До того как ребенок приходит в школу, ведущей деятельностью является игровая деятельность. Дошкольники практически всегда имеют общество сверстников – партнеров по игре. Об этом заботятся родители и воспитатели дошкольных учреждений. Общение со сверстниками создает условия для развития творческого начала в ребенке и для формирования у него волевых компонентов деятельности по утверждению, отстаиванию и защите своей позиции. Создаются условия для самовыявления ребенка, а значит для его самопознания и самооценки.
Далее в жизни ребенка происходят очень важные перемены: он становится школьником. С радостью идет в школу – новизна притягивает. Что же происходит в школе?
Детей рассаживают за удобные современные парты, запрещают разговаривать друг с другом, взаимопомощь на уроке называют “подсказкой и списыванием”. И получается, что в учении – в их главном на данном возрастном этапе деле – они лишены общества сверстников – этого существенного факта нормального развития.
В самом деле, как же учатся дети: рядом или вместе, сотрудничая друг с другом?
Ученики на уроке не общаются, не взаимодействуют непосредственно: учитель всегда выступает посредником между детьми. Отношение “учитель-ученик” реально существует, а совместная учебная работа детей, предполагающая их непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками без посредства учителя встречаются редко. Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничая друг с другом.
Альтернативой взрослоцентричной педагогики является учебное сотрудничество самих детей, организованное взрослым. Дети непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель специально строит их сотрудничество, совместное действие.
Экспериментально установлено, что генетически первым субъектом учебного обращения к взрослому выступает не индивид, а группа совместно работающих детей. Для того чтобы ребенок достиг самостоятельности в контрольно-оценочной сфере, взрослый должен выйти из ситуации непосредственного взаимодействия, соорганизовав действия самих детей. Сотрудничество с равнонесовершенными партнерами является необходимым условием зарождения инициативности ребенка в учебных действиях, имеющих рефлексивную природу.
Для организации полноценного совместного учебного действия очень важны такие формы работы, как взаимная проверка заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Так, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляются причины ошибок, разъясняется их характер).
Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. У робких и слабых детей развивается школьная тревожность, у лидеров – искажение становления характера. Каждый ребенок имеет возможность утвердиться в себе в микроспорах, где нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.
В групповой деятельности учащиеся приобретают опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание, планирование). Ещё хочется отметить то, что работа в группе позволяет повысить мотивацию, вовлечь в содержание обучения как можно больше учащихся класса.
Особо остановимся на воспитательном моменте. При правильной организации групповой деятельности школьники учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и принимать мнение другого, приходить на помощь товарищу в затруднительной ситуации.
Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:
- Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
- На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
- Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
- Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;
- Сплоченность класса возрастает;
- Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением;
- В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.
- Дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду учителя.
- Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
- Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности;
- Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.
Разумеется, нет необходимости включать групповую работу в каждый урок. Все хорошо в меру. Групповая работа возможна при решении задач, которые не решаются единолично (нестандартные, сложные). При формировании понятий, выведении способов решения определенного класса задач, при решении задач – ловушек, при контроле и оценке знаний.
Стоит остановиться на вопросе: как формируется группа?
Перед началом образования групп педагог должен подчинить процесс группообразования следующей установке: у учащихся должна быть ориентация на мыслительную деятельность.
Цели групповой работы должны быть открыто объявлены учителем и объяснены самым тщательным образом. От этого зависит самоопределение учащихся, серьезность их намерения работать в группе.
В основе разделения на группы не должны лежать сложившиеся между учащимися дружеские отношения, в противном случае есть опасность выделения, обособления внутри группы сильной доминирующей пары (тройки) учащихся, между которыми существует известная сплоченность.
Педагогу следует учитывать личные склонности, но следует учесть и то, что “слабому” ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцев можно посадить вместе. Самых развитых не стоит на долго прикреплять к слабым, т.к. для успешного роста им тоже нужен равный партнёр или даже более сильный. Опасно объединять двух озорников или тихонь. Хорошо, если в группе есть человек, который может организовать работу, пусть он не будет при этом генератором идей. Ни в коем случае не стоит вместе собирать “слабых” учеников.
Для того, чтобы группа сработалась, часто пересаживать учащихся не стоит, но и не редко. Способов пересадки может быть много: учитель сам рассаживает школьников на своё усмотрение; выбираются 3 -4 капитана, которые набирают себе команду; предлагается найти в классной комнате место, где наиболее удобно и комфортно ( в этом случае, когда все рассядутся, нужно обратить внимание на соседей “Вам действительно приятно в этой компании?”); в процессе игры “Подари своё место” и т. д.
Обязательно после групповой деятельности нужна оценка работы группы. Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен не индивидуально, а был продуктом определенной мыслительной работы. Акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе. Оценивать можно. Но недопустимо оценивать по-разному детей, работающих в одной группе (учитель не объективен в данном случае). Оценивать нужно не только результат, но и то, какими путями к нему пришли, как был организован процесс взаимодействия. Отмечаются человеческие добродетели: терпение, доброжелательность, вежливость. Полезно проанализировать ошибки в работе и их причины. По-настоящему образец усвоен после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок: разбирать не содержательную ошибку, а ход совместных действий. (например: 1 человек все сделал и за всех решил: “мы готовы”; спор не продуктивный; возникает 2-3 решения). Если не пожалеть на это времени в начале организации групповой деятельности, то позже она становится необходимой и приятной для всех участников.
Как строится групповая работа?
При построении учебного сотрудничества самих детей, необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте не было. Игра – дело спонтанное. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя “мелочей”, не пытаться перейти к сложному до проработки простейшего. Как сесть за партой? Как соглашаться? Как возражать? Как помогать и просить о помощи? Как задать вопрос? Вот не полный перечень вопросов, на которые нужно ответить и учителю, и учащимся, начиная работать в группах.
Впервые первоклассники встречаются с таким видом деятельности в рамках курса “Введение в школьную жизнь”. В самом начале ребята знакомятся, принимают нормы сотрудничества. Поэтому на этом этапе им необходимо дать образцы взаимодействия на личном примере, на примере других ребят, вплоть до речевых оборотов “ты согласен? Почему ты так думаешь?” и др. Важно научить детей распределять роли в группе. Ребенок должен понимать, какую часть работы ему предстоит решить. Здесь можно провести аналогии с распределением ролей в игре. Общий принцип работы в группе – договорились, распределились, состыковались, как следствие – результат.
И, конечно, роли нужно менять.
Как правило, в 1 классе школьники учатся работать друг с другом; во 2 – могут оценить не только результат, но и способ работы; в 3 классе – межгрупповое взаимодействие.
НЕ допускается при организации групповой работы:
- Не принуждать, не высказывать неудовольствия, если кто-то не хочет работать в группе. Лучше после выяснить причину отказа от работы.
- 10-15 минут совместной работы – это максимальное время. Если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается.
- Не требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием. Для того, чтобы уровень шума был оптимальным, можно придумать “шумомер”.
- Не наказывать лишением работы в группе.
В заключении хотелось бы отметить, что групповая работа, конечно, не является панацеей от всех бед. Есть и проблемы, такие как:
- взаимоотношения детей сложно налаживать;
- не всегда учитель может проследить, на сколько продуктивно работают все учащиеся (особенно в старших, средних классах);
- дети много говорят не по существу.
Но эти проблемы можно решить, занимаясь такой работой в системе, хорошо представляя задачи и цели, которые нужно достичь. Нет смысла ставить и тем более обсуждать вопрос о том, какая из форм организации работы предпочтительнее: фронтальная, индивидуальная или групповая. Каждая хороша в рамках тех задач, которые она подряжается обслуживать.