Цель: познакомить учащихся с охраняемыми растениями Амурской области, включенных в региональную Красную книгу.
Задачи:
- Образовательная: знакомство с редкими и исчезающими растениями, включенными в Красную книгу Амурской области.
- Развивающая: развитие познавательного интереса к природе Амурской области, мыслительной способности учащихся, логического и творческого мышления.
- Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе, расширение кругозора.
Методическое обеспечение:
- Красная книга Амурской области;
- фотографии растений.
ХОД УРОКА
Учитель: Ребята, посмотрите на доску,
перед вами представлены яркие фотографии
растений. Какие эмоции у вас возникают, глядя на
них? (ответы ребят). Кроме того, что эти
растения прекрасны их объединяет одно печальное
обстоятельство: все они являются редкими и
занесены в Красную книгу. Вы слышали название
«Красная книга»? Что это за книга? Почему она
называется «красной»? (ответы ребят).
Красный цвет – это сигнал опасности, понятный во
всем мире. Каждый человек знает, например, что
красный цвет светофора предупреждает:
«Остановись!» К сожалению, бывая на природе, люди
не всегда останавливаются перед
красивоцветущими растениями, чтобы полюбоваться
ими, а, как правило, стремятся сорвать их для
букета. За последние годы когда-то
распространенные растения стали встречаться
редко, а вблизи многих населенных пунктов
полностью исчезли.
«Красная книга» – не просто список редких и
находящихся под угрозой исчезновения животных и
растений, эта книга-памятка, предупреждающая, что
описанные в ней виды требуют внимания и охраны. В
нашей области тоже есть такая Книга, которая
вышла в 2009 году (демонстрация Красной книги
Амурской области). Ученые определили 217 видов
растений нашей области (Приложение),
которые нуждаются в защите (на доске записать
цифру «217»). Сегодня мы познакомимся с
некоторыми из них.
Представьте, что вы бродите по лесу и вдруг… перед вами сокровище. Для многих людей сокровищем является не только золото. Для одних это редкая книга, для других – фотоаппарат или супер-новомодная компьютерная игра. Для искателей же растений – это орхидея наших лесов, или северная орхидея, как ее еще иногда называют, – венерин башмачок. Необычная расцветка и форма цветка башмачков делает его очень декоративным. В Амурской области найдены 4 вида башмачков
У всех башмачков сложный и длительный процесс развития, тесно связанный с определенными видами грибов. Первые несколько лет проросток развивается под землей, питаясь за счет гриба, затем растение появляется на свет, но зацветает только на 15-17-й год, при благоприятных условиях – на 10-й (Стр. 261-264.Здесь и далее страницы указаны для Красной книги Амурской области).
Следующее растение знают «в лицо» многие любители природы, т.к. оно очень красивое. Растение похоже на колокольчик, но называется оно – ширококолокольчик крупноцветковый (Стр. 192), он растет на сухих склонах, в осветвленных сухих сосновых и дубовых лесах. Его научное название Платикодон происходит от греческих слов «широкий» и «колокольчик».
Если вы поедете в июле или августе за город в разреженном лесу, среди зарослей кустарника или в густой луговой траве можно увидеть ярко-красные, как пламя, звездочки цветков зорьки или лихниса (Стр. 198), который в народе иногда называют «огоньком». Это одно из самых красивых цветковых растений нашей области. «Лихнис» в переводе с греческого означает «лампа», «светоч». В древности листья одного из лихнисов применялись в качестве фитиля. Цветки зорьки открыты от утренней до вечерней зари, отчего и называется это растение «зорька».
У этого растения красивые звездообразыне цветы на высоких стеблях. Но красота цветка служит ему плохую службу – каждому хочется нарвать букет лилий. В нашу Красную книгу включены 3 вида лилий, в окрестностях города Благовещенск можно встретить лилию Буша (Стр. 249), названную в честь русского ботаника Николая Адольфовича Буша. Эта самая маленькая лилия в нашем крае, которую часто называют саранкой, растет на лугах, освещенных склонах, мелколиственных лесах. Численность ее сокращается из-за массовых сборов на букеты.
Ребята, дальше предлагаю догадаться, о каких редких растениях идет речь в загадках.
