Главная дидактическая цель: формирование навыков научного исследования.
Главная развивающая цель: развитие аналитического мышления.
Главная воспитательная цель: формирование личностно-эмоционального общения с природой.
Задачи урока:
- Формировать умения выделять и планировать этапы учебного исследования.
- Учить прогнозу предполагаемых результатов.
- Развивать умения и навыки коллективного поиска.
- Развивать умения межличностной коммуникации в рамках учебной ситуации.
Форма урока: проектная лаборатория.
Методы: частично поисковый, проблемный, практический, словесный, наглядный.
Приемы: прогнозирование, целеполагание, детальное изучение.
Источники информации: учебник, натуральные объекты (комнатные растения), гербарии, демонстрационные таблицы, мультимедийные ресурсы.
Прогнозируемый результат: учащиеся должны:
- Получить опыт исследовательской работы с предложенными источниками информации.
- Учиться сравнению, анализу, обобщению.
- Углубить знания о внешнем строении листа и функциях листа.
- Получить личностно-значимый материал.
- Получить эмоциональное удовлетворение от результатов деятельности.
Проект урока
Этапы урока |
Основное содержание |
Формы организации работы, виды деятельности |
Методические обоснования и рекомендации |
Организационный момент |
Проверка готовности к уроку, приветствие учителя. |
Дежурный докладывает о готовности класса к уроку. |
Во время приветствия важно обратиться к детям, как к исследователям. Этот прием изначально настроит детей на серьезный поиск. |
Актуализация знаний детей о строении растений. |
Работа над понятийным аппаратом по теме «Органы цветкового растения»
|
Фронтальная работа с магнитным пособием на доске. |
Использование магнитных стрелок и карточек с понятиями приносит несколько плюсов: 1. даёт детям право на исправление ошибок; 2. делает работу увлекательной, живой; 3. увеличивает скорость выполнения работы. |
Целеполагание |
Тяну зеленые ладошки, От солнца лучики по крошке Я собираю день-деньской, Труд, выполняя важный свой. Кто или что является героем этого стихотворения? Что за зеленые ладошки тянут растения к солнцу? О какой важной работе намекает растение из стихотворения? Насколько важно как можно больше знать о растениях и почему? Какой орган растения в наибольшей степени участвует в процессе фотосинтеза? |
Учитель читает стихотворение. Фронтальная беседа, в ходе которой выявляется уровень знаний учащихся о строении и роли растений в природе и в жизни человека. |
Использование поэтических строк придает уроку положительную эмоциональную окраску. Главным итогом беседы должен стать вывод детей о роли растений в жизни всей планеты. |
Определение темы |
Давайте, ребята, вместе сформулируем тему нашего исследования на уроке, так, чтобы она выражала главные вопросы изучения. Строение и функции зеленого листа |
Выслушиваются предложения учащихся, выбирается наиболее точное определение темы. Тема записывается на доске. |
Важно выслушать все варианты, предложенные учащимися. Полезно подвести детей к самостоятельному наиболее точному определению темы. Примечательно: формулировки темы могут быть вариативными. |
Планирование хода исследования |
Какие вопросы по этой теме вас интересуют, прежде всего? Расположите вопросы в логической последовательности. 1. Как устроены листья? 2. Одинаково ли они располагаются на стебле? 3. Что у листа внутри? 4. Какую работу и как выполняют листья? |
Дети задают вопросы (фронтальная работа). Дети работают в парах. Вопросы записываются на доске. |
Хорошо, если у детей появится большое число вопросов. Уместно дать детям возможность доказать логичность своего плана. |
Прогнозирование |
Как вы думаете, на какие вопросы мы сможем получить ответ сегодня на уроке, а какие проблемы стоит отложить на будущее? |
Фронтальная беседа. |
Важно, чтобы дети поясняли свои суждения. |
Определение источников знаний. |
Какие источники знаний помогут нам решить поставленные задачи? Натуральные объекты (живые растения, гербарии) учебник, дополнительная литература; демонстрационные таблицы; видеофильм; медиаресурсы. |
Обсуждение в группах с последующим озвучиваем списка источников. |
Будет неплохо, если учащиеся выберут из списка источников знаний основные и второстепенные. |
Лабораторная работа «Внешнее строение листа» |
Работа состоит из 5 частей: I часть «Части листа» Знакомство с новыми понятиями: листовая пластинка черешок верхушка листа основание листа край листовой пластинки пазуха листа жилкование листа |
Список понятий дается на доске. Работа в группах по инструктивным карточкам. Оформление результатов исследования в виде рисунков с указателями, схем, таблиц (форма оформления выбирается детьми самостоятельно после обсуждения в группах).
