В основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития учащихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность учащихся;
- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. В настоящее время в его основе заложены теоретические положения концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, «раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов».
Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является её осознанность. Деятельность является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества. Система - определенный порядок в расположении и связи действий.
Системно-деятельностный подход на уроках биологии направлен, прежде всего, на развитие личности учащегося. С целью формирования целостного представления о сути живых организмов и механизмах процессов в них и окружающей среде, необходимо не только соблюдать преемственность между уроками, темами, уровнем обучения, но и особое внимание уделять практической деятельности учащихся.
Важное место в изучении биологии имеет исследовательский метод. Когда учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становится активным исследователем, при этом активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Как правило, этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ. Но для повышения мотивации к предмету можно предложить учащимся провести домашний эксперимент или опыт с одновременным ведением дневника наблюдений. Например, проращивание семян растений, вегетативное размножение комнатных растений, наблюдения за домашними питомцами, составление родословной и др.
Структура урока биологии в режиме системно-деятельностного подхода может быть следующей.
Первый этап. Организационный, целеполагание, постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы. Учитель сообщает проблемный вопрос, который заключает в себе одну из главных мыслей в содержании темы. Ученики формулируют проблему или задачу урока, которая служит ориентиром для дальнейшей деятельности. Учитель предлагает учащимся вспомнить, какие знания у них уже есть для решения поставленной проблемы, а каких знаний им не хватает. (Что «Я» буду изучать? Чему «Я» научусь?).
Второй этап. Изучение нового учебного материала. Задача учителя создать условия для развития мотивации учащихся к изучению темы урока; для развития у учащихся умений, связанных с целеполаганием; для развития у учащихся умений вступать в диалог и отстаивать свою точку зрения. В процессе беседы учитель с помощью ребят (в ходе диалога), или самостоятельно (проблемное объяснение материала урока учителем, если изучаемая тема является сложной) способствует открытию новых знаний. После обсуждения версий, предлагаемых учащимися, проверяют их правильность с помощью учебника.
Третий этап. Практическое применение и использование новых знаний. Беседа по вопросам, цель которой выяснить степень усвоения учащимися изученного материала. Далее индивидуальная, парная или групповая практическая работа (лабораторная работа, мини исследование, решение задач и пр.). Таким образом, учащиеся смогут не только запоминать новые знания, но и усваивать способы их применения. («Я» учусь работать с микроскопом; учусь сравнивать объекты живой природы, делать выводы о проделанной работе; учусь получать информацию из разных источников; учусь высказывать свою точку зрения, принимать мнение другого человека.)
Четвертый этап. Закрепление знаний и умений, рефлексия. При обсуждении результатов работы необходимо найти общее, что является главным содержанием изучаемой темы, подтверждения поставленной в начале урока цели, а возможно и поделиться особенностями результата и способа решенной проблемы или задачи. («Я» учусь формулировать получаемые результаты, определять цели дальнейшей работы, корректировать свои последующие действия).
Таким образом, применение системно-деятельностного подхода к обучению не только обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, но и создает основу для самостоятельного успешного освоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности, позволяет мотивировать их на изучение предмета биологии и подготовить выпускников к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Библиографический список
- А.Г.Асмолов «Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения». - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3536422/(дата обращения: 13.12.18).
- Федеральные Государственные Образовательные Стандарты/ - Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/336 (дата обращения: 07.12.18).
- Значение слова ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ. - Режим доступа: https://slovar.cc/enc/bse/1992736.html (дата обращения: 10.12.18).