Условия современной жизни и существующая педагогическая система могут дать школьникам достаточный объём знаний, но не способны выполнить социальный заказ общества – сохранить здоровье детей. Подтверждением тому является катастрофическое понижение здоровья юных россиян, неустойчивая мотивация в сохранении своего здоровья, отсутствие механизмов внедрения принципов здорового образа жизни в массовую практику.
Педагогической общественностью осознана необходимость Формирования новой стратегии современной общеобразовательной школы, в которой здоровье рассматривается как необходимый компонент образования. Отсюда важной педагогической задачей является воспитание физически культурного и грамотного юного гражданина страны, способного нести ответственность за своё здоровье.
Утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения сегодня рассматривается в практике работы школы как одно из приоритетных направлений гуманизации образования. Значимость формирования ценностных ориентаций в аспекте рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью сохранения и совершенствования их физического, психического и социального благополучия. Здоровье и физическая дееспособность являются условием и базисом для раскрытия потенциала личности. От того, насколько успешно удаётся сформировать и закрепить валеологические ориентации и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни человека.
В современных сложных социально-экономических условиях как никогда возрастает роль личности в сохранении здоровья. В документах Всемирной организации здравоохранения подчёркнуто, что осознанная ответственность общества и, прежде всего, каждого человека за сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья является ключевым фактором, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению здоровья для всех будет оставаться недостаточно эффективными.
Своевременное формирование устойчивых ценностных ориентаций на здоровье, физическую культуру позволит избежать детям приобретения отрицательного опыта вредных привычек, сохранить потребность в двигательной активности, укрепить растущий организм.
Анализ философской, психолого-педагогической литературы по данной проблеме, а также имеющегося опыта работы образовательных учреждений подтверждает необходимость преодоления противоречий между:
- потребностью общества в воспитании здорового молодого поколения и отсутствием достаточных педагогических условий для формирования здоровья в семье и школе;
- резким увеличением информационной нагрузки на детей и сохраняющимися традиционными формами и методами обучения.
В науке к настоящему времени накоплен достаточный объём знаний, необходимый для постановки и решения данной проблемы.
Проблема физического здоровья младших школьников, является особенно актуальной в последние годы. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, методисты, медицинские работники. Физическое здоровье определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои обязанности свободно. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома. Физическое воспитание – это не только уроки физкультуры, но и валеологическое воспитание, а также физическая культура школьника. Поддержанию физического здоровья служит процесс физической подготовки младшего школьника к жизнедеятельности. В единстве с другими видами воспитания и при оптимальных социальных условиях физическое воспитание приобретает значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.
В связи с этим в педагогике целесообразно применение здоровьесберегающих технологий, основанных на природосообразности.
В нашей практике ориентирами состояния здоровья и физического развития ребёнка выступают:
- показатели соматического здоровья (медицинские данные);
- общая активность; физическая, трудовая, общественная, познавательная;
- овладение школьниками основами личной физической культуры, теоретическими и методическими знаниями о путях физического развития в данном возрасте и в перспективе;
- осведомлённость о перспективах своего физического развития; сформированность адекватной самооценки своего здоровья, своих физических возможностей и особенностей;
- развитие выносливости, гибкости, скорости, силы;
- развитие речедвигательной памяти, координационных способностей, движений, разнообразной чувствительности;
- потребность и способность в физическом самовоспитании: саморегуляция поведения, использование режима дня, специальных упражнений по созданию положительного настроения и знание техники самомассажа, самоуправление, самотренировки, наращивание тела, регулирование осанки, выработка походки и т. д.
Одной из причин снижения уровня здоровья школьников является отсутствие в процессе обучения необходимого для нормального развития молодого организма объёма физической активности: “сидячие уроки”, однообразие видов, как правило, пассивной деятельности на уроке, проведение занятий в душном помещении, “замкнутом” - закрытом миру пространстве.
