Метод проектов как один из способов обучения учащихся немецкому языку с целью формирования познавательной компетенции

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Проектную методику на уроке немецкого языка использую с 5 класса. В современных учебниках по немецкому язык, выпущенных под руководством И.Л.Бим (издательство “Просвещение”, Москва, 2003 г.), каждая тема представляет огромные возможности для проекта, каждый проект соотносится с определенной темой устной речи. Для проекта выбираю темы из реальной жизни детей, например, "Die Heimat", "Unsere Familie", "Meine Stadt".

В 6-м классе продолжается проектная работа. Учебник И.Л.Бим “Немецкий язык 6 класс” содержит информативный и познавательный материал, который ориентирован на развитие личностной активности учащихся, на развитие познавательной компетенции. Вовлечение их в творческую деятельность.

Для организации проектной работы отбираю только тот материал, который предполагает решение проблемы, имеет практическую, теоретическую и познавательную значимость.

Так, например:

  1. "Mein Dorf im Herbst" (проблема: описание родного села в осеннее время года, школьный сад осенью).
  2. "Unsere Schule”(проблема: описание родной школы, какие плюсы и минусы имеет твоя школа, что дорого тебе в родной школе).
  3. "Meine Traumschule" (составить рассказ о школе своей мечты, какой ты представляешь школу своей мечты).
  4. "Mein Tag" (проблема: ваше представление об идеальном режиме дня школьника).
  5. "Deutsche Schule" (проблема: особенности немецкой и русской школ).

В начале 2005–2006 учебного года передо мной стояла следующая задача – выяснить, при каких условиях процесс развития и формирования познавательной компетенции у учащихся будет более эффективным. Осуществиться моему эксперименту помогли учащиеся 6-го класса.

В течение года учащиеся выполнили пять проектов. Мной были разработаны и проведены различные способы проектной деятельности. Остановлюсь на примере реализации проектной работы по теме "Mein Dorf im Hebst".

Тип проекта: практико-ориентированный и исследовательский, творческий, с открытой координацией.

Предметно-содержательный признак: монопроект.

Продолжительность проведения: среднесрочный.

Цель: разработка и проведение проекта. Формирование у учащихся познавательной компетенции.

Исследуемая проблема: описание родного села в осеннее время года, школьный сад осенью.

Процесс проектирования начинаем с создания проблемной ситуации. Для этого я предлагаю учащимся подумать, какие цветы, овощи, фрукты и деревья вы знаете? Какие из этих растений выращивают в школьном саду?

Итак, я провожу вступительную беседу. Моя задача – вызвать интерес к теме и настроить учащихся на восприятие материала. После объяснения детям цели и плана работы класс делю на три микрогруппы (по 4 - 5 человек в каждой микрогруппе):

  • "Obsf – 1 я микрогруппа;
  • "Gemüse" – 2-я микрогруппа;
  • “Blumen" – 3-я микрогруппа.

Далее идем на школьный участок, где растут деревья и выращиваются овощи. Сначала беседуем о погоде, выясняю, кто из детей любит это время года – осень, и почему.

Потом мы осматриваем наш огород-сад, комментируем и обсуждаем, что видим:

– 1st der Garten schön?
– Wie sind die Blätter?
– Sind alle Bäume gelb?
– Wohin fallen sie?
– 1st draussen Blätterfall?
– Habeh alle Apfelbäume Äpfel?
– Haben wir Apfel gefluckt?
– Was haben wir noch im Garten gezüchtet?

Останавливаемся у грядки, где росли овощи и цветы:

– Waren hier Tomaten ( Gurken, Morrüben und s.w.)?
– Essen wir sie jetzt in unsere Speisehalle?
– Wer isst gem Melonen? Wer mag Äpfel?
– Welches Obst und Gemüse schmeckt euch? Waren hier Blumen?
– Welche Blumen waren hier? Narzissen? Lilien? Tulpen?
– Welche Blumen sind hier jetzt?
– Ist die Aster eine Herbstblume? Ist die Georgine eine Gartenblume?
– Wie heissen diese Blumen?
– Welche Blume gefällt (hat) euch am besten (gefallen)?
– Haben wir alle im Garten gearbeitet?
– Wie haben wir gearbeitet?

На втором уроке в классе работаем над лексикой по теме и отрабатываем грамматический материал. Домашнее задание дети получают таким –   составить диалог, используя материал на странице 74 в учебнике 6-го класса (автор И.Л.Бим).

