Вступительная часть
Закон «Об образовании» указывает, что «…обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения <…> . Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта <…> регламентируется уставом данного образовательного учреждения» (п.1 ст. 50).
Цель данных методических рекомендаций: предоставление коллегам одного из вариантов создания индивидуального образовательного маршрута для обучающихся.
Задачи:
- Индивидуализировать процесс усвоения образовательной программы.
- Оказать помощь педагогам в конструировании образовательного маршрута при изучении темы или образовательной программы.
- Рассмотреть один из возможных путей построения образовательного маршрута для обучающихся.
Изложение главного тезиса
Вниманию коллег представлен вариант создания индивидуального (личного) образовательного маршрута обучающихся на примере дополнительной авторской образовательной программы «Юный генетик».
Индивидуальный образовательный маршрут ученика предполагает, что обучающийся при изучении темы может, например, выбрать один из следующих подходов:
- Образное или логическое познание.
- Углубленное изучение.
- Ознакомительное, выборочное или расширенное усвоение темы.
Образовательные маршруты учеников отличаются по объёму, по содержанию. Данное отличие обусловлено индивидуальными способностями и соответственно их видами деятельности, применяемыми учащимися при изучении одного и того же образовательного объекта. Учитель предлагает ученикам для усвоения темы различные виды деятельности. Образовательный маршрут основывается на реализации индивидуальных способностей, возможностей и интересов учащегося.
Методические указания
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)
Основные этапы создания личного (индивидуального) образовательного маршрута:
- Диагностика.
- Составление индивидуальной программы.
- Составление индивидуальных заданий.
- Включение в различные группы.
- Принятие маршрута учеником.
В дополнительном образовании обучаются дети, сознательно выбравшие то или иное объединение, ту или иную образовательную дополнительную программу, того или иного педагога. Далее обучающийся совместно с педагогом определяет, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована дополнительная образовательная программа.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.
В проекте «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» говорится, что «… в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причём ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению». Среди ключевых направлений развития общего образования – направление системы поддержки талантливых детей. «Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят. <…> В рамках этого направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимися каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учёта индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио) при приёме в вузы».
Срок реализации нашей дополнительной образовательной программы «Юный генетик» – три года. Учебно-тематический план каждого года обучения содержит часы консультаций, которые позволяют индивидуализировать работу с обучающимися, дают возможность заниматься научно-исследовательской работой с учащимися, консультировать наиболее подготовленных детей перед олимпиадами, конференциями, конкурсами.
I. Учебно-тематический план первого года обучения «Что изучает генетика?»
Тема | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | ||
Вводное занятие. Предмет и методы генетики . История генетики. Значение генетики. | 4 | 4 | - |
1. Биологические системы: клетка, организм. Наследственная информация и реализация её в клетке. | 30 | 10 | 20 |
2. Основные закономерности явлений наследственности и изменчивости. | 56 | 22 | 34 |
3. Генетические основы индивидуального развития. Генетика человека. | 46 | 24 | 22 |
4. Генетика популяций и генетические основы эволюции. | 20 | 8 | 12 |
5. Селекция и биотехнология. | 20 | 8 | 12 |
Итоговое занятие. | 4 | 4 | |
Консультации. | 36 | 36 | |
Итого: | 216 | 76 | 140 |
II. Учебно-тематический план второго года обучения «Генетика в нашей жизни»
Тема | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | ||
Вводное занятие. | 2 | 2 | |
1. Биологические системы: клетка, организм. Наследственная информация и реализация её в клетке. | 40 | 16 | 24 |
2. Основные закономерности явлений наследственности и изменчивости. | 46 | 16 | 30 |
3. Генетические основы индивидуального развития. Генетика человека. | 46 | 18 | 28 |
4. Генетика популяций и генетические основы эволюции. | 22 | 8 | 14 |
5. Генетические основы селекции. | 20 | 8 | 12 |
Итоговое занятие. | 4 | 4 | |
Консультации. | 36 | 36 | |
Итого: | 216 | 68 | 148 |
III. Учебно-тематический план третьего года обучения «Генетика и окружающий мир»
Тема | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | ||
Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
1. Биологические системы: клетка, организм. Наследственная информация и реализация её в клетке. | 40 | 16 | 24 |
2. Основные закономерности явлений наследственности и изменчивости. | 46 | 16 | 30 |
3. Генетические основы индивидуального развития. Генетика человека. | 44 | 16 | 28 |
4. Генетика популяций и генетические основы эволюции. | 24 | 10 | 14 |
