Биология
-
Тест по биологии в 6-м классе на тему: "Бактерии, водоросли, грибы, лишайники" 2005
В стране ведется эксперимент по введению единого государственного экзамена. Он позволяет выявить уровень подготовки учеников с учетом требований к знаниям и умениям, позволяет определить вид будущей трудовой деятельности. Форма проведения ЕГЭ - тестирование. Детей необходимо готовить к проведению ЕГЭ со средней школы. Данный тест включает разнообразные задания, охватывающие тему "Бактерии, водоросли, грибы, лишайники".
-
Урок биологии в 9-м классе по теме: "Форменные элементы крови" 2005
Предлагаются два проекта уроков по усвоению темы "Форменные элементы крови".
-
Разработка урока-рейтинга по теме: "Биосинтез белков" с элементами КСО 2005
Процесс обучения связан с повторениями и возвратами к ранее пройденному. Разработанный урок даёт возможность учащимся работать в парном режиме, знать, где восполнить пробелы в материале, планировать части урока, и получить достойную оценку. Работа в парах в сочетании с самостоятельной работой. То, что материал представлен в виде блока информации с возможностью проверить уровень понимания и откорректировать пробелы в знаниях, увеличивает его привлекательность в глазах учащихся.
-
Урок ботаники в 6-м классе по теме: "Соцветия" 2005
Особенности урока: необычное объяснение нового материала - в форме сказки, позволяющее учащимся поучаствовать в разгадке - биологического значении соцветий, использование в качестве закрепления игровых заданий, позволяет проявить себя каждому ученику и закрепить знания о видах соцветий, проведение лабораторной работы позволяет учащимся познакомиться с видами соцветий на конкретных примерах.
-
Урок обобщения и систематизация знаний. Урок-зачет по разделу "Основы генетики" 2005
Без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщенного повторения, нельзя считать завершенными процесс усвоения учащимися учебного материала. На них выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные и другие связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают наиболее общие закономерности.
-
Уроки биологии с экоэтическим содержанием (на примере урока по теме: "Многообразие земноводных") 2005
Преподавание биологии традиционно велось, да и ведется в антропоцентрическом ключе. Вспомним все эти полезные и вредные растения, животные-помощники и животные-вредители. Даже учебники традиционно пишутся с позиций антропоцентризма. Взять хотя бы пункты о значении: традиционно два значения - значение в природе и значение в жизни человека. Вот и привыкают наши дети все делить на полезное и бесполезное. Зачастую такая классификация ими переносится в повседневную жизнь, и начинают дети делить уже людей на полезных и бесполезных. Данный урок предлагает учителю иные позиции - экоэтические. В природе нет ничего бесполезного, нет ничего противного. В природе все целесообразно и красиво. А чтобы увидеть это надо лишь вспомнить, что человек - это вовсе не царь природы, а всего лишь ее блудный сын.
-
Урок биологии в 6-м классе по теме:"Деление клетки. Митоз" 2005
Предлагаемый план урока составлен с учётом содержания программы и учебника Н.И. Сонина "Биология. Живой организм. 6 класс". Для того, чтобы этот трудный для понимания шестиклассниками материал был усвоен, на данном уроке используются различные формы работы: самостоятельная работа с учебником, работа с иллюстративным материалом, представленным в виде презентации с анимациями, практической работой с микропрепаратами и работа с тестом.
-
Урок-обобщение в 5-м классе по теме: "Своя игра". Природоведение 2005
Материалы "Своей игры" построены как обобщающее повторение в 5-м классе по курсу "Природоведение". (Авторы учебника А.А. Плешаков, Н.И. Сонин). Игра состоит из четырех раундов: "Вселенная", "Планета Земля", "Жизнь на Земле", "Человек на Земле". Команды выбирают по очереди область знаний и цену вопроса в соответствии с таблицей раунда. Учитель зачитывает вопрос. После 5–10 с обдумывания ученики дают ответ. За правильный ответ команда получает баллы в соответствии с ценой вопроса, при неправильном - столько же баллов снимается. Если команда, выбравшая вопрос, затрудняется с ответом, то отвечает та команда, которая первой подняла руку. Если ответа нет, его дает учитель. В конце игры звучит музыкальная пауза, подводятся итоги.
-
Комплексно-творческий урок по теме: "Витамины" 2005
Урок "Витамины" проводится для учащихся 8-го класса в разделе "Пищеварение". Основная задача урока научить учащихся самостоятельно изготавливать наглядный дидактический материал, что позволяет развивать познавательный интерес к предмету и формирует понятие о здоровой пище.
-
Методы и приемы организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках, как один из факторов развития познавательной активности школьника 2005
Как научить самостоятельности учащихся? Путей в педагогическом арсенале много. Рождены и проверены они опытом, учительским чутьем, творчеством. При всем их многообразии путь усвоения содержания учебного материала, изложенного в учебнике, основополагающий. Можно говорить об удачности и неудачности учебников по биологии, упрощенность одних или, напротив, усложненность других. Главное умение и желание работать. Согласитесь, если умение работать с учебной литературой учащиеся перенесут и на чтение научно-популярных книг, это вызовет у них заинтересованность в учебе, интерес к предмету, желание овладеть значительно большим объемом знаний.
