Решение генетических задач

Разделы: Биология


Цель урока: обобщение фактического и теоретического материала по основам взаимодействия аллельных генов.

Задачи урока:

  1. Продолжить работу по формированию умений и навыков в работе с компьютером как средством индивидуального обучения на разных этапах урока.
  2. Совершенствовать умения составлять и решать генетические задачи и простейшие схемы родословных для приобретения практических навыков.
  3. Углубить и расширить знания учащихся о наследовании групп крови и резус-факторе.
  4. Развивать творческую активность в работе с дополнительной информацией при подготовке сообщений на заданную тему: отработать поисковые, исследовательские умения и навыки, обеспечивающие развитие памяти, внимания, мышления.
  5. Подготовить десятиклассников к планированию семьи.

Оборудование:

  • компьютеры,
  • учебно-электронное пособие,
  • таблицы,
  • семена гороха,
  • модели кроликов.

Содержание урока

1. Организационный настрой на тему урока.

- Сегодня на уроке обобщим фактический и теоретический материал по основам взаимодействия аллельных генов. В процессе выполнения лабораторной работы будем решать генетические задачи и разбирать материал, используя компьютер.

2. Проверка индивидуальных заданий.

- На предыдущем уроке при изучении материала на наследование признаков, сцепленных с полом, вам были предложены индивидуальные задания - изучить материал, составить презентацию, используя компьютер, и приготовить краткий рассказ.

Первое сообщение о семье последнего русского царя Николая II, в частности о болезни гемофилии, которую унаследовали члены его семьи.

Вопрос классу после выступления ученика:

- В книге Е. Пчелова “Романовы. История династии” (см. Приложение №1), с. 436 говорится: “Царевич унаследовал гемофилию от матери - Александры Фёдоровны. Эта болезнь передаётся только через женщин, которые сами не болеют, но являются носителями вируса. А поражает гемофилия исключительно мужчин”. Какие ошибки допустил автор?

(Ответ: Гемофилия не вирусное заболевание, женщины могут болеть гемофилией; если мать носитель гемофилии, а отец здоров, в этом случае вероятность рождения дочери равна 25 %.)

Второе сообщение о наследственном заболевании – дальтонизме, ген которого локализован в половой хромосоме (по материалам книги М. Д. Квасовой “Зрение и наследственность”).

Вопрос классу после выступления ученика:

- Англичанин Джон Дальтон, несмотря на заболевание цветослепотой, прожил 78 счастливых лет. У него было три брата и одна сестра, двое братьев тоже страдали цветослепотой на красный цвет. Составьте схему генетического скрещивания в семье Дальтона по признаку дальтонизма. Какие генотипы были у всех членов семьи?

3. Практическая работа учащихся по составлению и решению генетических задач с использованием компьютера.

- Продолжаем с вами работать. У вас на столе находятся семена гороха. Опираясь на ранее приобретённые знания, определим возможные генотипы семян гороха посевного и обоснуем свои ответы.

(Зелёные - имеют один генотип аа, жёлтые - АА или Аа. Для этого необходимо провести анализирующее скрещивание.

Чтобы убедиться в научности наших выводов, проводим лабораторную работу на компьютере. Нашли в Главном меню лабораторию “Генетика”. Открыли, нашли тему 1.2., в боковом меню - вопрос 7, выполняем работу (см. CD - диск “Учебно-электронное издание Биология”).

Заслушивание учителем ответа учеников.

- Выполняем следующую задачу на полное доминирование. Читаем условие: составить схему скрещивания растений гороха с жёлтыми и зелёными семенами.

- Приступаем к следующему заданию. Читаем задачу, но пока не решаем.

А. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготной чёрной крольчихи с белым кроликом?

- Решим задачу, используя модели

:

Б.От скрещивания чёрного кролика с белой крольчихой получено 2 чёрных и 2 белых крольчонка. Каковы генотипы крольчат и кролов?

- Проверим на компьютере правильность ответа.

- Выполняем задание 11 на компьютере “Неполное доминирование” с ответом на вопрос: какое расщепление по фенотипу и генотипу будет?

Комментирование найденного решения учащимися.

- К взаимодействию аллельных генов относится и кодоминирование, примером является наследование у человека группы крови систем АВО. На компьютере вернулись назад, открыли тему под номером 2.2. (Определение характера наследования групп крови). В меню нашли задание под номером 7. Работу выполним в интерактивном режиме с последующей устной проверкой.

  • Группа крови зависит от действия (3-х аллельных генов)
  • Какие доминантные гены (А, В)
  • Рецессивный ген (0)
  • Гены А и В друг друга (не подавляют)
  • Три аллели формируют сколько генотипов? (6 - 00; АА; АО; ВВ; ВО; АВ)
  • Назовите генотипы гомозиготные (00; АА; ВВ)
  • Назовите генотипы гетерозиготные (АО; ВОЛ; АВ)

Какие группы крови возможны у детей, если у их матери III группа, а у отца IV группа крови?

Самостоятельное выполнение учащимися данного задания.

(Ответ: Если генотип у матери ВВ гомозиготен, возможны у детей IV (АВ) или III (ВВ). если генотип у матери гетерозиготен (ВО), а у отца АВ, у детей возможны II группа (АО), III группа (ВВ; ВО) и IV группа (АВ).)

Расположите группы крови человека в соответствии с их генотипом.

4. Подведение итогов урока.

- Какова практическая значимость знаний о группах крови? Где это может пригодиться в жизни?

5. Контроль знаний по теме урока.

Открываем Аттестацию, внизу над “Учебными материалами” есть два уровня:

4.1 (Базовый)

4.2. Ваше право - выбрать. Выполняем с 1 по 13 задание (кроме 14, 15, 16). После окончания работы пригласите меня на проверку .

6. Домашнее задание:

Составить задачу на наследование групп крови или других наследственных признаков у человека, используя таблицу в учебнике на стр. 287-288;

Можно подготовить презентацию но вопросу: бывают ли трёхцветные коты?

7. Саморефлексия: (проводит учитель)

- Какое у вас настроение на конец урока?

- Узнали ли вы что-то новое?

- Что понравилось на уроке, что нет?

- В какой форме вы бы провели этот урок?