Индивидуальный план по оказанию помощи студенту в самостоятельном проведении исследования

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


В помощь руководителю ВКР или курсовой работы хотелось бы предложить индивидуальный план по оказанию помощи студенту в самостоятельном проведении исследования.

Каждому студенту, пишущему ВКР или курсовую работу, выдается учебно-методическое пособие “Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы по методике преподавания математики” (составитель Зятькова Т.Г.), которое призвано способствовать развитию у студентов рациональных приемов познавательной деятельности, создать условия для развития самостоятельности.

Перед консультацией студент прочитывает соответствующий материал методического пособия, руководитель выясняет понимание студентом сущности рассматриваемого вопроса, используя вопросы для самоконтроля и составляет план для проведения дальнейшей работы. В индивидуальном плане фиксируются конкретные сроки, когда студент должен отчитаться перед руководителем о проделанной работе и получить консультацию. Такая форма работы позволяет студенту планомерно распределять время на проведение научно-исследовательской работы, позволяет сделать процесс открытым и управляемым

№ п/п Содержание работы Задание Срок выполнения Промежуточный контроль, отметка о выполнении
Начало Окончание
1 Разработка плана работы над ВКР Ознакомьтесь с примерным планом работы над ВКР

Что, по Вашему мнению, нужно изменить в нем?

Как можно работать над исследованием по-другому?

30.09.06 7.10.06  
2 а) Выбор темы работы из перечня тем, разработанных цикловой комиссией, или обоснование целесообразности разработки собственной темы исследования

б) Составление списка литературы по теме исследования. Список должен включать, научные статьи, статьи из методических журналов и др.

Прочитайте с. 22 “МП” - Составление первичного списка

Вопросы для самоконтроля:

- Как составляется первичный список литературы?

- Какие способы библиографического розыска существуют?

Практическое задание

Составьте первичный список по исследуемой проблеме

7.10.06 14.10.06  
3 в) Выделение проблемы и анализ ее состояния в науке и практике

г) Выделение и анализ базовых понятий по теме исследования

Прочитайте с. 4-8 МП; с. 23

Вопросы для самоконтроля:

Какие типы ВКР вам известны?

Что представляет собой “Введение” ВКР?

Что представляет собой основная часть ВКР

Какие понятия относятся к базовым в Вашем исследовании?

Практическое задание

Выделите проблему, проанализируйте её состояние в науке, практике

Выделите базовые понятия исследования

 

14.10.06

 

21.10.06

 
4 д) Составление плана квалификационной работы.

е) Обоснование актуальности темы

Прочитайте с. 4-8; с. 62 МП

Вопросы для самоконтроля:

Назовите основные компоненты курсовой работы или ВКР

Составьте в общем виде план изложения 2 главы (и, если это запланировано, третьей)

Практическая часть:

Придерживаясь примерного плана ВКР (с. 62) составьте план по исследуемой Вами проблеме

 

21.10.06

 

28.10.06

 
5 ж) Написание текста “Актуальность темы” с указанием основных характеристик работы (социальный заказ, состояние в теории, на практике, выделение круга нерешенных проблем) 1. Прочитайте раздел “Актуальность” МП (с. 12-13)

2. Сформулируйте гипотезу - логически обоснованное предположение, совокупность педагогических воздействий.

Что предполагаете?

В чем состоит совокупность педагогических действий, направленных на достижение цели?

Что будете проверять?

28.10.06 5.11.06  
6 з)Составление содержательного обзора теоретических источников по теме исследования.

и)Написание текста “Анализ литературы по теме исследования”, в котором представлены:

история исследуемой проблемы (этапы развития, основные идеи, вопросы);

общенаучные положения, характеризующие объект исследования;

психологические положения;

педагогические положения (общепедагогические, дидактические, методические)

Прочитайте М.П. с 4-8, с.23 (Выбор теоретического описания литературы), с. 62 . Проверьте, все ли Вы поняли, ответив на вопросы:

Вопросы для самоконтроля:

Какие виды теоретического анализа изученной литературы Вам известны?

Постройте схему анализа теоретических источников

На какие факты следует обращать внимание в исследовании, анализируя литературу об опыте работы школы?

Обоснованием какого факта служит теоретическая глава работы?

Каковы типичные ошибки при анализе литературы допускаются исследователями?

Какие приемы позволяют легко и быстро обработать изученный материал и представить его в связном виде

Практическая часть

Составьте обзор теоретических источников по теме исследования.