-
Личностно-ориентированный подход в поисково-исследовательской деятельности с использованием регионального компонента 2005
Обучение биологии, согласно современным стандартным, должно обеспечить достижение каждым школьникам обязательного уровня подготовки. Поэтому как никогда актуально личностно-ориентированное образование для повышения эффективности образовательного процесса. В своей работе стараюсь применять проектно-исследовательскую и проектную деятельность, задействовав региональный компонент.
-
Развитие и размножение человека: современные аспекты преподавания 2005
Не секрет, что большая часть так называемых “подростковых проблем” связана с половым созреванием, а вернее – с неподготовленностью детей к этому процессу и его последствиям. Отсутствие серьезной теоретической базы и элементарных практических навыков на фоне всеобщей сексуальной распущенности и вседозволенности, царящих в обществе, приводят зачастую к трудноразрешимым проблемам. В свете вышесказанного, можно утверждать, что половое воспитание и образование подростков – одно из важнейших и первоочередных направлений работы современной школы.
-
Интегрированный урок биологии и химии по теме: "Химия крови" 2005
Цель интегрированного урока - показать тесную взаимосвязь предметов химии и биологии, особенно в ее медицинском и сельскохозяйственном аспектах. Обобщающий семинар позволяет активизировать познавательный процесс учащихся, развивать навыки групповой и индивидуальной деятельности. Разноуровневые задания помогают приобщить к работе всех детей в классе. Урок рассчитан на два академических часа. Результатом семинара можно считать возросший интерес учащихся, что позволило провести цикл интегрированных уроков по теме: "Химия человека".
-
Элективный курс «Диковины грибного царства» 2005
Элективный курс "Диковины грибного царства" предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 7-х классов. Необходимость курса определяется недостаточностью теоретических знаний о грибах как типичных представителях северной флоры и недостаточность развития экспериментальных умений школьников. В учебно-методическом комплекте Н.И.Сонина изучение данной темы рассматривается в контексте следующего содержания: многообразие, строение и значение грибов, всего 3 часа учебного времени и одна практическая работа по изучению плодовых тел базидиомицетов. В условиях крайнего севера с целью формирования биологической картины мира на основе использования регионального компонента, данный курс способствует решению основных задач биологического образования и развивает умение применять полученные знания на практике.
-
Развитие органического мира в палеозойскую эру 2005
Мной была разработана модульная программа по теме "Развитие органического мира. Происхождение человека" в курсе общей биологии. Программа включает в себя 8 модулей на печатной основе, входной и выходной контроль знаний при изучении каждого модуля, текстовые и рисуночные приложения и тематическую зачетную работу, которая проводится по окончании изучения всей темы. Предлагаю Вашему вниманию два модуля по темам: "Развитие органического мира в палеозойскую эру", "Развитие органического мира в мезозойскую и кайнозойскую эры". Эти модули являются заключительными в первой подтеме, после которых, с целью закрепления знаний, проводится семинарское занятие.
-
Доказательства эволюции 2005
Статья посвящена закреплению знаний о вкладе К.Линнея в биологию, о первой эволюционной теории Ж.Б.Ламарка, о роли К.Рулье в распространении эволюционных идей в России; повторение знаний о состоянии науки и особенностях социально-экономических условий начала ХIХв., подготовивших возникновение и утверждение эволюционного учения, разработанного великим английским естествоиспытателем Ч.Дарвиным;
-
Биогеоценоз. Структурные и функциональные особенности биогеоценоза. Взаимосвязи организмов в биогеоценозе 2005
Определить, как учащиеся усвоили тему “Общие законы зависимости организмов от экологических факторов. Приспособленность организмов к среде обитания”.
-
Тесты и задания для учащихся по разделу "Общая биология" для классов с углубленным изучением биологии. Тема: "Основные закономерности наследственности и изменчивости" 2005
Учебное пособие предназначено для учащихся классов с углублённым изучением биологии. Тестовые задания могут быть использованы на любом этапе урока, для проверки знаний учащихся, при подготовке домашних заданий, при проведении биологической викторины, интеллектуальных марафонов, а также в качестве дидактического материала, для самопроверки знаний при подготовки к олимпиадам, вступительным экзаменам по биологии в институты и университеты на факультеты биологических специальностей.
-
Интегрированный урок-конференция по теме: "Перекрестки физики, химии и биологии"(10—11-й класс) 2005
Интегрированный урок-конференция «Перекрестки физики, химии и биологии (10-11 класс), объединяющий знания, полученные на уроках физики, химии и биологии по основополагающим понятиям: молекулярно-кинетическая теория, квантовая теория, периодический закон, закон сохранения массы вещества, закон сохранения и превращения энергии, закон сохранения электрического заряда. Материал конференции позволяет проникнуть в тайны природы, закрепить представления учащихся о некоторых биологических процессах с точки зрения физики и химии.
