Биология
-
Реализация принципа исследования на уроках биологии 2009
Главной задачей современного педагога и школы в целом является создание условий для формирования навыков научного познания мира. Сегодняшний урок должен стать научной лабораторией, не дающей готовых знаний, а обучающих первым навыкам научного исследования. Приведём пример технологической карты и проекта урока биологии в 6-м классе, построенного по принципу исследования.
-
Реализация проблемного обучения при создании исследовательских работ 2023
Несмотря на высокий потенциал для более активного и ориентированного на учащихся обучения, существуют некоторые трудности в реализации проблемного обучения в создании исследовательских работ по биотехнологии. Такой учебный подход требует много времени и труда как для учащихся, так и для учителя. Как правило, обучающиеся, которым не нравится проблемное обучение, это те, кто предпочитает конкуренцию совместной работе, абстрагированию над задачами или пассивному и направленному обучению вместо активного. Учителя могут также испытывать неудобства из-за того, что им не удается контролировать учебу школьников.
-
Реализация программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» на уроках биологии 2020
Освоение основной образовательной программы основного общего образования предполагает развитие у школьников читательской компетентности. Достижение этого результата осуществляется на всех предметах в рамках реализации междисциплинарной программ «Стратегии смыслового чтения». Виды текстов и приёмы работы с текстами, используемые на уроках биологии.
-
Реализация проекта "Наш сад на уроке биологии" 2020
Цель проектной деятельности – приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии (в частности ботанике или зоологии).
-
Реализация проекта «Вертоград» по благоустройству и эстетическому оформлению школьной территории МБОУ «Вятская православная гимназия» 2022
Цель проекта: создание здоровьесберегающей, психологически комфортной, эстетически воспитывающей среды в гимназии для формирования гармонически развитой личности, способной создавать и беречь красоту повсюду.
-
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках биологии 2018
Важное место в изучении биологии имеет исследовательский метод. Когда учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становится активным исследователем, при этом активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ. Но для повышения мотивации к предмету можно предложить учащимся провести домашний эксперимент.
-
Реализация экологического компонента на уроках биологии в 6–8-х классах 2009
Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения.
-
Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии 2011
В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии.
-
"Регуляция процессов жизнедеятельности". 6-й класс 2007
Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, вырабатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания.
-
Редкие и исчезающие раннецветущие растения Амурской области 2012
В 2008 году вышло Постановление губернатора Амурской области о создании первой Красной книги Амурской области (от 18.02.2008 г. № 69 "О порядке ведения Красной книги Амурской области"). Большая часть информации о редких и исчезающих растениях не доходит до населения. Школьники Амурской области не знают как "краснокнижные" растения выглядят, какие меры можно предпринять для их сохранения.
-
Редкие и исчезающие растения Амурской области 2011
В 2008 году вышло Постановление Губернатора Амурской области о создании первой Красной книги Амурской области (от 18.02.2008 г. № 69 «О порядке ведения Красной книги Амурской области»). Большая часть информации о редких и исчезающих растениях не доходит до населения. Школьники Амурской области не знают как «краснокнижные» растения выглядят, какие меры можно предпринять для их сохранения.
-
Результативность организации научно-исследовательской деятельности учащихся в курсе изучения биологии 2005
Богатый опыт привлечения учащихся среднего звена к исследовательской деятельности виден через достижения учеников. Проявление интереса к предмету, формирование навыков работы с литературой и проведение эксперимента, желание заниматься дополнительно во внеурочное время, поделиться своими "открытиями" и достижениями с другими учащимися, стремление озеленить класс, территорию лицея, города - самый значимый и желаемый результат в организации исследовательской деятельности учащихся. Предлагаемые темы и рекомендуемые методы позволяют учащимся овладеть алгоритмом исследовательской работы.
-
Результаты заочного тестирования по биологии в рамках VII конкурса "Инструментальные исследования окружающей среды" 2012
В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология.
-
Результаты эволюции 2011
Урок проводится в 11-м классе с целью сформировать у учащихся представления о географическом и экологическом способах видообразования; научить определять способы видообразования, сравнивать их друг с другом; продолжить формирование у школьников убежденности в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных. Сложный для восприятия и запоминания материал легко усвоить с помощью опорных схем, изложенных в данном плане-конспекте.
-
Рейтинговая система контроля и оценки качества на уроках биологии в лицее им. Н.И. Лобачевского при КГУ 2008
Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса.
-
Рекомендации для создания личного образовательного маршрута обучающихся 2013
Рекомендации предназначены для учителей и педагогов дополнительного образования, работающих над индивидуализацией процесса усвоения образовательных программ. Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Вниманию коллег представлен вариант создания индивидуального (личного) образовательного маршрута обучающихся на примере дополнительной авторской образовательной программы «Юный генетик».
