Французский архитектор Ле Корбюзье в начале XX века сказал: “Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия”. Его слова очень точно характеризуют и наше время. Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека.
Традиционно курс геометрии относят к сложным школьным курсам. Одной из причин является то, что из-за отсутствия достаточного количества времени, отводимого на изучение геометрии, у учащихся возникает непонимание, и усвоение строится на заучивании. В связи с этим возникает формализм в усвоении материала учащимися, и они теряют интерес к предмету.
Данная работа посвящена изложению опыта проведения уроков с применением компьютера (Приложение 1). При преподавании математики проблема “чему учить?” стоит не так остро (так как это устоявшийся, упорядоченный курс), как проблема “как учить?”. Мой верный друг и помощник на уроке – компьютер. Использование компьютера предоставляет прекрасную возможность решения проблемы "как учить?".
Компьютер применяется мной и для проведения уроков, и для создания наглядных пособий (Word, Excel, Publisher), проверочных, контрольных работ, компьютерных тестов, для диагностики и коррекции знаний (Школьный наставник), для обмена опытом (Internet).
При использовании компьютерных технологий прослеживаются все этапы урока:
1) проверка знаний может проводиться в виде теста в программе Word, созданного в формате ЕГЭ, либо, что более интересно детям, в виде теста в Ехсе1, где проверку и оценку выставляет компьютер;
2) объяснение новой темы возможно традиционно с использованием чертежных инструментов, а возможно на компьютере с помощью проецирующего устройства (использование презентаций помогает оживить материал, сделать его более красочным и наглядным.) Уроки математики, разработанные с применением компьютера, приобретают совершенно новое звучание. Хотя основные этапы урока остаются прежними, появляются новые возможности, например, ввести сказочного героя, который поможет школьникам решить задачу;
3) закрепление материала заключается в выполнении учащимися разноуровневых заданий на компьютере.
Например в программах “Живая Геометрия” и “Живая Математика” высокий эстетический уровень оформления делает изучение математики привлекательным. А решение задач нетрадиционно, поэтому активно участвуют даже слабоуспевающие ученики. Тем самым обеспечивается для них ситуация успеха и эмоциональной поддержки не только со стороны учителя, но и со стороны одноклассников. Программа на этом этапе ставит задачу заинтересовать, привлечь внимание всех учащихся, показать всю красоту геометрии, её важность и значимость.
Программы “Живая Геометрия” и “Живая Математика” предоставляют прекрасную возможность решения проблемы как учить. Эти программы не являются обучающими и “сами ничего не строят и не объясняют”, “Живая Геометрия” — это набор инструментов для построения чертежей и их исследования. Эти программы дают возможность “открывать” и проверять геометрические факты, в некоторой степени они позволяют пройти путь человечества к приобретению геометрических знаний, начиная с фактических знаний древнего Египта и Вавилона и заканчивая Евклидом.
Сердцем программ является реализация идеи "Оживления чертежа". Наиболее продвинутые средства пакета – мультипликация – предоставляют возможности для качественно более глубоких геометрических экспериментов, чем в традиционной геометрии. Геометрический материал становится для учащихся доступным и понятным. После таких уроков учащиеся глубже начинают вникать в суть самого предмета, проявляют интерес к нему. Простая техника измерений элементов геометрических фигур, с которыми работает учащийся, позволяет усваивать метрические соотношения экспериментально – в том числе учащимся с затрудненным восприятием геометрии.
Ведущей линией курса является организация разнообразной геометрической деятельности: наблюдение, экспериментирование и конструирование – в результате которой учащиеся самостоятельно добывают геометрические знания и развивают специальные качества и умения: геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки.
Проведение уроков с компьютером имело и совершенно неожиданный эффект: ученики заинтересовались новыми возможностями и начали по желанию выполнять индивидуально и в группах дополнительные задания. В прошлом году мы участвовали в проекте ИНТЕЛ® Обучение для будущего. Семиклассники создали презентацию-справочник по теме окружность. Восьмиклассники – кроссворды и публикации. Все это использовалось учащимися во время проведения недели математики в школе.
Выводы:
Использование современной вычислительной техники позволяет учителю:
- повысить эффективность обучения;
- вносить элемент новизны при решении задач;
- рационально использовать учебное время;
- сделать процесс работы наглядным,
- помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах, а не на второстепенных.
- показать всю красоту математики, ее важность и значимость.
Использование современной вычислительной техники позволяет ученику:
- расширить диапазон знаний;
- повысить исследовательскую активность;
- разнообразить самостоятельную работу;
- развивать интуицию, воображение и другие важнейшие качества, лежащие в основе любого творческого процесса;
- строить предположения и подтверждать их;
- открывать и проверять геометрические факты;
- повышать самооценку и самокритичность;
- сформировать положительное и ответственное отношение к учебе.
Ещё одна сторона "'медали" – это формирование грамотного отношения к компьютеру как к инструменту получения знаний, что является существенным фактором в период бурного роста компьютеризации.
Использование компьютера дает несомненные преимущества по сравнению с традиционным стилем преподавания математики.