Третий урок снова проходит в саду, на нем провожу парную и групповую работу.

Дома учащиеся заполняют следующую таблицу.

Im Schulgarten

Im Hausgarten

Wie ist es?

Salat Rezepte

Wachsen

Form

Farbe

Wie Schmeckt?

Strauss

1.

2.

       

Во время работы над проектом учащиеся 6 класса делают коллажи, рисунки, гербарии. Собирают стихи, рассказы, сказки, игры, загадки и пословицы на немецком языке об овощах, фруктах и цветах.

Ниже приводится стихотворение по заданной теме:

Im Garten

1. Mohne, Nelken, Tulpen, Veilchen,
Weisse Lilien wachsen hier.
Komm und schou die schonen Blumen,
Pfluck die schönste Rose dir.

2. Gross und schön ist unser Garten.
Obst und Gemüse wachsen da.
Und wir Kinder warten gerne
Auf die Erde alle da.

3. Alle pflucken Apfel, Birnen,
Rote Kirschen in den Korb,
Aprikosen, süsse Pflaumen
Ach, wie lustig ist es dort.

W. Bartuli

Ребятам предстоит собрать информацию и отобрать необходимый её минимум для выполнения проекта. Опираясь на аутентичные тексты, дети стараются сами сочинять маленькие рассказики. Составляют диалоги, разыгрывают ситуации на немецком языке. Каждая группа работает над своей темой. Проект становится существенным компонентом учебного процесса, он же и разнообразит работу над темой.

На презентации проектов шестиклассников присутствуют старшеклассники, учителя. Защиту проекта можно организовать в форме дискуссии, можно изготовить костюмы овощей, цветов, фруктов. С помощью коллажа, рисунков ученики рассказывают о школьном саде, о домашнем приусадебном участке, о любимых овощах, фруктах. Здесь же зачитываются рассказы, загадки, можно загадывать шуточные загадки, например:

  1. Welche Blume lietet im Mai? (Die Maiglöckchen)
  2. Ich habe viele Häute Und beisse alle Leute. (Die Zwiebel)

Можно организовать различные игры "Der seltsame Blumenstrauss", "Mein Obst (Gemuse) Salat".

Все материалы проекта "Mein Dorf im Herbst", подготовленные шестиклассниками используются в 7 классе при работе над проектом "Meine kleine Heimat. Mein Heimatdorf heisst Rashewo".

В течение учебного года я целенаправленно наблюдала за активностью учащихся на уроке немецкого языка: повысился ли интерес учащихся к предмету, формируется ли у детей познавательная компетенция?

Привожу пример рейтинговой оценки учащихся за проект в начале учебного года (сентябрь) и оценка за проект в 3-й учебной четверти:

Проект "Mein Dorf im Herbst"
(сентябрь 2005 г.)

Проект "Meine Traumschule"
(март 2006 г.)

Ф.И.

Процесс проектирования

Защита Ф.И.

Процесс проектирования

Защита
1. Боев Д.

4

3

1. Боев Д.

4

4

2. Веселов Ж. 3

4

2. Веселов Ж.

4

4

3. Васильев А. 3

3

3. Васильев А.

4

3

4. Золотарев А. 4

4

4. Золотарев А.

5

5

5. Конофинова 4

5

5. Конофинова А.

5

5

6. Короткова И. 4

5

6. Короткова И.

5

5

7. Лобынцева Н. 3

4

7. Лобынцева Н.

4

4

8. Новожилова 4

4

8. Новожилова М.

4

5

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что рейтинговая оценка учащихся повысилась к концу учебного года. Дети научились защищать свои творческие работы.

Отзывы учащихся 6 класса о работе над проектами мотивируют к дальнейшей работе не только учителя, но и самих ребят:

  • “Мне сейчас немецкий язык нравится.”
  • “Я полюбила немецкий язык.”
  • “Я жду с нетерпением следующего проекта.”
  • “Узнаю много нового и интересного.”

Выполнение заданий проекта выходят за рамки урока, и требует много времени, но часто усилия оправдывают себя. Работая над проектами, я пришла к выводу, что если целенаправленно и систематически использовать их в работе при обучении ИЯ, то эффективность будет очень высокой. Например, занятия не ограничиваются приобретением учащихся определенных знаний, навыков и умений, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается познавательный интерес к изучению иностранного языка, Проектная методика дает возможность учителю ввести своих учеников в процесс познания, нацелить на поиск знаний, а значит, способствует развитию личности, формирует и развивает познавательную компетенцию учащихся.