В современном обществе успешным человеком считается тот, кто способен организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Социологические исследования, проведенные в экономически развитых странах мира, показали, что большинство современных политических лидеров, воротил бизнеса, новаторов в искусстве и спорте — это люди, обладающие проектным типом мышления. В современной школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.
Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления, и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволили учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Здесь имеется в виду умение грамотно пользоваться источниками информации, оценивать ее достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями, умение правильно организовать информационный процесс.
Можно добиться больших успехов в информационном развитии обычной школы, если в этот процесс включиться всем учителям-предметникам. Роль учителя информатики существенно возрастает, т.к. он является координатором информатизации образования и организатором информационного пространства школы.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ. В связи с изменением доминанты профессиональной деятельности и увеличением доли информационного сектора в экономике необходимо готовить школьников к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации, в частности, освоении средств информатизации и ИКТ. Особо следует отметить важность начальной подготовки в области управления и новаторства. Ведь известно, что развитые в технологическом отношении страны (Великобритания, ФРГ и др.) видят в этом залог успешного государственного и экономического развития.
Информационная подготовка предполагает симбиоз общественно-научных и информационных знаний, с помощью которых учащиеся способны преобразовывать и создавать новый мир.
В процессе подготовки решаются задачи, связанные с определением того, что должен знать школьник в соответствии с требованиями стандарта по информатике, как эти знания он будет применять в учебной деятельности, какими качествами личности он должен обладать, чтобы знания и умения давали наилучший результат.
Причем внедрение современных информационных технологий обучения должно быть постепенным: от использования некоторых элементов урока с использованием ИКТ в привычном учебном материале до использования электронных учебников.
Сегодня есть все основания утверждать, что проектная деятельность, где за основу берется познавательный интерес - это только первое приближение к формированию познавательной активности учащихся. Метод проектов находит всё большее распространение в системе образования, так как любая его форма это одновременно поиск, обработка, критическое осмысление, систематизация, презентация и оценка полученных результатов собственного труда обучающимися.
Вовлечение учащихся в проектную деятельность
происходит постепенно. Рассматривая опыт работы
по проектной деятельности в нашей школе, можно
констатировать, что интерес к самостоятельной
работе появляется уже с младшего звена школы.
Ведь дети с раннего возраста обладают навыками
исследования, и надо лишь научить их
использовать ИКТ для достижения поставленных
ими же самими целей. Они обладают необходимыми
волевыми качествами, чтобы преодолевать
возникающие трудности и не утрачивать интерес к
длительной работе, способны не терять из поля
зрения интересующую их значимую цель.
Кроме того, проектная деятельность позволяет
удовлетворить важные потребности подростков,
учесть их психологические особенности и
минимизировать отрицательные проявления
подросткового кризиса.
В этом учебном году на окружные, городские и
всероссийские конкурсы ученических проектов
были представлены 15 проектных работ учеников
нашей школы с 7-го по 11 класс, использующих
проектную деятельность как одну из форм
организации учебного и внеучебного процессов.
Анализируя эти работы, отметим, что каждый
групповой или персональный проект — это
тьюторская деятельность учителя, а главное
самостоятельная работа, осуществляемая учащимся
на протяжении длительного периода, иногда в
течение почти всего учебного года. Результаты
оценки жюри наших проектов очень порадовали нас
– призовые места получили 11 работ.
Для большей заинтересованности учащегося проект должен иметь личностно значимую цель, сформулированную в виде проблемы, решая которую, автор работы определяют свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. И здесь опять же огромную роль играют средства ИКТ. Так если в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях ее обилия. Это так же приносит свои плоды, так как развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений, делает учащегося устойчивым к разного рода побочным влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе.
Замечательный опыт саморекламы дает ребятам процедура защиты проекта. Она имеет свой строгий регламент — 7–10 минут на выступление и около 5 минут — ответы на вопросы по теме. Автор готовит аннотацию или тезисы своей проектной разработки, знакомит с ней представителей жюри, заранее позаботившись об оформлении аудитории, приготовив технику для демонстрации слайдов, видео- или аудиофрагментов, компьютерной презентации и т.п. Желательно приглашение зрителей, с, может быть даже заранее, оговоренными вопросами по теме, чтобы защита проекта выглядела более убедительной. Визуальные средства также эффектный ход в защите проекта. Психологами доказано, что из визуальной информации человеком воспринимается 55 %, из аудио – 12%, следовательно, если сочетать аудио и визуальное преподнесение, то аудитория воспримет до 65% поданной информации.
