Реализация программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» на уроках биологии

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: биология, работа с текстом, смысловое чтение


Освоение основной образовательной программы основного общего образования предполагает развитие у школьников читательской компетентности. Достижение этого результата осуществляется на всех предметах в рамках реализации междисциплинарной программ «Стратегии смыслового чтения».

На сегодняшний день система обязательного образования пока остается единственной структурой, несущей ответственность за развитие базовых компетенций населения, к числу которых относится читательская компетентность. Именно школа несет основную ответственность за формирование будущего поколения читателей. На решение этой проблемы при обучении биологии в свое время обращал внимание известный методист-биолог Д.И.Трайтак. В образовательном процессе по биологии можно и нужно формировать у учащихся навык смыслового чтения.

Виды текстов и приёмы работы с текстами, используемые на уроках биологии.

1. Текст как основа для формулирования заданий в тестовой форме (по требованиям ГИА и ЕГЭ) с созданием эталонов ответов

Содержание работы с текстом по теме «опорно-двигательный аппарат человека».

Порядок изучения материала.

Задачи:

  • выяснить уровни организации мышечной системы;
  • составить характеристику мышечной ткани (строение и свойства, виды мышечных тканей);
  • объяснить функции мышечной системы на основе её строения;

1.1. (2 мин) Внимательно прочитай текст «Мышечные ткани. Мышцы» и выполни задания 1.1-1.3.

Мышечные ткани. Мышцы. (169 слов)

Организм большинства животных и человека состоит из тканей – групп клеток и межклеточного вещества, сходного строения и выполняющих одинаковые функции.

Клетки мышечных тканей (миоциты, или мышечные волокна) содержат особые сократительные нити белковой природы - миофибриллы. Миофибриллы состоят из актина и миозина. Благодаря миофибриллам мышцы сокращаются (то есть обладают свойством сократимости) и приводят в движение части тела. В миоцитах - очень много митохондрий.

Мышечные ткани бывают трёх видов: гладкая, поперечнополосатая скелетная, поперечнополосатая сердечная. Волокна гладкой ткани одноядерные веретёнообразной формы, сокращаются автоматически (помимо нашей воли), медленно. Они формируют стенки полых внутренних органов (желудка, кишечника, мочевого пузыря). Поперечнополосатые мышечные ткани состоят из вытянутых многоядерных клеток с полосатой исчерченностью и могут иметь длину до 10 см. Из этой ткани состоят скелетные мышцы и стенки сердца соответственно. Сокращение этих тканей происходит быстро, а сердечная сокращается автоматически (как и гладкая ткань). Волокна сердечной ткани переплетаются.

Мышца состоит из мышечных волокон, объединённых в пучки и одетых соединительнотканной оболочкой. К мышце подходят нервы и кровеносные сосуды. Концы мышц крепятся к костям скелета с помощью сухожилий.

1.2. (4 мин.) Составьте схему в тетради, заполняя пропуски:

Уровни организации моей мышечной системы:

____?____________ → Клетки → Ткань→ ___?____ ____?____
(актин, ..?.. и др.) ( .. ?.. ) ( ..?.. ) (мышцы) ( ..?.. )

1.3. (15 мин) Заполните в таблице «Сравнительная характеристика мышечных тканей» графы, обозначенные числами 1–10.

(Таблицу не перерисовывайте. Запишите номер пропуска и содержание пропущенного элемента)

Признаки для сравнения

Поперечнополосатая скелетная ткань

1

2

Форма клеток

3

Вытянутые, переплетённые

Веретёнообразные

Особенности строения клеток

Много ядер, много митохондрий, миофибриллы, длина до 10 см,

Много ядер, много митохондрий, миофибриллы

4

Свойство тканей

5

Сократимость
Автоматия

6

Скорость сокращения волокон

7

Очень быстро Медленно

 

8

9

10

Стенки полых внутренних органов (желудка, кишечника, мочевого пузыря)

1.4. (12 мин) Сформулируйте законченные по смыслу, однозначные высказывания.

