Программа элективного курса по теме: "Мы с тобой одной крови"

Разделы: Биология


Кровь – самая удивительная ткань нашего организма. Подвижность крови – важнейшее условие жизни организма. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека или животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносится кислород, вода, белки и другие вещества. С развитием науки человеческий разум все больше проникает во многие тайны крови.

Долгое время за кровью признавали могучую и исключительную силу: кровью скрепляли священные клятвы; жрецы заставляли своих деревянных идолов “плакать кровью”, древние греки приносили кровь в жертву своим богам.

Программа элективного курса “Мы с тобой одной крови” рассчитана на 16 часов, 1 час в неделю для учащихся 9-го класса. Материал данной программы дополняет базовый курс 8-го класса по теме: “Кровь. Состав крови. Группы крови”, включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в программе основной школы. Программа рассчитана на широкий круг учащихся, что вызывает познавательный интерес учащихся и направлена на расширение кругозора по предмету.

Программа курса соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся в соответствии “Концепции модернизации российского образования периода до 2010 года”, направлена на передачу знаний, необходимых для формирования у учащихся компетенции в предметной области.

В программу включены научные сведения, связь с другими предметами, выход за рамки традиционных учебных предметов. Данный курс является межпредметным, затрагивает вопросы биологии человека, гигиены, медицины, географии и ориентирует учащихся на выбор естественнонаучного профиля.

В ходе изучения данного курса необходимо создать условия для формирования и развития у учащихся:

- интереса к биологии и медицине;

- умение самостоятельно приобретать и применять знания на практике;

Для повышения эффективности курса возможно использование интерактивных методов и средств обучения: использования принципа научности и доступности.

Основные цели и задачи курса:

- продолжить формирование ответственного отношения к своему здоровью, образу жизни, культуре здоровья;

- развитие и поддержание интереса к биологии, как предмета естественно-научного профиля;

- научить использовать информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья;

- закрепить умения работать с дополнительной литературой, извлекая из нее интересные и необходимые факты;

- способствовать созданию положительной мотивации школьников

В процессе обучения учащиеся отрабатывают умения:

- описывать результаты наблюдений;

- делать выводы;

- обсуждать результаты, участвовать в дискуссии;

- учатся слушать других, внося свои комментарии.

Результатом окончания элективного курса является то, что учащиеся должны знать: группы крови, как они определяются. Совместимость крови, переливание, совместимые и несовместимые продукты питания с кровью

Уметь: составлять рацион питания по группам крови, применяя конкретно для себя, применять знания на практике, пользоваться справочной литературой.

Содержание курса

Раздел 1. Введение (1 час) История открытия групп крови. Выставка книг, статей, брошюр – напомнить как можно с ними работать. Познакомить с темами для проектов.

Раздел 2. “Состав крови” - 2 часа.

Особенности состава крови. История открытия переливания крови. Группы крови. Резус – фактор и как передается по наследству.

Практическая часть. Работа с микроскопом – рассматривание микропрепарата крови. Умение распознавать и находить клетки крови: эритроциты, лейкоциты.

Раздел 3. “Группы крови, как распределены по земному шару” - 3 часа.

Открытие групп крови, антропологи пытались “привязать” их к человеческим расам. Выявить какая группа крови самая древняя – теории по этому поводу и их характеристики, противоречия этих теорий.

Практическая часть: Организовать экскурсию в поликлинику, показать как берут кровь для анализа, как определяют группу крови.

Раздел 4. “4 группы крови – 4 образа жизни” - 6 часов.

Раскрыть смысл понятия “лектины”, их роль в организме. Работы П.Адамо и И.Уитни – влияние пищевых продуктов на здоровье людей с той или иной группой крови. Диета по группам крови. Питание людей.

Практическая часть: Составление схемы питания по группам крови.

Раздел 5. “Инфекционные заболевания” - 3 часа.

Многообразие инфекционных заболеваний, их возбудители. Достижения современной медицины. Великие открытия Н.Ф.Гамалея, С.П.Боткина, А.Флеминга.

Предполагаемый результат: По окончании курсов учащиеся получают зачет. Предлагается творческая работа – написание и защита мини-проектов.

Темы для проектов

  1. “Людской мор” - защитные функции крови.
  2. Великая сила иммунитета.
  3. У порога новых открытий.
  4. Ученые – рыцари борьбы с болезнями.
  5. Антибиотики. Пенициллин.
  6. “Маскировка” микробов.
  7. Паразиты микробов.

Приложение

 Рекомендуемая литература для учащихся

  1. Анастасова Л.П. Гольнева Д.П. “Человек и окружающая среда” Москава. “Прсвещение” - 1997.
  2. Сонин Н.И. Сапин М.Р. “Биология. Человек” Москва. “Дрофа” - 2001.

Рекомендуемая литература для учителя

  1. Абаскалова Н.П. “Здоровью надо учиться” Новосибирск. “Лада” - 2000.
  2. Д Адамо, П.Уитни “4 группы крови – 4 образа жизни” Санкт – Петербург – 2003.
  3. Сергеев Б.Ф. “Занимательная физиология” Москва “Просвещение” - 2001.