|
Инструктивныекарточки составлены по принципу увеличения доли самостоятельности учащихся в постановке вопросов, в определении хода исследования и выбора способов оформления результатов исследования. |
II часть «Типы жилкования листа» Выход на понятия сетчатое, дуговое, параллельное жилкования листа |
|||
III часть «Листья простые и сложные» Выход на понятия листья простые и листья сложные |
|||
IV часть «Способы прикрепления листьев к стеблю» Выход на понятия черешковые и сидячие листья. |
|||
V часть «Расположение листьев на стебле» Очередное, супротивное, мутовчатое расположение листьев. |
|||
Обобщение изученного. |
Закрепление понятийного аппарата. |
Прослушивание выступлений представителей групп по результатам исследования. Просмотр мультимедийной презентации «Строение листа» (См. приложение 1) |
В своих отчетах учащиеся могут использовать схемы, рисунки и т.п. Использование презентаций активизирует ребят, позволяет мобилизовать их внимание. |
Продолжение работы над новым материалом. |
Постановка проблемного вопроса. Верно ли высказывание: «Растения – легкие планеты»? |
Прослушивается выступление подготовленного ученика. Просмотр CD «Экология. Общий курс», Новый диск, издательство мультимедиа «Образ» |
Выступление должно быть доступным, коротким и эмоциональным. Использование медиаклипа позволяет наглядно продемонстриро - вать процесс фотосинтеза на молекулярном уровне. Такой приём можно использовать в качестве пропедевтики изучения данной темы в старших классах. |
Подведение итогов. |
На какие вопросы мы получили ответы в результате исследования? На какие вопросы нам еще предстоит искать ответы на следующих занятиях, чтобы в большей мере понять, как листу удается выполнять свои функции? Что у листа внутри? |
Фронтальная беседа. |
Хорошо, если дети смогут предположить, какое оборудование им понадобится, чтобы найти ответ на оставшиеся вопросы. |
Определение домашнего задания. |
Что надо будет сделать дома по минимуму? Проверить себя по вопросам учебника. При необходимости обратиться к текстам. Что можно сделать по желанию? 1. Подготовить сообщения из дополнительных источников. 2. Составить сказки, загадки, написать стихи. 3. Оформить рубрику для сменного стенда «Это интересно» 4. Создать мультимедийную презентацию |
Фронтальная беседа. |
Важно учить детей умению определять содержание своей самостоятельной работы дома. |
Инструктивная карточка к лабораторной работе «Внешнее строение листа»
I часть «Части листа»
- Рассмотрите гербарный материал. Обратите внимание на внешнее строение листьев.
- На какие части можно было бы разделить лист растения? Попробуйте дать названия этим частям.
- Обратитесь к учебнику. Найдите по оглавлению нужный раздел или тему. Выберите и прочтите конкретный текст. Сравните результаты своих исследований с научными данными.
- Зарисуйте лист любого растения в тетради, сделайте надписи к рисункам, используя новые понятия.
II часть «Типы жилкования листа»
- Рассмотрите листовые пластинки на свет.
- Сделайте выводы по наблюдениям.
- Попробуйте дать названия типам жилкования.
- Составьте схему с рисунками.
III часть «Листья простые и сложные»
- Рассмотрите гербарный материал.
- Распределите растения на две группы в соответствии с темой данной части работы.
- Проверьте своё решение по материалам учебника.
- Составьте схему – рисунок.
IV часть «Способы прикрепления листьев к стеблю»
- Рассмотрите побеги растений, найдите принципиальные отличия.
- Попробуйте классифицировать найденные отличия.
- Составьте схемы.
V часть «Расположение листьев на стебле»
- Рассмотрите побеги растений, найдите принципиальные отличия.
- Попробуйте классифицировать найденные отличия.
- Составьте схемы.