Допишите предложения:

А). Признаками тканей считаются наличие … … и …

Б). Большое количество митохондрий в мышечных волокнах объясняется тем, что …

В). Сердечные мышечные волокна работают слаженно, так как они …

Г). Из всех тканей только мышечная ткань выполняет функцию движения. Это возможно благодаря …

Д). Актин, миозин – это…

2. Текст как основа для заполнения или составления схемы, таблицы, конспекта. Таблица, схема, конспект, кластер как результат работы учащихся с тематическим текстом, в том числе как пример работы над формированием понятий (перевод информации из одной знаковой системы в другую).

Деление животной клетки.

Название фазы

Подготовительная фаза -
интерфаза

Фазы митоза

Профаза

Метафаза

Анафаза

Телофаза

Процессы, происходящие во время фазы

1)
2)
3)
4)

Изменения с ядром, ядерной оболочкой, хромосомами, центриолями

Место располо--жения удвоенных хромосом

Поведение дочерних хромосом

Изменения с хромосомами, цитоплазмой, ядром.
Количество дочерних клеток

Набор хромосом в клетке (исходный набор хромосом – 2n)

 

Вывод: Вставьте подходящие по смыслу пропущенные слова так, чтобы получился текст:

В ходе митоза из одной материнской клетки образуются ……(2).. дочерних клетки. Дочерние клетки получают столько хромосом, сколько их было в ….(материнской) клетке. Сохранение постоянства числа хромосом возможно благодаря процессу ... (удвоения, или редупликации) ДНК. Этот процесс происходит во время ….(интерфазы). В процессе митоза … (сохраняются) признаки вида.

3. Текст как основа для выполнения творческого задания, результатом которого является “печатное ученическое издание”, новый текст (например, информационный лист, “книжка-малышка”, электронная презентация, стихотворение)

Информационный лист

Требования к написанию информационного листа по биологии

1. По содержанию материала:

  • название;
  • структурные части, представители и т.д.;
  • особенности в строении и расположении;
  • способы взаимодействия;
  • особенности системы;
  • другие особенности;
  • список использованной литературы (на обратной стороне листа).

2. По оформлению письменной работы:

  • размер листа – формат А4;
  • наличие полей;
  • соответствие информации листа содержанию темы;
  • минимум словесного текста;
  • разборчивость записей (читаемость, понимаемость информации), отсутствие орфографических ошибок;
  • информация представлена в виде рисунков, схем и т.п.;
  • аккуратность и эстетичность выполнения работы;
  • доступность информации листа другим ученикам без дополнительного комментария автора работы;
  • оригинальность исполнения;
  • в нижней части листа указаны Ф.И. учащегося в именительном падеже, год написания работы.

4. Таблица, схема, рисунок, опорный конспект как пример сжатого текста – носителя информации по определённой теме, в том числе как пример работы над формированием понятий (перевод информации из одной знаковой системы в другую)

Работа с понятием «Фотосинтез» курса биологии.

5. Текст как вариант модуля урока, как пример алгоритмической деятельности ученика или группы учащихся на уроке, как пример “маршрутной карты виртуального путешествия по стране знаний”

Текс как вариант модуля урока, как пример алгоритмической деятельности ученика или группы учащихся на уроке, как пример

"Маршрутной карты виртуального путешествия по стране знаний"

6 класс УМК Никишова «Почки, их строение и разнообразие»

Мои учебные задания:

1. Выяснить значение терминов "зачаточный", "побег";

2. Изучить виды почек по строению: вегетативные (листовые) и генеративные (или цветочные);

3. Сравнить строение вегетативной и генеративной почек;

4. Объяснить почему почку считаю побегом;

5. Познакомиться с видами почек по расположению на стебле: верхушечными и пазушными;

6. Изучить способы расположение почек (и листьев) на стебле и определить расположение почек на живых стеблях;

1. Закончи предложение.

