Цель: дать учащимся представление о понятии самооценки личности, научить работать над формированием адекватной самооценки.
Задачи:
- Развитие рефлексии и навыков анализа и самоанализа.
- Диагностика уровня самооценки.
- Овладение методами коррекции самооценки и своих личностных качеств
Материалы:
- диагностический материал,
- видеофильм “Служебный роман”,
- художественная литература: А. Дюма, А.С. Пушкин, И.А. Гончаров, А.С. Грибоедов
Ход урока
“Чем бы человек не обладал на земле:
прекрасным здоровьем,
любыми благами жизни,
но все-таки не доволен,
если не пользуется почетом у людей. (Паскаль)
Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о самооценке: Что это? Для чего знать свою самооценку и как с ней работать.
Сначала поиграем.
Игра “Прогнозируем поступок”.
Инструкция: Приглашаются два человек, которые хотят поработать со своей самооценкой (выходят из класса).
Учащимся в классе предлагаются ситуации.
Вопрос: “Как вы думаете, как бы поступили в данных ситуациях эти люди?” (относительно двух вышедших людей).
Вопросы:
1. Если бы этот человек увидел, как подросток издевается над животным, он бы…
А) заступился,
Б) не заступился.
2. Если бы этому человеку представилась возможность поехать заграницу навсегда, он бы…
А) уехал,
Б) не уехал
3. Лучший друг данного человека попал в беду (влез в большой долг). Действия наших водящих?
А) оказал бы помощь. Как?
Б) не помог.
4. В отношениях эти люди ценят больше что?
А) внешние данные,
Б) ум, черты характера,
В) длительность и качество отношений.
5. Вы считаете этого человека:
А) умным,
Б) красивым.
Водящие ученики входят в класс, и эти же вопросы задаются им.
Затем выборочно берутся тетради и зачитываются ответы учащихся .
Вопрос водящим учащимся:
Что вы чувствовали :
А) когда отвечали на вопросы?
Б) когда вас оценивал класс?
Ведущий: Ребята, видите, все-таки нам не безразлично как нас оценивают другие. Поэтому мы пытаемся оценить самих себя, стремимся понять, как оценивают нас, наши поступки, мысли окружающие. Сознательно или бессознательно мы все хотим узнать свою человеческую цену.
Самооценка – это личностное суждение о своей ценности. Это отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешности.
Самооценка складывается на основе не только собственных суждений о себе, но и суждений других людей.
Каждый человек стремится к положительной самооценке, она необходима ему для самоуважения, без которого невозможно его психологическое здоровье.
Самооценка бывает:
- Адекватная (когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он представляет из себя в действительности),
- Неадекватная (когда человек оценивает себя необъективно):
А) завышенная (переоценка),
Б) заниженная (недооценка себя).
Игра “Определи самооценку”.
Инструкция: Определите самооценку у литературных героев. Объясните, почему вы так решили.
- Обломов (низкая самооценка)
- Чацкий (высокая)
- Онегин (высокая)
Примечание: подобрать отрывки произведений ярко отражающих самооценку литературных героев.
Ведущий: А теперь, подумайте, кто и вас может вспомнить любые литературные персонажи, героев мультфильмов, художественных фильмов и определить их самооценку? (анализ ответов учащихся).
У. Джемс американский философ и психолог. Его теория: “Природа личности, ее самосознание”. Джемс - первый профессор в Гарвардском Университете, создал первую психологическую лабораторию.
У. Джемс (1842-1910г.г.) предлагает такую формулу для определения самооценки человека (1):
Самоуважение
----------------------------- = Успех,
Притязания
где уровень притязаний – это цель, место, на которое претендует человек.
Важно, чтобы уровень притязаний был несколько выше самооценки, создавая тем самым возможности роста.[2]
Давайте, определим вашу самооценку и уровень притязаний
Роль самооценки в жизни человека очень важна. Завышенная или заниженная самооценка затрудняет жизнь человека.
Нелегко быть робким, неуверенным в себе, ранимым и замкнутым. Люди с заниженной самооценкой ставят перед собой маленькие цели и не достигают ничего в жизни, не раскрывают свои потенциальные возможности и не реализуют себя как личность.
Когда человек высокомерен, бестактен, самонадеян, не оценивает реально свои возможности и способности, ставит завышенные, глобальные цели и не может их реализовать.
Следствием неадекватной самооценки является чувство неудовлетворенности собой, приводящее к срывам, депрессии.
Задание: Посмотрите отрывки из х\ф “Служебный роман”.
Для учителя: можно взять отрывки со сценами “Вечеринка у Юрия (Бассилашвили), где поссорились Новосельцев (Мягков) и Калугина (Фрейндлих), “Диалог Калугиной и секретаря (Ахеджакова) о красоте женщины”, “Финал. Реакция окружающих на изменение Калугиной”.
Отследите динамику самооценки.
Психологи считают, что наше внутреннее представление о себе зависит от трех условий:
- насколько мы успешны,
- как относятся к нам авторитетные для нас люди,
- насколько мы правильно умеем оценивать свои успехи и отношение других людей к нам.
Если хотя бы с одним из этих трех взаимосвязанных условий что-то не в порядке, портится вся “модель себя”, и мы начинаем испытывать затруднения в жизни. Но если хоть одно из этих трех условий благоприятно, то отрицательное действие других ослабевает.
Итак, важно не характеризовать себя только с плохой стороны (найдите свои слабые и сильные стороны), будьте уверены в себе, живите так, “чтобы самому уважать себя, тогда и у других вы будете пользоваться уважением” [3].
Список литературы:
- У. Джемс Психология, М., 1997.
- Психология, учебное пособие-10 класс //Под ред. И.В. Дубровиной- Москва-Воронеж, 2004.
- Е.Л. Прасолова Уроки практической этики и психологии общения- М.: Новая школа, 1998.