Напишите текста “Анализ литературы по теме исследования”, в котором представьте историю исследуемой проблемы (этапы развития, основные идеи, вопросы); общенаучные положения, характеризующие объект исследования; психологические положения; педагогические положения (общепедагогические, дидактические, методические).

Сдайте на проверку руководителю в указанный срок

 

 

 

 

 

 

 

5.11.06

 

 

 

 

 

 

 

12.11.06

 

 

 

 

 

 

 

1 аттестация

7 Написание текста “Выводы по результатам анализа литературы по теме исследования” Учитывая, что теоретическая глава представляет собой обоснование необходимости опытной или экспериментальной работы, постарайтесь сформулировать выводы по первой главе

Проконсультируйтесь с руководителем

 

12.11.06

 

19.11.06

 
8 Разработка различных способов решения выделенной проблемы (анализ различных подходов к решению проблемы в науке и практике, характеристика авторских предложений).

Определение оптимального пути разрешения проблемы

Прочитайте с. 7 “Вторая глава”, с. 25 “Организация опытно-экспериментальной работы”

Рефлексия:

В какой логической последовательности может быть представлен материал второй главы

Что понимается под “опытной работой” в педагогическом исследовании?

Что собой представляет педагогический эксперимент, для чего он необходим?

Какие виды эксперимента известны?

Какую работу проводит исследователь в констатирующем эксперименте? В формирующем?

Чем отличается линейный эксперимент от параллельного?

Выделите основные этапы проведения эксперимента

Какие условия следует соблюдать при проведении эксперимента?

Каким принципам должны удовлетворять критерии эффективности предлагаемой системы мер экспериментатором?

Продумайте и представьте руководителю для обсуждения план констатирующего эксперимента

 

 

27.11.06

 

 

5.11.06

 
9 Подготовка к осуществлению констатирующего эксперимента (планирование, разработка методики, подготовка оборудования, планов-конспектов уроков, воспитательных дел и т.д.) Прочитайте с. 25-29 “Организация опытно- экспериментальной работы” “Методического пособия”

Вопросы для самоконтроля:

Что понимается под опытной работой в педагогическом исследовании?

Какие виды эксперимента выделяются в педагогике?

Что представляет собой лабораторный и естественный эксперимент?

Какова цель констатирующего эксперимента? Формирующего?

В чем разница линейного и параллельного экспериментов?

Сформулируйте основные этапы проведения эксперимента

Какие условия необходимо соблюдать при проведении эксперимента?

Каким принципам должны удовлетворять критерии эффективности предлагаемых мер

Практическая часть:

Определите задачи эксперимента

Составьте план проведения эксперимента

Выберите методику изучения начального состояния системы;

Определите диагностический инструментарий: средства оценивания результатов эксперимента (контрольные работы, анкеты, тесты, стенограммы уроков)

С помощью чего будет осуществляться контроль за результатом? С помощью какого типа задач или заданий для учащихся будет проверяться

Определите критерии оценки ожидаемых результатов - признаки, на основании которых производится оценка эффективности экспериментальной разработки: с помощью каких признаков в изменении состояния учащихся будет оцениваться результативность экспериментальных материалов? Как вы предполагаете их фиксировать, диагностировать, какие изменения произошли в учащихся?

Подготовьте оборудование;

Составьте конспекты уроков

 

2.12.06

 

9.12.06

 
10  

Проведение констатирующего эксперимента

Практическая часть:

Сформулируйте цель констатирующего эксперимента (получить представление об уровне…)

Изучите начальное состояние системы;

Внесите полученные данные в таблицы, составьте диаграммы

Проанализируйте результаты эксперимента

Сформулируйте выводы;

Проконсультируйтесь с руководителем

 

9.12.06

 

16.12.06

 

 

11 Написание текста “Констатирующий эксперимент”.

Подготовка к осуществлению формирующего эксперимента

Сдайте руководителю на проверку текст “Констатирующий эксперимент”

Подготовьте материалы к формирующему эксперименту, для этого:

Сформулируйте цель формирующего эксперимента;

Какой ожидаете результат своей деятельности как экспериментатора, какие хотите получить новые знания о педагогической действительности?

Что хотите разработать и апробировать? Что (какие экспериментальные разработки) будете внедрять в учебный процесс и проверять? Что будет апробироваться: программа, концепция, методика и т. д.?

