения.
Цель данной философско-культурологической школы (далее ФКШ) – создание пространства для самоактуализации личности, основанного на социокультурном творчестве учащегося и учителя – отвечала цели Программы развития лицея и позволяла решать ее основные задачи по созданию единого образовательного пространства для саморазвития учащихся в условиях личностно-ориентированного образования.
А также участие в данном эксперименте давало возможность решить те проблемы, которые выявились в организации образовательного пространства за последние годы, а именно:
- сужение границ гуманитарного образования на экономическом и естественнонучном профиле;
- отрицательная динамика в формировании общекультурной подготовки учащихся, обусловленной резким снижением уровня культуры, как в социуме, так и в российском обществе в целом;
- превалирование информационных знаний над учебно-организационными, общелогическими и исследовательскими умениями;
- снижение внутренней мотивации лицеистов на обучение;
- несоответствие форм организации учебной деятельности концептуальным идеям Программы развития лицея;
- изменение планов профессионального самоопределения к выпускному классу в результате ошибочного выбора на этапе ранней профилизациии на нулевом курсе (8 класс);
- перегрузка учащихся на всех этапах обучения.
С учетом данных проблем были определены следующие целевые ориентации (задачи) деятельности лицея:
- Разработка модели содержания гуманитарного
образования старшеклассников, независимо от
избранного профиля
- Воспитание человека высокой гуманитарной культуры.
- Создание образовательных программ гуманитарной направленности
- Создание единого целостного пространства
знаний за счет интеграции предметов.
- Разработка системы формирования культуры мышления и исследовательских умений среди учащихся.
- Сохранение базового ядра образования (стандарта), обеспечивающего возможность перехода из одной микрогруппы в другую в условиях профильного обучения.
- Создание оптимальных условий для развития
выявленных задатков и способностей как
академической, так и творческой направленности
- Развитие предметов эстетического цикла.
- Активизация проектной деятельности в рамках внеклассной работы.
- Поиск и отбор форм и методов организации
образовательного процесса, адекватных целевым
установкам лицея.
- Использование дифференциации и индивидуализациии обучения детей в микрогруппе как главной мотивационной базы обучения.
- Включение нетрадиционных форм организации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности за счет внедрения блочно-модульной технологии, технологии погружения, тренинговых форм.
- Изменение режима организации учебного процесса (недельные и семестровые предметные погружения)
- Обеспечение достоверной психологической диагностики развития способностей в рамках мониторинга (внутрилицейского и в рамках межтерриториальной площадки).
В рамках этого эксперимента были изменены содержательные аспекты на всех этапах обучения в лицее. И если до этого по установившейся системе обучения в лицее выбор профиля учащимися проводился в 8-м классе, и уже с 9-го класса они обучались на одном из основных отделений – гуманитарном, естественно-научном или экономическом, что предусматривало углубленное изучение профильных предметов и некоторое ограничение в изучении мировоззренческих дисциплин, то в философско-культурологической школе профсамоопределение окончательно осуществлялось только в 10-м классе, а содержание обучения – в 8-м и 9-м классах было более насыщено гуманитарными и развивающими дисциплинами, которые способствуют формированию у учащегося целостной картины мира.
При этом необходимо было использовать формы обучения, альтернативные классно-урочной системе, и перейти от трансляции, передачи информации о какой-либо стороне человеческого опыта к погружению в этот опыт через совместную с учащимися познавательную творческую деятельность. Чем больше практических возможностей использования своих знаний видит человек, чем с большим диапазоном повседневных потребностей связывает он эти знания, тем выше их субъективная ценность и более насущна потребность в образовании. Знания, полученные по любому из школьных предметов, должны восприниматься как часть единого целого и активно использоваться на других уроках, при участии в дискуссиях, тренингах и т.п.
Реализация программы философско-культурологической школы осуществлялась в 3 основных этапа:
I этап (8 класс) 2002-2003 уч. год
Цель: Формирование положительных эмоций как ведущего фактора развития личности.
- Включение психологических механизмов по адаптации учащихся в новых условиях. “Школа начинающего лицеиста”. Работа психолога в группе, сопровождение предметных погружений и тренингов.
- Активное внедрение предметов общекультурного и развивающего характера.
- Углубление знаний в области литературы, языка, искусства, истории (Древняя Русь, Россия XVIII век) через тренинги “Искусство мыслить”, “Основы философии”.
- Создание единого целостного пространства знания за счет интеграции предметов (русская литература и язык, зарубежная литература, МХК, история, иностранные языки; биология. экология, ОБЖ и др.).
- Метод проектов: разработка сценария, отбор материала для воссоздания эпохи, театрализация. Творческий экзамен (в конце недельных погружений по предмету - в субботу).
II этап (9 класс) 2003-2004 уч. год
Цель: профессиональная ориентация и диагностика склонностей лицеистов к профессиональной деятельности.
- Развитие мотивации лицеистов к учению на основе персонифицированного подхода к выбору учащимися содержания образовательной программы.
- Использование блочно-модульных технологий в преподавании предметов, продолжение режима недельных предметных погружений.
- Работа в микрогруппах на уровне элективных курсов и факультативов. Гибкая и мобильная система выбора вариатива.
