Тип урока: Урок-исследование.
Методы:
- наблюдения;
- исследования;
- метод самообучения (метод открытий);
- видеометод;
- эвристическая беседа;
- педагогической поддержки;
- создание ситуации успеха;
Форма работы: парная.
Цель урока: изучить природное явление – листопад.
Учебно-воспитательные задачи урока:
- Обеспечить восприятие и первичное закрепление знаний учащихся об изменениях в жизни растений осенью, о лиственных и хвойных растениях.
- Содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи.
- Содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного.
- Формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод).
- Способствовать расширению и углублению экологических знаний.
Оборудование:
- ветки лиственных растений (березы, клёна);
- ветки хвойных растений (сосны, ели);
- лупы (21 шт.);
- фрагмент видеофильма “Мир вокруг нас”;
- выставка детского творчества “Волшебница-осень”;
- искусственная елка, березка;
- учебник-хрестоматия “Давай знакомиться, мир” 1 класс.
Ход урока
1. Организационный момент
Звонок прозвенел – отвечай поскорей,
Время года, какое стоит у дверей? (осень)
Сегодня, ребята, урок листопада.
Вспомнить, узнать много нам надо.
2. Актуализация полученных знаний
Листопад! Листопад! (хором)
Листья жёлтые летят.
Жёлтый клен, жёлтый бук.
Жёлтый солнца в небе круг.
Жёлтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна.
Значит осень – не весна.
– И сегодня мы узнаем некоторые тайны осени.
– Как изменялась погода осенью? (ОТВЕТЫ НЕ ТРЕБУЮ)
– Чем богата осень?
– Как изменились растения? Почему осенью с растений облетают листья? Ответы на эти вопросы вы знаете, но не на все.
3. Сообщение темы и задач урока.
– Тема нашего урока: “Жизнь растений осенью”.
– Вы будете учеными-исследователями. Вас ждут открытия, у каждого они будут свои. Какой месяц осени идет?
Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, “грязником”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.
Примета, т. е. так раньше говорили: Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой – к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.
4. Практическая работа
У детей – листья.
– Рассмотрите осенние листья.
– Как вы понимаете слово изнанка и лицевая сторона? Покажите ладошки вот так – это внутренняя сторона, а так – внешняя. А на листьях – это изнанка, т. е. внутренняя сторона. А это – лицевая сторона, т. е. внешняя.
ПРОХОЖУ МЕЖДУ РЯДАМИ И РАССЫПАЮ ЛИСТЬЯ, ОДНОВРЕМЕННО ГОВОРЮ ФИЗМИНУТКУ
Физминутка.
Руки подняли и помахали.
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули.
Ветер сбивает листву.
Листья запорхали
Как бабочки на карнавале.
– Посмотрите, какой стороной упали листья в классе.
Задание 1. По дороге домой понаблюдайте, как легли листья на землю и сделайте вывод, какая будет зима по этой примете.
5. Исследовательская работа
1 этап. Эксперимент.
– Откройте учебник стр. 26.
– Какие растения мы можем встретить в нашем лесу? (Беседа по картине учебника)
– На какие две большие группы их можно разделить?
– Перед вами веточки растений, их вам послал главный лесничий, когда производил расчистку леса. Положите слева веточки хвойных растений, а справа – лиственных. Закройте учебник.
– Рассмотрите внимательно веточки лиственных растений. Как называется растение? Есть ли на нем листья? Какого они цвета? Оторвите листочек. Легко это сделать? Давайте рассмотрим место отрыва листа от ветки с помощью лупы. Есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Почему? Зовем на помощь учебник-хрестоматию.
(читающий ученик читает материал учебника-хрестоматии)
Конец черешка гладкий, округлый: листья опали, не оставив ранки на ветках. Почему?
Летом черешки листьев прочно соединены с ветками, и по ним проходят питательные вещества, Осенью там, где черешок крепится к ветке, вырастает особый пробковый слой и постепенно отделяет черешок от ветки словно перегородкой. Летом, когда пробковой перегородки в черешке нет, лист легче разорвать, чем без повреждений отделить от ветки. А осенью, когда перегородка полностью закупорит черешок, лист отделяется от ветки, не оставляя ранки. (По Г. Мельниковой, А. Крестинскому)
– А зачем же растения сбрасывают листья на зиму?