Есть много интересных секретов разработки презентаций, которые осваивают учащиеся, защищая свои проекты. Мультимедийные презентации прочно вошли в школьную жизнь. Сегодня ПРЕЗЕНТАЦИЯ – это убеждение в своих позициях, форма коммуникации, чувство цвета, линии, композиции, пропорции и гармонии, способность к образному мышлению, знание психологии цвета. Все это помогает создать эффективную презентацию результата проекта и обеспечивают успех. При разработке презентации учитывается, что она:
- быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
- вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
- усиливает воздействие выступления.
Конечно, на первых порах во всем этом большую помощь оказывает супервизор, но в выпускных классах учащиеся вполне самостоятельно справляются со всеми проблемами. По мнению специалистов, проектная деятельность с последующей защитой поможет молодым людям освоить минимальные навыки саморекламы, необходимые для профессионального успеха в рыночной экономике. В любом случае, досье на самих себя, содержащее творческие работы и проекты, а также отзывы на них, рекомендательные письма, дипломы и грамоты, пригодится всем старшеклассникам, которые всерьез задумываются о своей будущей карьере.
То есть для повышения мотивации учащихся в процессе освоения ИКТ на уроках информатики могут быть успешно реализованы различные формы проектного и интерактивного обучения на уроке или во внеурочное время. Немного об интерактивном обучении.
Интерактивное обучение, по сути – это совместная деятельность учащихся над освоением учебного материала, обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, ведущее к взаимопониманию, взаимодействию и совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Традиционно межличностным считается лишь неопосредованное общение – что называется, “лицом к лицу” (f2f = face to face). Использование компьютерных телекоммуникаций в учебном процессе позволяет придать этому понятию более широкий смысл: общение может оставаться межличностным, будучи опосредованным различными техническими средствами. В наиболее общем виде это обозначается термином k2k (keyboard to keyboard, то есть “клавиатура с клавиатурой”).
Овладев на уроках информатики ИКТ общением в сети, учащиеся включаются в подобный образовательный процесс, в котором учителями-предметниками используются новые педагогические методы. Помимо этого для решения конкретных учебных задач учащиеся могут использовать информационные ресурсы из внутреннего школьного информационного пространства и из Интернет. В таком учебном процессе школьник перестает быть только объектом учительского воздействия – он становится субъектом интерактивного, коммуникативного взаимодействия с педагогом и соучениками-коллегами.
Педагогический опыт показывает, что, активно используя в учебном процессе интерактивные и проектные методы обучения и информационно-коммуникационные технологии, достигаются высокие образовательные результаты, необходимые для жизни в современном информационном обществе, а именно:
- повышается познавательная активность на основе развития критического мышления и умения получать информацию по технологиям Интернет;
- развиваются коммуникативные навыки работы, как в группе, так и со своими сверстниками через Интернет;
- становление активной творческой и жизненной позиций во всех областях деятельности, включая учебную, вплоть до создания собственных образовательных информационных ресурсов;
- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности, межкультурного взаимодействия, т.е. воспитание толерантности.
Внедрение ИКТ в практику работы образовательного учреждения открывает большие возможности и для совершенствования образовательных педагогических методик, обмена опытом и творческого подхода к преподаванию. Основой для этого является накопление учебно-методических материалов во внутреннем структурированном информационном пространстве школы и использование Интернет-технологий как для оперативного, так и для отсроченного общения с коллегами и учениками: электронной почты, форумов, чатов, видеоконференций.
С развитием цифровых компьютерных технологий в учебную практику приходят новые средства, методы и подходы к обучению. Распространение компьютеров и другой мобильной техники позволяют включить в образовательный процесс и открытые площадки за стенами школы.
Формирование мотивационной готовности учителя к использованию информационно-компьютерных телекоммуникаций не только в учебных, но и во внеурочной деятельности – важнейший аспект в повышении уровня обучаемости учащихся и повышении квалификации учителей.
И все таки, хочется сказать, как бы ни были революционны техногенные изменения, как бы ни были высоки информационные технологии, последнее слово всегда останется за личностью, его творческим мышлением и желанием изменить мир.