5. Селекция и биотехнология. | 20 | 8 | 12 |
Итоговое занятие. | 4 | 4 | |
Консультации. | 36 | 36 | |
Итого: | 216 | 68 | 148 |
Темы консультаций на 2012 год
Дата | Тема | Обучающиеся |
20.01.12 | Оформление исследовательских работ и сопроводительных документов на фестиваль «Портфолио». | М… Анастасия С… Анастасия |
03.02.12 | Требования к оформлению исследовательских работ на областной конкурс «Юный исследователь». | М… Анна М… Анастасия |
17.02.12 | Оформление исследовательских работ на областной конкурс «Юный исследователь». | М… Анна М… Анастасия С… Анастасия |
02.03.12 | Подготовка презентаций к докладу. | К… Елена Л… Иван М… Анастасия |
16.03.12 | Обзор литературы по подготовке к ЕГ. | Б… Константин Л… Михаил М…Анна К…Елена С…Софья М… Анастасия С… Наталья |
З0.03.12 | Обзор литературы по подготовке к ГИА. | К… Татьяна Л… Иван М… Дарья С… Анастасия |
13.04.12 | Подготовка к ГИА. Трудные вопросы. | М… Дарья |
27.04.12 | Написание тезисов к исследовательской работе на форум «Великие реки». | Л… Иван С… Анастасия |
14.05.12 | Подготовка постера к форуму «Великие реки». | Л… Иван С… Анастасия |
25.05.12 | Оформление ответов на задачи по генетике к ЕГ. | Б… Константин Л… Михаил М…Анна К…Елена С…Софья М… Анастасия С… Наталья |
28.05.12 | Планирование исследований в рамках ШПИ (школа полевых исследований). | К… Татьяна С… Анастасия |
23.10.12 | Положения об олимпиадах и конкурсах на 2012-2013 учебный год. | К… Татьяна Л… Иван Л… Михаил М… Анна М… Дарья С… Анастасия |
01.11.12 | Подготовка доклада и презентации к полуфиналу областного турнира «Увлекательная экология». | Л… Иван Р… Дарья С… Анастасия |
20.11.12 | Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников по биологии и экологии (муниципальный этап). | К… Татьяна Л… Иван, Л… Михаил М… Анна Р… Дарья С… Анастасия |
04.12.12 | Подготовка команды обучающихся к финалу областного конкурса «Увлекательная экология». | Л… Иван Р… Дарья С… Анастасия |
18.12.12 | Обсуждение исследовательской работы на городской конкурс «Старт в науку». | М… Дарья |
27.12.12 | Обсуждение исследовательской работы на фестиваль «Портфолио учащегося». | К…Татьяна |
Примерные рекомендуемые темы для рефератов и исследовательских работ.
- Близнецовый метод исследований человека.
- «Международный проект « Геном человека».
- Две версии будущего: трансгенный рай или трансгенный апокалипсис.
- Генная инженерия бактерий.
- Достижения и перспективы развития медицинской генетики.
- Изучение наследования признаков дрозофилы (окраски тела, длины крыльев и т.д.)
- Наследование окраса шерсти (или др. признаков) морских свинок (или др. животных уголка живой природы).
Обучающиеся сами решают, в каких мероприятиях принимать участие, сами выбирают тему научно-исследовательской работы. Занятия в объединении способствуют профессиональному самоопределению.
Описание перспективных результатов
Индивидуальные результаты обучающиеся могут отражать в ученических портфолио.
Одной из форм подведения итогов реализации образовательной программы является участие воспитанников в конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня: городских, областных, федеральных, международных. Из опыта последних лет:
2008-2009 уч. год: Третий (областной) этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии – 4 место; Третий (областной) этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии – 3 место; Второй (городской) этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии – 3 место; Второй (городской) этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии – 1 место; XXIII Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Национальное Достояние России» – диплом II степени, Поволжская научная экологическая конференция школьников – 1 место; Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» – 2 диплома; Городская конференция НОУ «Эврика» Н.Новгород – 3 место; Городская научно-практическая конференция «Старт в науку»: участник и 3 место; Городская экологическая конференция «Если ты любишь Землю свою…» – три вторых места.
2009-2010 уч. год: Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» – 2 диплома; областной конкурс «Юный исследователь» – 3 место и участник; детско-юношеская экологическая Ассамблея – диплом лауреата; городская экологическая конференция «Если ты любишь Землю свою…» – 3 место.
2010-2011 уч. год: Всероссийская олимпиада школьников по биологии – призёр городского этапа; Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» – 3 диплома; областной конкурс «Юный исследователь»: 1 и 3 места; городская научно-практическая конференция «Старт в науку»: участник, 2 и 3 места; детско-юношеская экологическая Ассамблея, 2 диплома лауреата; городской этап областного конкурса «Мир заповедной природы» – один лауреат; городской этап областного конкурса «Мы и Земля» – 1 место и 3 призёра; городской научно-технический Конкурс «Кулибинские чтения» – 2 участника.
2011-2012 уч. год: Приняли участие в областном конкурсе «Юный исследователь» (2 работы); в городской конференции «Старт в науку» (1 работа); в городской конференцию «Путь к успеху» (1 работа); на VIII детско-юношеской экологической Ассамблеи (2 работы); участие в областном конкурсе «Мы и Земля», 2 презентации (2 обучающихся); в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» (3 обучающихся).