Решение творческих задач как средство формирования у учащихся универсальных учебных действий

Разделы: Биология


Одной из главных задач формирования ключевых компетенций на сегодня является усвоение школьниками практических знаний, составляющих содержание учебного предмета. Недостаточно обладать знаниями, нужно уметь использовать нужные знания в нужный момент.

Научиться активно и самостоятельно мыслить можно лишь в условиях активной и самостоятельной работы.

Решение творческих задач позволяет учащимся самостоятельно оперировать информацией, составлять проблемные вопросы, осмысливать предстоящую работу, выявлять признаки изучаемых предметов, составлять планы сравнения, описания объектов, анализировать материал, планировать решение задач, проверять полученный результат.

Новые знания ученик может получить путем конструирования учебных приемов на основе старых знаний, что позволяет выявить причину и следствие, черты сходства и различия в объектах, процессах, а также вычленить существенные признаки, объединив предметы по этим признакам. Ученик может сам самостоятельно разработать гипотезу.

Решение творческих задач способствует перенесению, имеющихся знаний и умений учеников в новую учебную ситуацию.

В структуру предлагаемого сборника задач входят инвариантные модули, подлежащие изучению: «Тип членистоногие», «Тип хордовые», что дает возможность использования данного пособия в логике изучения базового курса Биология «Многообразие живых организмов» 7 класс. Авторы В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова или после изучения этого курса в вариативной части.

Такая структура позволяет использовать прием решения логических задач на различных этапах уроков разных типов.

Например, на уроках разных типов ввести интеллектуальную разминку. Также решение логических задач позволяет увеличить численность проведения заключительных уроков к большим темам с целью отработки учебных приемов межпредметного характера, ведущих в конечном итоге к формированию творческого и теоретического мышления.

Подбор материала задач осуществлен так, чтобы формирование мыслительных операций шло от более простых мыслительных действий (построение логических цепочек, умение видеть ошибки, умение вычленять главное…) к более сложным (сравнение, анализ, синтез…)

Основной формой организации занятий является работа в малых группах по 3-5 человек. Это позволяет эффективнее использовать учебное время, выполняя несколько работ параллельно.

От решения задач ученики переходят к составлению задач. К статье прилагаются примеры задач из сборника по теме «Птицы» и примеры задач, составленных учащимися.

Формирование у учащихся вышеперечисленных обобщенных приемов учебной деятельности должно повысить познавательную активность ученика, стимулировать развитие творческого потенциала.

Приложение.