Составьте программу проведения эксперимента;

Разработайте методы, средства проведения эксперимента и наблюдения за ходом эксперимента (см. с. 39 “Организация проведения наблюдения);

Продумайте способы фиксации наблюдения (см. с. 42 “Методического пособия”)

Проконсультируйтесь у руководителя

 

16.12.06

 

23.12.06

 

2 аттестация

12 Проведение и анализ обучающего (формирующего) эксперимента 1. Проведите эксперимент по проверке эффективности определенной системы мер:

осуществление предлагаемой Вами системы мер по решению определенной экспериментальной задачи (формирование знаний, умений или воспитание определенных качеств личности, коллектива и др.);

фиксирование данных о ходе эксперимента на основе промежуточных срезов, характеризующих изменения объектов под влиянием экспериментальной системы мер;

указание затруднений и возможных типичных недостатков в ходе проведения эксперимента;

оценка текущих затрат времени, средств и усилий.

2. Оформите протоколы наблюдений

3. Представьте письменные работы, записи бесед

 

практика

 
 

13

 

Оформление результатов анализа

1. Оформите результаты в таблицах, схемах, диаграммах, рисунках и т.д.,

Сформулируйте выводы и рекомендации (если позволяет материал) по данным формирующего эксперимента.

Напишите текст: “Опытно-экспериментальная работа”, в котором отразите подготовку к осуществлению формирующего эксперимента, условия, в которых он протекал, характеристику участников и их позицию в начале и в конце эксперимента, название и последовательность проведения разработанных занятий (учебных или воспитательных), анализ результатов, выводы и рекомендации.

Проконсультируйтесь с руководителем

практика  
14 Повторное проведение формирующего эксперимента (если возникает необходимость).

Компоновка подготовленных текстов в главы.

Подведение итогов эксперимента

1. Подведите итоги эксперимента:

опишите результаты осуществленной экспериментальной системы мер (конечное состояние уровня знаний, умений, навыков, уровня воспитанности и др.);

дайте характеристику условиям, при которых эксперимент дал благоприятные результаты (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические и др.);

опишите особенности субъектов экспериментального воздействия (учителей, воспитателей и др.);

зафиксируйте данные о затратах времени, усилий средств;

укажите границы применения проверенной в ходе эксперимента системы мер

практика  
15 Написание выводов к главам.

Составление заключения

1. Напишите выводы к главам.

2. Составьте заключение. Заключение должно “зеркально” отражать введение, т.е. в нем должны быть сделаны обобщающие выводы по достижению цели, решению задач, проверке гипотезы. Можно обозначить круг проблем, которые в силу объективных и субъективных причин, не были решены в исследовании

   
16 Составление списка литературы в соответствии с библиографическими требованиями Список использованной литературы содержит источники, которые нумеруются и располагаются в такой последовательности: произведения, раскрывающие методические основы работы; официально-документальные материалы, монографии и педагогическая литература, диссертации, авторефераты, архивные материалы в алфавитном порядке    
17 Представление первого варианта Сдать работу на проверку руководителю   3 аттестация
18 Исправление доработок, оформление приложений Рекомендации: Приложение, если оно Вами предусмотрено, оформляется на отдельных листах (практический материал, конспекты уроков, образцы ученических работ, таблицы, схемы и др.), каждая иллюстрация имеет краткое название Последняя неделя апреля 2007 г  
19 Представление окончательного варианта Выполненная работа сдается руководителю не позднее, чем за 3 недели до начала государственных экзаменов. Руководитель проверяет работу в 10-дневный срок. В письменном отзыве отмечается степень самостоятельности студента при выполнении работы, её достоинства и недостатки, наличие элементов исследования и обобщения передового опыта, обоснованность и ценность выводов автора работы. Работа передается рецензенту, назначенному администрацией училища. Рецензент дает на неё письменную рецензию 1 неделя мая 2007 г.  
20 Подготовка к защите

подготовка текста доклада

подготовка иллюстративного материала;

репетиция защиты

Задание:

Подготовить текст (в пределах 1—15 мин), в котором указать: мотивы выбора темы, охарактеризовать цель, задачи, методы исследования, полученные результаты и выводы, их обоснование.

Подготовить иллюстративный материал

Вам может быть задан любой вопрос по содержанию работы, как членами комиссии, так и присутствующими. Вам предоставляется возможность ответить на сделанные замечания, дать необходимые справки

 

2 неделя мая 2007 г

 
21 Защита ВКР Задание: Подготовиться к защите, предусмотреть возможные вопросы оппонентов и предполагаемые ответы

На защите ВКР

Заслушивается краткое сообщение автора работы;

Зачитывается отзыв рецензента;

Заслушиваются ответы автора работы на вопросы, замечания рецензента;

Проводится обмен мнениями;

Заслушивается заключительное слово автора, им даются справки, приводятся дополнительные материала

Обсуждаются членами ГЭК результаты защиты