Цели:
- Знать: строение цветка как органа размножения; строение и многообразие соцветий, их функции; строение и разнообразие плодов; значение цветков и плодов в жизни человека;
- Уметь: различать и называть части цветка; различать цветки с простым и двойным околоцветником; различать типы соцветий, плодов; работать с натуральными объектами.
Оборудование: живые цветущие растения (пеларгония, бегония и др.); гербарные экземпляры растений; таблицы “Органы растений”; коллекции плодов и набор семян; рисунки учебника на с. 39, 40.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Что такое орган цветкового растения?
Какие вы знаете органы цветка?
Какие вы знаете корневые системы? Приведите примеры.
Игра третий лишний: нужно выбрать то название которое является лишним и почему.
- Морковь, свекла, лук.
- Пшеница, подорожник, одуванчик.
- Клен, дуб, земляника.
- Очередное, супротивное, дуговое.
- Вегетативные, генеративные, мутовчатые.
III. Изучение нового материала.
Мы с вами изучили органы цветковых растений: корень, стебель, побег. А сегодня мы изучим тему “Цветок и плод”.
Цветок – орган размножения, его строение.
Цветок – это видоизмененный побег, на месте которого созревает плод с семенами или с одним семенем.
Строение цветка:
- Цветоножка;
- Цветоложе;
- Чашелистик;
- Пестик: завязь, столбик, рыльце;
- Тычинка: пыльник, тычиночная нить.
Особенности строения околоцветника (венчика, чашечки).
Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник. У вишни околоцветник – состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки – это лепестки, составляющие венчик. Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку. Такой околоцветник называют двойным.
Главные части цветка (тычинки и пестик), их особенности строения, расположение функции.
Каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити. Пестик имеет рыльце, столбик и завязь. Внутри нижней, обычно широкой части пестика – завязи – находятся семязачатки (семяпочки). Из них после цветения развиваются семена, а из завязи – плод.
Большинство растений имеют цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики. Это обоеполые цветки. Но у некоторых растений одни цветки имеют только пестики – пестичные цветки, а другие – только тычинки – тычиночные цветки. Такие цветки называют раздельнополыми.
Соцветия, их отличия от одиночных цветов.
Соцветия – это группа цветов, расположенных близко один к другому в определенном порядке.
Соцветия бывают простыми и сложными. В соцветиях обычно собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых – опылителей.
Типы соцветий.
Название | Особенности строения | Пример |
Кисть | От главной оси на цветоножках отходят одиночные цветки | Ландыш |
Колос | На одной оси несколько сидячих цветков | Подорожник |
Зонтик | Цветоножки выходят из вершины оси | Вишня |
Корзинка | Сидячие цветки на разросшемся плоском ложе соцветия | Одуванчик |
Головка | Сидячие цветки на разросшейся круглой оси соцветия | Клевер |
Початок | Сидячие цветки на разросшейся удлиненной оси соцветия | Кукуруза |
Метелка | Несколько кистей на общем стебельке | Сирень, овес |
Сложный колос | Несколько простых колосьев на общей оси | Пшеница |
Сложный зонтик | Несколько простых зонтиков из вершины общей оси | Морковь, петрушка |
Особенности строения плодов, их разнообразие и значение в жизни растений.
Разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи, ставшие плодом, носит название околоплодника. Внутри плода находятся семена. По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные, сборные. Различают, также сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть.
Лабораторная работа “Классификация плодов”.
Название плодов | Типы плодов | Какие растения имеют такой плод | |||
Сочный | Сухой | Односемянный | Многосемянной | ||
Боб | + | + | Горох, фасоль, соя, люпин, арахис, клевер. | ||
Стручок | + | + | Капуста, редис, горчица, редька, пастушья сумка. | ||
Коробочка | + | + | Мак, тюльпан, лен, дурман, белена. | ||
Орех | + | + | Лещина, липа, лотос, | ||
Желудь | + | + | Дуб. | ||
Зерновка | + | + | Пшеница, рожь, рис, просо, кукуруза, ячмень. | ||
Семянка | + | + | Одуванчик, череда, подсолнечник, василек. | ||
Крылатка | + | + | Вяз, береза, клен, ясень. | ||
Костянка | + | + | Вишня, абрикос, слива, малина, манго, грецкий орех, кокосовая пальма. | ||
Ягода | + | + | Смородина, виноград, картофель, томат, киви, крыжовник | ||
Тыквина | + | + | Огурец, арбуз, дыня, тыква, кабачок. | ||
Яблоко | + | + | Яблоко, груша, рябина, боярышник. |
IV. Закрепление.
В “Рабочей тетради” выполнить следующие задания:
- задание 32. “Рассмотрите схему строения цветка. Надпишите его части”.
- задание 29, 30, 33.
V. Домашнее задание.
- Изучить Раздел 6 на странице 40.
- Подготовить дополнительные материал об удивительных цветках, плодах и семенах.
- Творческое задание. Составить коллекцию семян различных растений.