Анализ образовательных программ и практической деятельности педагогов свидетельствует о том, что каждая из учебных дисциплин в школе обладает большими потенциальными здоровьесберегающими возможностями. В формировании и развитии нравственного здоровья обучающихся важную роль играют уроки русского языка и литературы.
В настоящее время проблема сохранения здоровья касается всех областей общественной жизни, в том числе и образования. От первого к выпускному классу здоровье школьников значительно ухудшается.
Педагогическая общественность все больше осознает, что школа многое может сделать для сохранения здоровья обучающихся. Это выбор оптимальных педагогических технологий и учебных программ, принимающих во внимание возраст, пол, социальную и экологическую среду; ранняя дифференциация, учитывающая склонности обучающихся к разным видам деятельности; выделение инвариантных и вариативных компонентов воспитательно-образовательного процесса и т. д.
Над решением проблемы сохранения здоровья обучающихся коллектив МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 92 с углубленным изучением предметов” работает более 10 лет. Уже внедрен ряд здоровьесохраняющих и развивающих подходов, повысивших эффективность воспитательно-образовательного процесса, однако педагогический коллектив школы продолжает поиск новых форм и методов здоровьесберегающего обучения.
Значительный потенциал здоровьесберегающего сопровождения имеет индивидуально-дифференцированный подход в обучении. Его использование позволяет обучать детей с разным мышлением, памятью, мотивацией, с особенностями нервной системы и пр., создавать оптимальные условия для успешного обучения, комфортного пребывания обучающихся в школе.
Мониторинг индивидуальных особенностей обучающихся осуществляется сотрудниками школьного Центра научных основ здоровья и развития личности. Знание психолого-физиологических и возрастных особенностей школьников позволяет учителям учитывать их при планировании занятий, поиске инструмента повышения мотивации обучения, создании благоприятного эмоционального фона на занятии и т. д.
В соответствии с особенностями каждого обучающегося учитель составляет задания, разные по степени сложности и требующие разнообразных видов деятельности:
- обучающимся с высоким интеллектуальным уровнем, хорошей работоспособностью и сильным (средним) типом нервной системы предлагаются сложные и большие по объёму задания. В данном случае чем труднее задание, тем лучше концентрация внимания обучающегося, продуктивнее его работа;
- школьникам со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью, сильным типом нервной системы даются задания средней сложности, но большие по объёму. Эти обучающиеся хорошо переносят нагрузку, прекрасно работают самостоятельно, не теряются в трудных ситуациях;
- обучающимся со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью и слабым типом нервной системы предлагаются задания средней или низкой сложности, небольшие по объёму. Эти ребята быстро устают, им нужно часто менять виды деятельности;
- школьники с неуравновешенным типом нервной системы не в состоянии длительное время сосредоточиться на одном виде деятельности. Таким детям необходимо предлагать больше разных нетрудных заданий и осуществлять систематическую поддержку и наблюдение за их выполнением (особенно у детей со слабым типом нервной системы).
Знание индивидуальных особенностей детей и их проявлений позволяет учителю предлагать школьникам материал (задания) разных видов, разной степени сложности, разного типа деятельности.
К примеру, на уроках литературы можно предложить обучающимся тесты трёх уровней сложности. Задания первого уровня рассчитаны на знание и воспроизведение текста (например, найти какой-либо эпизод и пересказать его). Второй уровень сложности предполагает какие-либо формальные, фактические наблюдения (например, найти стилистические фигуры и тропы), а задания третьего уровня сложности - целостное восприятие произведения в единстве формы и содержания (например, определить композиционную роль того или иного эпизода).
Домашнее задание на уроках в разных классах тоже может быть разноуровневым, например:
“Литература”, 8-й класс:
1. Прочитать произведение Г. Р. Державина ''Вельможа'' и подготовить вопросы.
2. Определить, в чём заключается новаторство оды Г. Р. Державина ''Вельможа''.
3. Найти изобразительно-выразительные средства, используемые автором в оде ''Вельможа''.
“Русский язык”, 7-й класс:
1. В данном тексте вставить и объяснить пропущенные орфограммы.
2. Распределить слова с орфограммами, основываясь на следующих параметрах:
а) орфограмма в корне; б) орфограмма в суффиксе; в) орфограмма в окончании.
3. Составить связный текст, используя слова с данными орфограммами.
