Цели урока:
- Образовательные:
- проверка умения учащихся:
- изображать результаты экспериментов, наблюдений, опросов в виде таблиц, графиков, диаграмм,
- вычислять и применять различные выборочные характеристики,
- оценивать неизвестные параметры по статистическим данным;
- обобщение и систематизация основных понятий и применение их на практике.
- проверка умения учащихся:
- Развивающие:
- формирование умений первичной обработки статистических данных;
- формирование представлений о важных статистических идеях;
- развитие логического мышления;
- развитие монологической речи в ходе объяснений, обоснования выполняемых действий, развитие навыков самостоятельной работы.
- Воспитательные:
- воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов, уважительного отношения друг к другу;
- воспитание познавательного интереса к учебному предмету;
- воспитание у учащихся культуры общения в группе.
Оборудование урока: распечатки с текстами, задания для групп, компьютеры.
Типология урока: урок-лаборатория.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
– Как только человеку в его деятельности
потребовались количественные характеристики, то
есть числа, тут же появилась статистика. Конечно,
она не называлась так, но самые первые
статистические исследования можно обнаружить и
в древних египетских папирусах, и на вавилонских
глиняных табличках. “Статистика знает всё”, –
утверждал Ильф и Петров в романе “Двенадцать
стульев”, – “известно, сколько какой пищи
съедает в год средний гражданин республики…
известно, сколько в стране охотников, балерин…
станков, велосипедов, памятников, маяков и
швейных машинок… Как много жизни, полной пыла,
страстей и мысли, глядит на нас со статистических
таблиц!..”.
Это ироничное описание даёт общее представление
о статистике. Сначала возникли демографическая
статистика, медицинская статистика,
экономическая статистика, потом –
метеорологическая, биологическая, финансовая,
налоговая и т.д. Отсутствие строгой, научной базы
статистических прогнозов, произвольное
толкование статистических данных позволили в
конце XIX века английскому премьер – министру
Б.Дизраэли заметить: “Есть три вида лжи. Просто
ложь, наглая ложь и … статистика”. В XX веке
появилась математическая статистика, обладающая
универсальными методами сбора, хранения и
обработки информации для выработки различных
прогнозов.
Мы с вами на последних уроках встретились с одним
из важнейших явлений окружающей
действительности – явлением статистической
устойчивости. Одной из основных задач статистики
является обработка информации. Конечно, у
статистики есть много и других задач: получение и
хранение информации, выработка различных
прогнозов, оценка их достоверности.
Вопросы к учащимся:
1. Какие методы обработки информации вы узнали?
2. Что означают термины:
- Общий ряд данных – это…
- Выборка – это …
- Варианта – это …
- Ряд данных – это …
- Кратность варианты – это…
- Частота варианты – это …
– Сегодня у нас на уроке будут работать несколько экспертных групп, задача у каждой группы будет своя.
- Первая группа – эксперты. Будут проверять все ваши ответы, следить за правильностью их выполнения.
- Вторая группа будет заниматься сбором информации и первичной его обработкой.
- Третья группа будет заниматься статистическими методами обработки на компьютерах.
Итогом работы всех групп должен стать отчет о результатах эксперимента, графические данные по задачам.
III. Работа в группах
– Всю свою работу оформляйте в тетрадях, в конце урока я их соберу на проверку.
Задачи для 2-й группы:
1. После группировки данных эксперимента получилась такая таблица их распределения:
Варианта |
– 3 |
0 |
4 |
5 |
9 |
11 |
12 |
15 |
20 |
Кратность варианты |
12 |
9 |
1 |
64 |
34 |
56 |
7 |
8 |
9 |
- Определите объем выборки.
- Найдите наиболее часто встретившуюся варианту.
- Допишите к таблице третью и четвертую строки из частот и процентных частот вариант.
- Найдите сумму чисел в третьей и четвертой строках.
2. В вашем классе соберите данные о месяцах рождения учеников. Месяцы удобнее перечислять не по названиям, а по порядковому номеру.
- Каков общий ряд данных?
- Выпишите ряд данных полученной вами выборки.
- Составьте таблицу распределения из четырех строк: варианты, кратности, частоты, частоты в процентах.
- Укажите наиболее и наименее часто встретившуюся варианту.
3. Выборка состоит из всех букв, входящих в двустишие:
“…Это дерево – сосна,
И судьба сосны ясна…”
- Выпишите ряд данных выборки.
- Найдите объем выборки.
- Определите кратность и частоту варианты “о”.
- Какова наибольшая процентная частота вариант выборки?
Задачи 3-й группы:
1. При выборочной переписи населения в 20 квартирах были получены следующие сведения о годах рождения их жильцов (первые две цифры 1 и 9 не пишем):
30, 56, 98, 77, 93, 31, 61, 80, 87, 52,
56, 32, 87, 73, 93, 81, 57, 52, 61, 87,
90, 92, 85, 87, 70, 61, 93, 87, 52, 53,
40, 56, 48, 51, 61, 87, 88, 90, 52, 60,
22, 34, 48, 52, 88, 87, 91, 62, 63, 87,
39, 40, 52, 87, 99, 91, 87, 65, 61, 55.
- Каков общий ряд данных этого измерения?
- Составьте ряд данных.
- Найдите кратность и частоту вариант 61 и 87.
- Составьте таблицу кратностей, разбив данные на интервалы по годам:
№ 1 от 22 до 30;
№ 2 от 31 до 40;
№ 3 от 41 до 50;
№ 4 от 51 до 60;
№ 5 от 61 до 70;
№ 6 от 71 до 80;
№ 7 от 81 до 90;
№ 8 от 91 до 99.
- Постройте гистограмму частот с выбранным распределением на участки.
2. Постройте многоугольник (процентных) частот.
- Какова частота множества всех четных по величине вариант?
- Всех нечетных по порядку возрастания вариант?
- Постройте круговое распределение частот.
3. Алфавит разбит по порядку на три одинаковых участка:
№ 1 от “а” до “й”,
№ 2 от “к” до “у”,
№ 3 от “ф” до “я”.
- Найдите кратность и (процентную) частоту участка № 3.
- Составьте таблицу распределения частот интервалов.
- Укажите участок наибольшей частоты.
Дополнительные задачи.
1. Продолжение упражнения 1 первой группы.
- Найдите кратность и (процентную) частоту интервала № 5.
- Составьте таблицу распределения частот интервалов.
- Постройте гистограмму частот с выбранным распределением на интервалы.
2. В вашем (или в соседнем) классе соберите данные о днях рождения учеников.
- Разбейте общий ряд данных на три участка:
№1 – [1;10],
№2 – [11;20],
№3 – [21;31],
и составьте таблицу распределения частот.
- Постройте соответствующую гистограмму.
- Рассмотрите шесть участков: № 1 – [1; 5], № 2 – [6; 10], …, № 6 – [26; 31], и составьте таблицу распределения частот.
- Постройте соответствующую гистограмму.
IV. Подведение итогов урока