Другой причиной снижения уровня здоровья школьников является низкий уровень здоровья самих педагогов. У педагогов в виду стрессового характера профессии достаточно высок уровень невротических реакций и, соответственно, низок уровень сдержанности, соблюдения педагогического такта в общении с детьми.
И ещё одна, очень важная, причина низкого уровня здоровья школьников – отсутствие сознательного отношения каждого учащегося к собственному здоровью, стремления быть здоровым.
Как показывает практика, здоровье во многом зависит от применяемых технологий семейного, дошкольного и школьного воспитания, от здорового образа жизни младшего школьника.
К сожалению, многочисленные данные свидетельствуют, что именно образовательная среда является сегодня одним из наиболее сильных (дидактогенных) факторов отклонений в здоровье и развитии детей. По данным В. Ф. Базарного, к ним относятся:
- комплекс факторов закрытых помещений:
- возрастающее воздействие комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств, или обеднённой природными сенсорными стимулами среды обитания;
- информационно-психогенные факторы;
- возрастающее воздействие потоков абстрактной сигнальной
- информации на фоне бледнеющей образной сферы (воображения);
- комплекс факторов телесной атонии;
- возрастающая телесно-мышечная атония, гипокинезия, гиподинамия на фоне моторно-закрепощённых состояний организма;
- комплекс духовно-психических факторов.
Доктор Базарный говорит: “…20-летний опыт исследований, выполненных под нашим руководством многочисленными учениками, убедил нас в главном: эмбрионально-согбенная поза детей, повторяемая изо дня, в день, из года в год – это основа возникновения болезней зрения, позвоночника, психики, нервной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта и т. д.
Владимир Филиппович имеет в виду позу, которую принимают дети, когда рисуют, пишут, читают… Он её описывает так: “…сжавшись в комочек, близко-близко наклоняется к бумаге, припав на одну руку и держа на весу другую, опираясь лишь на карандаш…”.
В 2004 году мы т разработали концептуальную модель обучения по
доровьесберегающей технологии, проверялись основные положения обучающего эксперимента, уточнялись условия, повышающие уровень сохранности и укрепления здоровья младших школьников. Провели анализ эффективности процесса обучения по здоровьесберегающей технологии Базарного, метод экспертных оценок (экспертиза уровня здоровья и утомления), анкетирование, педагогический эксперимент.
Нами была проведена апробация педагогических условий обучения по данной технологии. В борьбе за здоровье младшего школьника было специальное оформление кабинета:
- на потолке классного кабинета находятся зрительно-координационные тренажи: в центре потолка незамысловатые круги и восьмёрки, схемы зрительных траекторий для разминок и отдыха глаз. Детский взгляд отдыхает, пробегая несколько раз по разноцветным линиям.
- на полу находится ковровое покрытие, дети стоят на массажных ковриках без обуви, ноги получают своеобразный массаж подошвенной поверхности стоп.
- в классе много волн, это фундаментальный принцип методики доктора Базарного, по которой мы работаем, по классу развешаны карточки со счётным материалом.
- на уроках дети часто путешествуют с помощью сюжетных картинок, которые находятся на боковой и задней стене кабинета.
Применяется регулируемая конторка с одной стороны вместо обычной парты. Учащийся может из положения “сидя” перейти в положение “стоя”. По высоте конторка и парта соответствует росту ученика.
На уроках применялись методические рекомендации Базарного В. Ф.
В частности методика сенсорно-координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов, методика выполнения сенсорно-моторного тренажа, методика формирования шагового логоритма при прочтении текстов в режиме ближнего зрения и дальнего зрения, методика формирования шагового логоритма при прочтении текстов с использованием напольных шагово-метрических сеток и др.
Мы пришли к выводу, что разработав систему методов по сохранению физического здоровья, учитывая возрастные особенности младшего школьника и учитывая заинтересованность детей, можно решить проблему физического здоровья младшего школьника.