Побег - это .... (с. 28)

Зачаточный или по-другому .... (с. 32, 3-4 строки снизу)

2. Виды почек по строению.

А) Вспомни учебную задачу №2. Рассмотри рисунок 47 на с. 32 учебника. Составь схему о видах почек.

Б) Определи название почек на рисунке (ниже). В схему впиши буквенные обозначения почек.

В) Расшифруй названия частей почки и впиши в схему ответы (подсказка на с. 32-34)

Г) Разрежь почку. Рассмотри её части: почечные чешуи, зачаточные листочки, зачаточный стебель, конус нарастания. Определи, к какому виду относятся эта почка.

Д) Что общего у вегетативной и генеративной почек? Что различного между ними?

3. Закончи предложение

Почка - это зачаточный побег, так как она состоит из ....

4. Виды почек по расположению на стебле.

6. Текст (часть текста) художественного произведения для вычленения биологической информации и оценки её истинности.

Урок: Строение растительной клетки

"СКВОЗЬ ВОЛШЕБНЫЙ ПРИБОР ЛЕВЕНГУКА"

Ход урока

На доске - эпиграф –

«Вот я снимаю пленку с твоих глаз: смотри на мир,
работай в нем и радуйся, что ты – человек!»
(Н.Заболоцкий)

Организационный момент (приветствие, сообщение темы урока, постановка целей и задач).

Давайте послушаем, что говорит о своей поэзии сам Заболоцкий о своем познании мира: «Я – человек, часть мира, его произведение. Я – мысль природы и ее разум…. Я, поэт, живу в мире очаровательных тайн. Они окружают меня всюду. Растения во всем их многообразии – эта трава, эти цветы, эти деревья – могущественное царство первобытной жизни, основа всего живущего, мои братья, питающие меня и плотью своей, и воздухом – все они живут рядом со мной. Разве я могу отказаться от родства с ними? … Косноязычный мир животных, человеческие глаза лошадей и собак, младенческие разговоры птиц, героический рык зверя напоминают мне мой вчерашний день. Разве я могу забыть о нем? …»

Итак, первые две «тайны» поэта Н.Заболоцкого - это тайна растений и тайна животных. А какая же третья? Вот об этом мы сейчас и узнаем.

Выразительное чтение стихотворения

СКВОЗЬ ВОЛШЕБНЫЙ ПРИБОР ЛЕВЕНГУКА

Сквозь волшебный прибор Левенгука
На поверхности капли воды
Обнаружила наша наука
Удивительной жизни следы.

Государство смертей и рождений,
Нескончаемой цепи звено,-
В этом мире чудесных творений
Сколь ничтожно и мелко оно!

Но для бездн, где летят метеоры,
Ни большого, ни малого нет,
И равно беспредельны просторы
Для микробов, людей и планет.

В результате их общих усилий
Зажигается пламя Плеяд,
И кометы летят легкокрылей,
И быстрее созвездья летят.

И в углу невысокой вселенной,
Под стеклом кабинетной трубы,
Тот же самый поток неизменный
Движет тайная воля судьбы.

Там я звездное чую дыханье,
Слышу речь органических масс
И стремительный шум созиданья,
Столь знакомый любому из нас.
1948

Под руководством учителя проводится анализ стихотворения "Сквозь волшебный прибор Левенгука". Учащиеся определяют тему (наука), идею (наука - созидание, творчество), выделяют опорные слова и словосочетания.

Вывод: написать это стихотворение поэта побудило художественное перевоплощение в образ ученого, первооткрывателя тайн мира, восхищение трудом ученого, силой человеческой мысли, ее созидательными преобразованиями.
Обратите внимание на слова, которые мы сделали эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. Вот она третья тайна – тайна мыслителя, созидателя, ученого – тайна ЧЕЛОВЕКА, ПОЗНАЮЩЕГО МИР.

