Рефлексивно-проектировочный семинар "Личная ответственность человека за здоровье"

Разделы: Биология, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Основное содержание занятия. Влияние компьютера на здоровье человека. Влияние среды жилого и рабочего помещений на здоровье. Профилактика вредных привычек. Основные способы профилактики и сохранения здоровья.

Цель: помочь студентам на основе рефлексивного анализа причин ухудшения здоровья спроектировать возможные пути оптимизации своей деятельности в этом отношении и возможные варианты.

Время: 2 учебных часа.

Материалы:

  • сценарий семинара
  • листы бумаги для упражнения «Зависит – не зависит»
  • распечатка диаграмм с заданием (1 на пару)
  • листы А3 (1 на группу)
  • фломастеры
  • схемы 1–2 (по 1 на группу)

План проведения:

1. Вступительное слово преподавателя о цели семинара и актуальности темы.

Цель элемента: активизация группы, настрой на активную работу.

2. Обсуждение хода семинара, правил, предстоящих вопросов и заданий.

Цель элемента: создание положительного эмоционального фона занятия.

3. Работа в парах: выполнение упражнения «Зависит – не зависит»: в течение 15 мин. ответить на вопрос: «От его зависит мое здоровье?», используя для этого 20 слов и коротких предложений.

Цель элемента: установление взаимодействия между студентами, первичная обработка информации.

4. Рефлексивный самоанализ (индивидуальная работа): оценить свои ответы на задание с четырех позиций:

Я – зависит от меня;
Д – зависит от  других;
С – зависит от судьбы;
П – просто так получилось.

Подвести итоги: каких позиций получилось больше? Почему?

Цель элемента: структурирование проблемы, осознание личной значимости обсуждаемых вопросов, самооценка.

5. Оценка диаграмм (продолжение работы в парах).

Задание: рассмотрите диаграммы, отражающие распределение показателей, оказывающих влияние на здоровье человека, по данным ученых и опросам населения. Выявите сходства и различия в этих диаграммах, проанализируйте причины различий. Выскажите свое мнение по данному вопросу: согласны ли вы с какой-либо из диаграмм или предлагаете распределить проценты иным образом? Проиллюстрируйте свое мнение новой диаграммой (прил.).
Цель элемента: вторичная обработка информации, отслеживание умения работать с графическими данными.

6. Выступление по итогам работы.

Цель элемента: формирование общего смыслового поля для дальнейшей работы.

7. Проектирование в группах (парах пар).

Задание: проанализировать полученные в упражнении «4» каждым членом группы буквы: какие группы факторов получились? Исходя из этого, сформулировать программу по коррекции и улучшению своего здоровья. Решение оформить на листах А3.
Цель элемента: обмен информацией, развитие креативности.

Для выполнения задания можно использовать следующие схемы:

Схема 1

Схема 2

Название приема

Формулировка приема в виде вопроса

Добавление-Исключение

Что можно добавить?
Что необходимо исключить?

Замена

Что можно использовать вместо этого?

Изменение

Можно ли изменить ситуацию и как?

Адаптация

Как можно приспособить к вашим условиям или цели?

Перемещение

Что можно повернуть или сдвинуть относительно исходного положения?

Другое применение

Что еще можно использовать?

8. Презентация разработанных группами проектов.

Цель элемента: формирование нового видения проблемы, умение понимать мотивы поведения других людей, взаимообучение.

9. Резюмирование информации.

Цель элемента: подведение итогов работы семинара и его участников.

Приложение

Комментарий к диаграмме

Согласно данным ученых, здоровье людей более чем на 50% обусловлено образом жизни, на 17–20% – социальными и природными условиями и на 17–20% – наследственностью. На долю системы здравоохранения приходится около 10%.
Однако, учитывая, что медицина занимается в основном лечением уже возникших болезней, а не профилактикой заболеваний, то эти данные можно распределить иным образом: 80% – образ жизни, 10% – наследственность, еще 10% – природные и социальные условия (к социальным условиям относится и состояние системы здравоохранения).
Конечно, эти цифры подходят только тем людям, которые не являются пассивными созерцателями своего образа жизни, а активно его создают. Вполне возможно, что влияние природных и социальных условий в каком-либо конкретном случае, например радиации, обусловливает здоровье человека не на 10% и не на 20%, а гораздо больше.
Но если человек, подвергающийся воздействию радиации, относится к этому не пассивно, а ведет такой образ жизни, который позволяет свести к минимуму эти неблагоприятные воздействия, то, естественно, процент этот будет ниже. То же относится и к наследственности. Есть немало примеров, когда люди, казалось бы, с самой неблагоприятной наследственностью за счет образа жизни восстанавливали здоровье и жили долго и активно.

Факторы здоровья

Задание: рассмотрите диаграммы, отражающие распределение показателей, оказывающих влияние на здоровье человека, по данным ученых и опросам населения. Выявите сходства и различия в этих диаграммах, проанализируйте причины различий. Выскажите свое мнение по данному вопросу: согласны ли вы с какой-либо из диаграмм или предлагаете распределить проценты иным образом? Проиллюстрируйте свое мнение новой диаграммой.

Рис. 2. Факторы здоровья (по данным ученых)

Рис. 3. Факторы здоровья (согласно опросам населения)