-
Рекомендации по применению модульной технологии на уроках биологии в 7–9-х классах 2005
Модульная технология - это личностно-ориентированная технология, где в центре внимания учителя познавательная деятельность ученика, а учитель выступает в роли организатора самостоятельной, активной, познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Профессиональные умения учителя направляются не столько на контроль знаний, умений, навыков учащихся, сколько на диагностику их деятельности с целью коррекции знаний. Рекомендую использовать модульную технологию на различных типах уроков, особенно на уроках обобщения и контроля знаний.
-
Рекомендации по составлению учебных программ (рабочих программ курсов, дисциплин) 2015
Будучи составной частью образовательной программы ОУ, дает гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования.
-
Рекорды органического мира Южной Америки 2010
Сведения, представленные в работе, могут быть использованы учителями как дополнительный материал при изучении темы "Природные зоны Южной Америки" на уроках географии и биологии. В презентации представлен богатый иллюстративный, и информационный материал, который поможет расширить кругозор учащихся и повысить интерес к данным предметам.
-
Рефлекс как основа нервной деятельности 2010
Особенности методики: использование опорной схемы-конспекта, компьютерной программы, включающей интерактивные упражнения, практикума (микроисследования), решение биологических задач как средство повышения познавательной активности учащихся и полной реализации образовательных целей урока.
-
Рефлексивно-проектировочный семинар "Личная ответственность человека за здоровье" 2016
Вниманию коллег предлагается план-конспект рефлексивно-проектировочного семинара, цель которого – помочь студентам на основе рефлексивного анализа причин ухудшения здоровья спроектировать возможные пути оптимизации своей деятельности в этом отношении и возможные варианты. Основу занятия составляет обсуждение вопросов: влияние компьютера на здоровье человека; влияние среды жилого и рабочего помещений на здоровье; профилактика вредных привычек; основные способы профилактики и сохранения здоровья.
-
Решение генетических задач 2008
Конспект урока по теме: "Решение генетических задач". Раздел: Преподавание биологии. Урок проводится в 10-м классе при изучении темы "Основы генетики". Данный урок является одним из примеров использования компьютера для изучения в интерактивном режиме наследования группы крови человека. Активность учеников в процессе обучения повышается за счет индивидуальной работы за компьютером, улучшаются знания и повышается интерес к предмету.
-
Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций 2010
Школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования и решению генетических задач. Не всегда эта информация в полной степени усваивается обучающимися на должном уровне. Поэтому был создан блок уроков, посвященный решению генетических задач с использованием мультимедийных презентаций.
-
Решение генетических задач. Анализ и составление родословных 2011
Урок помогает познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных; научиться составлять и анализировать родословные.
-
"Решение задач в зоологическом саду" (урок математики в 5-м класс) 2007
Урок - это, в первую очередь, процесс творчества и педагога, и учеников, это общение, поток информации и многое другое. Необходимо, чтобы каждый в этом процессе чувствовал себя комфортно, чтобы интерес к учению и учёбе не угасал, а вновь разгорался с новой силой. Этому помогает интеграция разных предметов в подготовке и проведении уроков математики и физики, использование игровых моментов, разнообразных форм проведения уроков, разнообразие и оригинальность дидактических материалов.
-
Решение задач ЕГЭ по жизненному циклу растений 2015
Занятие направлено на достижение следующих целей: повторение и обобщение материала по разделу «Жизненные циклы растений»; обучение решению задач ЕГЭ по жизненным циклам растений разных отделов. Материал по жизненным циклам растений представлен в виде схем, предложены задачи, встречающиеся в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по биологии, их решение.
-
Решение задач на группы крови и резус-фактор 2008
Цели урока: продолжить формирование понятийного аппарата в области генетики и умения им пользоваться; освежить знания учащихся о резус-факторе, группах крови, их типах, особенностях и физиологической основе; сформировать у учащихся четкое представление о наследовании групп крови и резус-фактора; научить решать задачи на группы крови и резус-фактор; дать представление об использовании знаний о группах крови в различных областях жизни.
-
Решение задач по молекулярной биологии 2013
Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные" – полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной для учащихся. Подобранные задачи характеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля.
-
Решение творческих задач как средство формирования у учащихся универсальных учебных действий 2013
Решение творческих задач позволяет учащимся самостоятельно оперировать информацией, составлять проблемные вопросы, осмысливать предстоящую работу, выявлять признаки изучаемых предметов, составлять планы сравнения, описания объектов, анализировать материал, планировать решение задач, проверять результат. Форма работы – в малых группах. К статье прилагается фрагмент из сборника задач на тему «Птицы» и примеры задач, составленные учащимися.
-
Решение экологических ситуаций на уроках биологии 2012
Совмещение проектной деятельности и решения экологических ситуаций – форма углубленного изучения эколого-биологических вопросов, помогает целостному восприятию окружающего мира и гармоничному развитию личности ребенка. Экологические ситуации и примерные схемы их решения представлены в 16 вариантах. Рассмотрены наиболее типичные и общие для многих территорий проблемы.