Учитель должен продумать возможности реализации данного подхода на всех этапах урока.
Важным компонентом эффективного урока является благоприятный эмоциональный фон. Его создание возможно, в частности, благодаря позиции учителя не “над”, а “рядом” с учениками, введению самоконтроля и самооценки обучающихся, согласуемых с учителем. Критерии оценки должны быть чётко определены на каждом этапе урока.
Например, на уроке по теме “Развитие жанра оды в творчестве Г. Р. Державина” (8 класс) при закреплении нового материала возможно ориентироваться на следующие критерии оценки:
1. Если на данном этапе ученик получил чёткое представление о развитии жанра оды, может сделать чёткий вывод, обосновать свою точку зрения, поставьте ему ''5''.
2. Если он имеет представление о развитии жанра оды, но испытывает затруднения в формулировке своей позиции, то поставьте ему ''4''.
3. Если обучающийся имеет слабое представление о развитии жанра оды и не может сформулировать вывод, то ставьте ''3''.
Разработка чётких критериев оценки результатов деятельности обучающихся для каждого этапа урока, подготовка оценочных карт, рефлексия приучают школьников к ответственности, самостоятельности в принятии решений.
На заключительном этапе занятия необходимо провести итоговую рефлексию: выставить отметки в рабочие карты, а также использовать эмоциональную оценку обучающимися своей деятельности, задав им вопросы: “Чем понравилось занятие?”, “Удачно ли оно прошло?”, “В чём оказалось неудачным?”, “Удачно ли выбраны формы работы?”.
Рефлексия повышает ответственность учеников за результаты своего труда, снимает страх перед плохой отметкой, так как ему не ставят двоек и единиц.
Если знания ученика ниже требуемого уровня, ему предоставляется возможность улучшить результат в течение занятия, используя помощь других ребят, или в процессе самостоятельной работы.
Самопроверка и взаимопроверка сразу после выполнения работы важны для повышения мотивации познавательной деятельности обучающихся. Обсудить результаты выполненной работы лучше сразу, т. к. отсроченные результаты снижают уровень восприимчивости, их воздействие на эмоциональную сферу становится настолько слабым, что уже не влияет на мыслительный процесс так, как хотелось бы.
Основным инструментом включения обучающихся в активный мыслительный процесс является мотивация познавательной деятельности, связанная с поддержанием интереса к изучаемому материалу.
На уроке каждому ученику необходимо предоставить возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить за это оценку. Это во многом помогает ученику постоянно включаться в процесс мыслительной деятельности на уровне либо внутренней, либо внешней речи.
Формами включения ученика во взаимодействие с другими обучающимися и поддержания интереса к изучаемому материалу является парная, групповая, исследовательско-поисковая формы работы на занятии.
Для создания благоприятного эмоционального фона, сохранения более глубокого понимания сущности элементов языковой структуры и литературного процесса, поддержания интереса к изучаемому материалу на уроках русского языка и литературы эффективно используются межпредметные связи, то есть привлечение материала смежных дисциплин. Особое внимание необходимо уделять интеграции различных видов искусства. Если литература – это искусство слова, то живопись и музыка - это искусство создания художественных образов при помощи красок и звуков.
Использование интеграции различных видов искусства на занятиях - это не просто иллюстрация чего-либо. Интеграция должна использоваться на разных этапах обучения, помогая восприятию и осмыслению материала.
Например, курс литературы по программе А.Г. Кутузова в 6 классе предполагает изучение символистской пьесы Мориса Метерлинка ''Синяя птица''. А поскольку литературное произведение, как правило, изучается с учётом своеобразия его рода, жанра и направления, в русле которого это произведение возникло, то учителя сталкиваются с проблемами в восприятии школьниками данного возраста символизма как направления. Пути решения этой проблемы можно найти, обратившись к другим видам искусства, в частности - к живописи.
Сопоставление творчества художника, пишущего свои картины в реалистической манере (В.М. Васнецов ''Алёнушка'') и художника-символиста (М.К. Чюрлёнис ''Дружба'') позволяет ярче оценить своеобразие произведения (феерия), понять его жанровую неповторимость.
Использование предложенных подходов, на наш взгляд, способствует не только достижению образовательных и воспитательных целей, но и сохранению физического и психического здоровья обучающихся.