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Прострел)
(Ребята скорее всего назовут «подснежник») Первые цветы, появляющиеся весной, мы называем «подснежниками», но настоящих, с ботанической точки зрения, подснежников в Амурской области нет. Наши «подснежники» относятся к семейству лютиковых, и правильное их название – прострелы, или сон-трава.
В Амурской области встречаются 6 видов сон-травы. Все прострелы декоративны, и, к сожалению, вблизи населенных пунктов массово собираются на букеты. Прострелы зацветают весной, их крупные голубовато-фиолетовые колокольчатые цветки появляются раньше, чем листья, и привлекают внимание людей. Особенно страдает прострел Турчанинова, поэтому он занесен в Красную книгу нашей области (Стр. 314).
Я – травянистое растение,
С цветком радужного цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.(Ирис, касатик)
В Красную книгу Амурской области включены 3 вида ирисов (Стр. 241-243). Фиолетовый и желтый ирисы с торчащими, как сабли, листьями занимают свое место в истории. За пестрые по окраске цветы это растение названо именем греческой богини радуги – Ириды. В Германии ирис называют меч-лилия. У нас в России ирис давно известен под нежным названием – касатик. Ирис мечевидный и ирис низкий выращиваются в Ботаническом саду г. Благовещенск.
Пышный куст в саду расцвел,
Привлекая ос и пчел.
Весь в больших цветах махровых –
Белых, розовых, бордовых!
(Пион)
Под охрану взяты два вида с белыми и розовыми цветками (С. 278-279) – пион молочноцветковый и пион обратнояйцевидный.
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова,
Спрячу-ка в карманчик
Бывший ... (одуванчик)
Не верите, что одуванчик включен в Красную книгу?!! Смотрите! (Стр. 183). Одуванчик – одно из самых распространенных на Земле растений, но этот одуванчик необычный. Его имя – одуванчик линейнолистный. Посмотрите, какие у него узкие линейные листочки. Это растение обитает только у нас в Амурской области, в долине реки Бурея и НИГДЕ больше на земном шаре не встречается! К сожалению, Бурейское водохранилище затопило большую часть мест обитания этих растений, их осталось так мало, что необходимо всеми силами сохранить те, что остались сейчас. Этот одуванчик пытаются сохранить ученые Ботанического сада, выращивая у себя на территории, но… ему нужен свой дом.
Ребята, сегодня на уроке мы узнали лишь о нескольких видах растений. Их еще более двухсот, о некоторых вы что-то знаете или читали, а о каких-то даже не слышали, потому что они известны из единственного места. А как вы думаете, чтобы сохранить природу достаточно одной Красной книги? (Ответы ребят). У нас с вами остался самый сложный вопрос, ЧТО КАЖДЫЙ ИЗ НАС МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ РАСТЕНИЙ, ВКЛЮЧЕННЫХ В КРАСНУЮ КНИГУ? (Ответы ребят). Кроме того что вы назвали, открою вам маленький секрет – многие растения легко вырастить ИЗ СЕМЯН самому – на пришкольном или садовом участке или на клумбе возле дома – у вас есть возможность внести свой вклад в сохранение редких растений. Если кто-то из вас заинтересуется и решит вырастить редкий цветок, можно обратиться за семенами в Ботанический сад. А кто еще думает и размышляет об этом, приглашаю принять участие в разгадывании фотокроссворда «Редкие и исчезающие растения Амурской области»
Ответы к фотокроссворду: 1 – кубышка, 2 – прострел, 3 – касатик, 4 – сосна, 5 – одуванчик, 6 – мак, 7 – ясень, 8 – ширококолокольчик, 9 – адонис, 10 – пион, 11 – виноград, 12 – фиалка.
Литература:
1. Верзилин Н.М. По следам Робинзона Л.: Гос.
издание детской литературы Министерства
просвещения РСФСР, 1956. 280 с.
2. Красная книга Амурской области: Редкие и
находящиеся под угрозой исчезновения виды
животных, растений и грибов: официальное издание
/ Управление по охране, контролю и регулированию
использования объектов животного мира и среды их
обитания Амурской области, Благовещенский
государственный педагогический университет. –
Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009. 446 с.
3. Лесное урочище Мухинка – «жемчужина
Приамурья» / И.Г. Борисова, В.В. Глушенкова, М.Н.
Гусев, А.В. Крылов, В.М. Старченко, В.В. Файззулин,
М.А. Чуб. Владивосток: Дальнаука, 2005. 96 с.