При переходе от возраста младшего школьника в подростковый изменяются внутренние ценности ребенка, изменяется основной тип деятельности.
В учебном плане подростковой школы появляются факультативы, однако ученики затрудняются в выборе факультативного курса.
Содержание уроков или факультативных занятий определяется программами и не может быть изменено по потребности ученика.
Эти и другие проблемы повлияли на создание новой формы обучения – студийной.
ОСОБЕННОСТИ
- Обучение длится 1 год.
- Возраст – 12-13 лет (т.е. 6 класс).
- Студии ребята выбирают по своим интересам.
- Посещение студий свободное.
Начинается все с презентации студий. Учителя (руководители студий) дают краткое представление о своем курсе, пытаются заинтересовать учеников. Учащиеся выбирают ту или иную студию в зависимости от своих интересов или заинтересовавшись презентацией. Затем идет работа студий. Чаще всего курс рассчитан на 6-8 часов и проводится в один и тот же день в одно и то же время (по договоренности преподавателей). По окончанию ребята переходят из одной студии в другую, таким образом, за год учащиеся посещают несколько разных студий. В конце учебного года проводится ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОЛИГОН, на котором подводятся итоги работы студий.
Познавательный полигон – это массовое мероприятие, на котором ребята демонстрируют приобретенные знания и умения, делятся впечатлениями, выполняют коллективную зачетную работу.
ЗАДАЧИ КУРСА
Каждый курс рассматривается в двух контекстах: в контексте ученика и в контексте управления учебно-воспитательным процессом.
Ученики на студиях могут увидеть предмет не как школьную дисциплину, а как то, чем интересно заниматься. За счет этого и развивается познавательный интерес.
Так как форма работы студийная, то ребята чаще всего работают в группах сменного состава, что влияет на развитие коммуникативных навыков.
Приемы, которые используются при работе студий, часто заставляют учащихся пребывать в ситуации выбора, что тоже немаловажно для собственного развития.
В контексте управления УВП важно создание ситуаций кооперативной деятельности педагогов, а также создание ситуации по переосмыслению своего предмета и выделению надпредметных умений.
Вот примеры студий с краткой программой, которые разработаны и действуют в этом учебном году в нашей школе:
НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
Курс направлен на развитие образного мышления, изобразительно-графических умений, моделирования, конструирования.
Программа курса:
- Китайская головоломка
- Задачи на разрезание и перекраивание фигур
- Танграм
- Стомахион
- Игра-задача Пентамино
ЭКСПЕРИМЕНТ
Курс направлен на познание окружающего мира и себя как части этого мира через призму – химический эксперимент.
Программа курса:
- Правила ТБ при работе в кабинете химии
- Признаки химических реакций
- «Черное и белое»
- Получаем серебро
- Измерение РН моющих средств
- Почему лимон кислый?
- Огонь
УСПЕХ В УЧЕНИИ
Курс направлен на развитие обшеучебных умений, необходимых для достижения успешности в учении.
Программа курса:
- План. Как его составлять?
- Требования к устному ответу
- Качественная речь
- Как готовить домашнее задание?
- Что значит быть успешным?
СКРИПТОРИЙ
Курс направлен на обучение работать с текстом, словом, выразительными средствами языка, на развитие мышления и воображения.
Программа курса:
- «Настоящая находка»
- Создай свое слово
- Текст на одну букву
- Веселые рифмы
- Вырази настроение
- Научись читать стихи
- Письмо в будущее
ЛИНГВА
Курс направлен на расширение лингво-страноведческих знаний, развитие коммуникативных умений, формирование у учащихся эстетического, эмоционального видения мира.
Программа курса:
- Нас приглашает в гости…
- Заимствованные слова
- Что мы знаем о стране и о ее жителях?
- Чем страна привлекает туристов?
- Расскажи другу об этой стране
ПОЗНАЙ СЕБЯ
Курс направлен на развитие у подростков способности ставить и решать задачи собственного развития через категорию «Я».
Программа курса:
- Бесконфликтное построение отношений со сверстниками
- Понимание себя, своих чувств, эмоций
- Совместная деятельность, работа в группе
- Комфортное сосуществование с окружающими людьми
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Во-первых, ученики смогут увидеть те увлекательные стороны школьных предметов, которые не раскрывает школьная программа.
Во-вторых, ребятам будет легче выбрать предмет для дальнейшего углубленного изучения, т.е. факультатив.
В-третьих, усвоение различных способов познавательной деятельности помогут ученикам успешно учиться на традиционных уроках.
Ну и, конечно же, работа в смешанных группах даст хороший опыт коммуникации, который необходим для дальнейшей жизни в современном обществе.
Ребята, не смотря на свободное посещение, с удовольствием занимаются на студиях и отмечают необходимость и важность этих занятий.