-
Конспект урока "Обобщение знаний о корнях и корневых системах" 2005
Это может быть итоговый урок по теме корень или внеклассное мероприятие. Конкурсы на время, проверка знаний по корневой системе и уходу за растениями. Работа ведется как индивидуально, так и в малых группах, руководят работой в группах либо одноклассники, либо учащиеся старших классов. Задания носят интерактивный характер, что позволяет повысить эффективность усвоения знаний по теме "Корень. Типы корневых систем".
-
Урок на тему "Размножение голосеменных растений" 2005
Тема "Способы размножения растений" - одна из самых сложных тем в курсе биологии 6 класса. На эту тему я отвела 6 уроков, первый из которых - вводный урок. На данном уроке ребята знакомятся с основными понятиями темы. Далее рассматриваются вопросы о размножении споровых растений, голосеменных, половое и вегетативное размножение покрытосеменных растений. Использование на уроке интересных форм работы, позволяет конкретный материал сделать более доступным для восприятия детей.
-
Электронный учебник на уроках биологии 2005
Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности учащихся. Существующие компьютерные программы позволяют преподавателям вместе с учениками создавать проекты электронного учебника. Подобная работа имеет методическое и воспитательное значение. Повышается интерес к предмету биологии и усвоение материала со стороны учащихся. Развиваются их творческие способности. Укрепляются и развиваются межпредметные связи. Совместная работа учителя со своими учениками сближает, помогает лучше узнать друг друга.
-
Методическая разработка урока-конференции "Профилактика заболеваний дыхательной системы" 2005
Методическая разработка урока составлена на основании учебно-методического комплекса под ред. В.В. Пасечника. Тема выбрана не случайно, поскольку практически во всех учебниках и учебных пособиях даются разрозненные данные о патогенезе, клинике и эпидемиологии инфекционных заболеваний, что не позволяет "… сформировать навыки соблюдения правил здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены, профилактики заболеваний".
-
Программа элективного курса "Основы генетики и геномики человека" 2005
Элективный курс предназначен для изучения в химико-биологических классах профильной школы. Цель курса - формирование представления учащихся о перспективах развития современной биологической науки в целом и, в частности, молекулярной генетики. Кроме того, к особенностям данного курса можно отнести более подробное знакомство учащихся с методами генетики человека, которые вызывают, как правило, наибольший интерес, но в школьной программе освещены недостаточно полно. Курс рассчитан на 32 часа, 1 час в неделю.
-
"Охрана природы на Крайнем Севере" 2005
Представлен урок, проведенный в форме конференции по вопросам экологии районов Крайнего Севера.
-
Углубление знаний о многообразии растений (папоротников) на примере объектов школьного зимнего сада 2005
Представлено занятие кружка биологии, проводящегося в зимнем саду школы. Такое занятие в условиях уральского климата очень благотворно влияет на эмоциональную обстановку в коллективе и внутренний мир ребенка.
-
Приемы активизации познавательной деятельности учащихся при работе с дополнительной литературой 2005
В последнее время резко возрос темп изучения биологии, что привело к снижению познавательного интереса и качества знаний. Возникла потребность в активизации познавательной деятельности учащихся, не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Викторины, предлагаемые вашему вниманию, частично позволяют решить эту проблему. Они дают возможность узнать интересные факты, с которыми нет времени познакомиться на уроке.
-
Основы генетических знаний в трудах Грегора Менделя 2005
Вводный урок, где происходит знакомство с наукой генетикой и ее основными понятиями. Наряду с объяснением учителя, на уроке заслушиваются заранее подготовленные сообщения учащихся о новостях генетической науки. Закреплением материала является индивидуальная работа учащихся с тестом.
-
Заседание школьного клуба "Эколог" на тему: "Как оставаться здоровым?" 2005
Целью является формирование представления о здоровом образе жизни. В ходе заседания обсуждались следующие вопросы: роль здоровья человека в жизни государства; компоненты здорового образа жизни (правильное дыхание, рациональное питание, двигательная активность); факторы негативно влияющие на здоровье человека (курение, алкоголь, наркотики); здоровье человека и окружающая среда (экологические болезни). При подготовке к заседанию и проведении его были использованы видеосюжеты из ЦРБ, рефераты учащихся. В конце были подведены итоги заседания и сделаны определенные выводы.
-
Игра "Знатоки природы". Тема: "Дикие и домашние животные" 2005
Целью игры является развитие интереса к природе, воспитание любви и бережного отношения к животным, расширение кругозора у учащихся. Игра проводится в 5 туров, среди учащихся 6-7 классов. 1 тур - вопросы по многообразию животного мира. 2 тур - вопросы о диких животных родного края. 3 тур - вопросы о происхождении, повадках и особенностях домашних животных. 4 тур - составление слов из слова "жизнедеятельность". 5 тур - составление слов из букв, которые выпали на кубиках. Подведение итогов, награждения победителей.