Учитель. Давайте тоже испытаем с вами чувства исследователей, первооткрывателей, учёных.

Слово «микроскоп» имеет греческое происхождение: первая часть обозначает «маленький», вторая — «наблюдатель». Отсюда «микроскоп» — наблюдатель за чем-то очень маленьким. Это инструмент, используемый для рассмотрения крохотных предметов, не видимых невооруженным глазом. Вообще объект, кажется, больше, если его ближе поднести к глазу. Но если его приблизить ближе, чем на 25 см, он становится неразличим. Говорят, что он находится вне фокуса. Если поместить простую выпуклую линзу между глазом и объектом наблюдения, он окажется поднесенным ближе, чем 25 см, но все-таки будет в фокусе.

Это может сравнить с использованием увеличительного стекла. И простое увеличительное стекло — это простейший микроскоп, который использовался с древних времен. Поэтому когда мы говорим об изобретении микроскопа, то имеем в виду сложную конструкцию микроскопа. И когда сейчас мы говорим о микроскопе, то речь идет именно о таком.
Что такое сложный микроскоп? Увеличение в нем происходит на двух уровнях, в два этапа. Линзы, называемые «объективом», дают первично увеличенное изображение. Есть еще другие линзы, называемые «окуляром», которые и его делают больше в размерах. В сложившейся практике в объективе и окуляре несколько линз, но принцип остается этот же: увеличение изображения в два этапа.

Сложный микроскоп был изобретен между 1590 и 1610 годами. Хотя никто точно не знает имя изобретателя, это открытие приписывают Галилею. Иногда отцом микроскопа считают датского ученого Левенгука. Но это связано с тем, что ему принадлежит много открытий, сделанных с помощью микроскопа.

Левенгук показал, что долгоносики, блохи и другие мельчайшие организмы вылупляются из яйца, а не возникают неизвестно откуда. Он был первым, кто увидел такие микроскопические формы, как протозоа (простейшие) и бактерии.

Лабораторная работа.

Тема. Строение микроскопа. Познавательные возможности микроскопа.

Цель работы. Изучить строение микроскопа и правила работы с ним.

Оборудование. Микроскоп, микропрепараты, карандаши.

Ход работы

  1. Рассмотреть строение микроскопа. Определить значение частей микроскопа. С помощью инструкции.
  2. Изучить правила работы с микроскопом.
  3. Рассмотреть под микроскопом микропрепараты. Зарисовать один из них.
  4. Сделать вывод о значении микроскопа в образовании и науке. Какие чувства Вы испытывали? Какие мысли у вас возникли? Запишите…

Подведение итогов урока учащимися.

Изучая окружающий мир, необходимо «видеть тайну», как говорил поэт Н.Заболоцкий. Три главные тайны перечислял поэт: тайну растений, тайну природы, тайну людей. «Увидишь тайну – и мир вокруг тебя станет очарованием…» Какова роль художественной литературы в познании мира? Достигнута ли цель урока?

Какие предложения вы можете дать тем, кто в будущем хочет стать физиками, математиками или связать свою жизнь с техникой?

Наиболее эффективной, на мой взгляд, является организация деятельности на основе межпредметных связей, позволяющих формировать у школьников целостный взгляд на мир. В образовательном процессе по биологии можно и нужно формировать у учащихся навык смыслового чтения учебно-научных, официально-деловых, публицистических и художественных текстов.

Литература

  1. Концепция Национальной программы поддержки и развития чтения в России. URL:http://sarschoo176.narod.ru/chtenie9
  2. Суматохин С.В. Чтение и понимание содержания текста при обучении биологии// Биология в школе.-2012-№6
  3. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии// Биология в школе. -2012-№7
  4. Современные инновационные технологии http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskik
  5. Казакова М.С. Интеграция предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов в условиях современной школы как способ формирования информационной компетенции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S19. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14740.htm