(Читающий ученик читает материал хрестоматии)
Деревья не могут на зиму расстаться со стволом и ветками и спрятаться под землю. Они поступают по-другому: сбрасывают на зиму листву. Листьям надо много влаги. А вода в почве зимой замерзает, и не могут ее корни выкачивать. К тому же листья зимой только повредили бы дереву. Груды снега, навалившиеся на них, поломали бы ветки и сучья. (По Н. Осипову)
– А что еще можно рассмотреть на месте опавших листьев? Почки. Они спят до весны. Весной на них вырастут новые веточки со стебельком и листьями
ИТАК, В НАЧАЛЕ УРОКА МЫ ДОГОВОРИЛИСЬ, ЧТО ВЫ – УЧЕНЫЕ-ИССЛЕДОВАТЕЛИ. Вы провели сейчас небольшую исследовательскую работу. Что вы исследовали? А ТЕПЕРЬ КАКОЙ СДЕЛАЕТЕ ВЫВОД? Лиственные растения осенью сбрасывают листья, так как в это время в черешке листа вырастает особая пробковая перегородка. Так они к зиме готовятся.
Физминутка
Мы зашли в осенний лес. Сколько здесь вокруг чудес! Справа березка в позолоте стоит, Слева зеленая елка глядит. Вот и зайка проскакал. От лисы он убежал. Ой, это серый волк рыщет. Он себе добычу ищет. Все мы спрячемся сейчас, Не найдет тогда он нас. В лесу такая красота! А нам за работу уже пора. |
Ходьба на месте Повороты Посмотреть на березку в классе На елку Прыжки Приседание
Потягивание |
2 этап. Наблюдение.
– Посмотрите и скажите, веточки, каких деревьев лежат у вас на столе слева?
– Чем они похожи друг на друга?
– Как можно отличить сосну от ели? Наблюдаем, как расположены иголочки у сосны? Они сидят парами.
– Какие они по длине? Длинные, узкие.
– А что скажете про иголочки у ели? Располагаются по одной. Короче, чем у сосны. Колючие. Потрите пальчиками хвоинки, понюхайте. Душистые, смолистые.
– А можно ли назвать иголочки-хвоинки листьями? Да
Листья-хвоинки покрыты восковым налетом, плотные, они испаряют меньше влаги, чем лиственные деревья, поэтому зимняя засуха им не страшна.
– Интересно узнать, сбрасывает ли ель и сосна листья-хвоинки на зиму? Кто был в хвойном лесу? Что видели под елью и сосной? Откуда взялись хвоинки, если нет листопада.
Они не сбрасывают всю хвою. И все же листопад у них идет понемногу и постоянно. На месте опавших хвоинок вырастают новые, а нам кажется, что на ели одни и те же листья. На прогулке обратите внимание на опавшие листья-хвоинки.
3 этап. Постановка проблемы.
– Семенами хвойных деревьев питаются зимой птицы. (показ иллюстраций птиц)
– Полезно гулять в хвойных лесах! А почему – найдите ответ в книгах, спросите у родителей, у врача, когда будете на приеме. Также узнайте, почему полезно чистить зубы зубной пастой на основе хвойного сока и принимать ванны с хвойным экстрактом.
– ИТАК, ДОРОГИЕ УЧЕНЫЕ, какое открытие для себя вы еще сделали? Хвойные растения не сбрасывают ВСЮ хвою, зимуют с семенами-шишками, потому что зимняя засуха им не страшна.
6. Видеосюжет “Пожар в осеннем лесу”
ОТКРОЙТЕ СТР. 27 ПРОЧИТАЙТЕ ВОПРОС В СИНЕЙ РАМКЕ.
(Почему нельзя разжигать костер в осеннем лесу?)
Попробуйте найти ответ в фильме.
Какие выводы сделаем? (демонстрация экологического знака) Будем беречь родные леса!