- Творческие уроки и спецкурсы “Основы восприятия искусства”,”Живопись Х1Х века”, “История и география религий”. Введена летняя учебная практика - до 60 часов (социально-экономическая, экологическая).
III этап (10-11 класс) 2004-2006 учебные годы
Цель: оптимальное развитие и самореализация личности, ее жизненное самоопределение.
- Выход на индивидуальные образовательные траектории внутри группы по семи специализациям: филологическая (лингвистика и словесность), общественные дисциплины (юридическая), медико-биологическая, химико-технологическая, социально-экономическая, экономико-математическая и информационно-технологическая. Индивидуальные учебные планы.
- Отход от системы недельных предметных погружений, семестровые предметные погружения в рамках “профиля – непрофиля”. Работа в стратовых группах.
- Включение спецкурсов “Профессиональное самоопределение”, “Основы культуры общения”, “Теория познания”, “Жизненное и профессиональное самоопределение”, “Личная экономика”, “Прикладная экономика” и т.д.
Всё перечисленное повлекло за собой активное изменение организации учебного процесса в рамках подпрограмм эксперимента “Организация образовательного процесса”, “Образовательные технологии”,в результате чего были включены в учебный процесс нетрадиционные формы его организации, разработаны модели сочетания классно-урочной и альтернативных форм педагогической деятельности, модели работы в группах с разным количеством учащихся в соответствии со спецификой учебной дисциплины и психологическими особенностями детей, введено системное использование предметных погружений, тренингов, совместного проживания учебного материала, произошло перераспределение содержательного материала по профильным дисциплинам.
А главное, изменились подходы в преподавании: даже в условиях проведения традиционных форм учебной деятельности главным становится не сумма полученных знаний, а умение анализировать, исследовать, делать выводы, обобщать, т.е. важны не знания ,а метазнания.
В связи с этим наша деятельность в рамках эксперимента предусматривала отбор, адаптацию и внедрение наиболее эффективных технологий, позволяющих не только закрепить и углубить полученные знания, которые, еще раз подчеркиваю, являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся, но и позволяют:
- освоить методы самостоятельной работы, интеллектуальной дисциплины, необходимые для развития критического мышления;
- на основе полученных знаний и личного опыта научиться самостоятельно решать поставленные задачи и проблемы и нести ответственность за свои поступки;
- выработать способности саморазвития и потребности в нем.
Поставленные задачи диктовали необходимость
выхода на индивидуализацию обучения, на
формирование такого образовательного
пространства, где учащийся является полноценным
субъектом деятельности, где созданы оптимальные
условия для самопознания, самореализации,
саморазвития личности. С этой целью на
внедренческом этапе в рамках ФКШ были
разработаны и апробированы локальные
экспериментальные подпрограммы:
“Индивидуальная образовательная траектория”,
“Индивидуальный учебный план”, “Портфолио”.
Участие в эксперименте позитивно сказалось и на
профессионализме преподавателей лицея, что
нашло выражение в повышении квалификационной
категории (первой и высшей) учителей и
психологов, работающих в рамках эксперимента, на
63%, (эта тенденция просматривается и на всем
коллективе педагогических работников).
За последние 3 года созданы и апробированы 43
авторские разработки, из них прошли и находятся
на стадии экспертизы 33 программы и УМК.
Наши преподаватели в течение 2-х последних лет
становятся лучшими учителями города и
лауреатами областного конкурса “Учитель года”.
Четыре преподавателя стали победителями
конкурса “Лучшие учителя России” в рамках
национального проекта.
Участие в этом эксперименте позволило также всему коллективу, а не только преподавателям, работающим в рамках эксперимента, перейти от информационно-объяснительной технологии “традиционного обучения”, предполагающей, прежде всего, классно-урочную организацию учебного процесса, к технологиям индивидуализированного обучения, деятельностно-развивающего характера, а также информационным технологиям, технологиям погружений (тематических, предметных), тренингов и блочно-модульной системы обучения.
А также в рамках эксперимента лицей успешно апробировал разные модели профильного обучения: внутрилицейскую (многопрофильную), смешанную (на ресурсно-договорной основе), многопрофильные группы (7 специализаций внутри группы) при сохранении контингента учащихся 8-11 классы. Разработаны сквозные программы формирования общеучебных умений и навыков по всем образовательным областям. Отработана технологическая карта организации научно-исследовательской деятельности.
Разработаны и реализуются карты личностного роста, как учащихся, так и преподавателей. Разработана программа психологического сопровождения процессов самоопределения и самоовладения личностным развитием. При этом усилен культурологический аспект для учащихся всего лицея с включением таких спецкурсов и тренингов, как “Основы философии”, “Восприятие искусства”, “Нулевой модуль”, “Основы культуры общения”, “Теория познания”, “Жизненное и профессиональное самоопределение”, “Личная экономика”, “Прикладная экономика” и т.д.
Таким образом, инновационное поле экспериментальной площадки позволило создать качественно новую среду и условия формирования личности ученика и учителя, что отвечает требованиям времени и современной образовательной политики, когда государству необходима активная, конкурентоспособная, созидающая личность, способная успешно интегрироваться в мировое сообщество.