7. Динамическая минутка
– Положите веточки в корзину. Мы их используем для поделок на уроке труда.
8. Экскурсия в творческую мастерскую
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья ребятам спасибо говорят
За что? За творчество, мастерство.
– Мы – в творческой мастерской. Я показываю работу, а автор расскажет о том, что он изобразил, листья, каких деревьев использовал в работе?
– Да, щедра художница-осень на яркие краски! Посмотрите, какая золотая осень в нашем родном крае. Этот осенний пейзаж вдохновил нашего земляка Константина Букринского на поэтические строки
Я Русь свою люблю до боли,
Люблю привольные ветра,|
Люблю зарайские раздолья
Хрусталь осенний Осетра.
9. Итог урока
ИТАК, В ТЕЧЕНИЕ УРОКА ВЫ БЫЛИ УЧЕНЫМИ-ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ.
– Какие открытия вы сделали на уроке? Мы научились проводить эксперимент, вести наблюдение, анализировать, сравнивать и делать выводы.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ. УРОК ОКОНЧЕН.
Дополнительный материал.
Литература
- Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, О.Н.Федотова. Давай знакомиться, мир. Учебник-хрестоматия 1 класс Москва Академкнига/Учебник 2003
- Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, О.Н.Федотова. Наш мир. Учебник 1 класс Москва Академкнига/Учебник 2003
- Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, О.Н.Федотова. Наш мир. Методическое пособие для учителя 1 класс. Москва Академкнига/Учебник 2002
Фрагмент тематического плана по курсу “Окружающий мир”.
Интервью-комментарий урока
Работаю по УМК “Перспективная начальная школа”. Учебный предмет “Окружающий мир” оснащен учебником “Наш мир”, учебником-хрестоматией “Давай знакомиться, мир!”, тетрадью для самостоятельной работы в вопросах и заданиях “Наш мир” авторы
Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, О.Н.Федотова.
Тема планируется в соответствии с заявляемой учебной программой. В соответствии с концепцией “ Перспективной начальной школы” одной из основных задач обучения детей в 1 классе является формирование деятельности наблюдения. Наблюдение – сложная деятельность т. к. включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого.
Этот урок второй по теме “Природа и ее сезонные изменения”. Предыдущий урок был посвящен смене времен года.
Тип урока: урок-исследование.
Цель урока: изучить природное явление – листопад.
Учебно-воспитательные задачи урока:
- Обеспечить восприятие и первичное закрепление знаний учащихся об изменениях в жизни растений осенью, о лиственных и хвойных растениях.
- Содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи.
- Содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного.
- Формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод).
- Способствовать расширению и углублению экологических знаний.
Начало урока удачно организовано и связано с темой урока.
Повторение изученного состоялось в форме фронтальной беседы и логически соединилось с сообщением темы и задач урока.
Практическая работа связана с формированием деятельности наблюдения.
Для раскрытия нового материала я выбрала сочетание исследовательского и наглядного методов обучения. Учение сопровождается повышенным интересом, а полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действительностью.
Видеометод использовала как источник знаний для ответа на вопрос: “Почему нельзя разжигать костер в осеннем лесу?”
Экскурсия в творческую мастерскую направлена на раскрытие индивидуальных способностей учащихся и развитие их творческой деятельности.
Формы организации урока сочетали в себе и фронтальную, и парную (веточки – на двоих, т. к. мы говорим об охране природы), и индивидуальную работу и требовали дифференцированного подхода к учащимся. Дети, умеющие читать, работали по хрестоматии.
Ученики анализировали, сравнивали, обобщали, делали выводы, в результате чего у них формировались осознанные, прочные знания. Высокая работоспособность учащихся обеспечивалась за счет смены видов деятельности.
Авторы УМК предлагают этот урок провести как экскурсию, а в случае если погодные условия не позволяют этого, провести урок в классе, построив его в соответствии с последовательностью вопросов и заданий в учебном пособии.
Предлагаемый мною урок относится к типу нетрадиционных уроков в современной школе – урок-исследование. Учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени. Учащиеся самостоятельно добывают знания в процессе исследования проблемы. Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний.