Открытый урок по природоведению на тему: "Тундра". 4-й класс

Разделы: Биология, Информатика, Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • закрепить знания учащихся о тундре и работы на компьютере в программе презентации (Microsoft Office Power Point);
  • развивать память, мышление, логику, монологическую речь;
  • воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к окружающей природе;
  • расширить словарный запас и читательский кругозор.

Оборудование:

  • карта природных зон;
  • детская презентация “Путешествие по тундре. Растительный мир”;
  • детская презентация “Путешествие по тундре. Животный мир”;
  • выставка книг и журналов;
  • программа Microsoft Office Power Point для работы на компьютере;
  • тесты “В тундре”;
  • загадки о животных тундры и Арктики;
  • задания для игры “Что лишнее? Кто лишний?”;
  • рисунки с мордашками разного настроения.

I. Оргмомент

Выставка книг и журналов.

II. Проверка домашнего задания

III. Презентация “Путешествие по тундре. Растительный мир” (Приложение 1)

Показ сопровождается кратким рассказом.

– Как растения приспособились к суровым условиям тундры?

Презентация “Путешествие по тундре. Животный мир” (Приложение 2)

Показ сопровождается кратким рассказом.

– Кто заметил ошибку в презентации? (Белые медведи живут не в тундре, а в Арктике)

IV. Показ и защита рефератов

– Так что же такое тундра?

Ученик: Тундра в переводе от финского – безлесная голая возвышенность, с характерным безлесьем в субарктическом поясе Северного полушария.

Показ границ по карте природных зон.

Занимает площадь около 3 млн. км2, протягиваясь вдоль северного побережья Северной Америки и Евразии сплошной полосой шириной до 500 км. Тундра встречается также на некоторых островах близ Антарктиды. В горах образует высотный пояс (горная тундра).
В тундре длительная зима со снежным покровом в течение 7–9 месяцев, сильная заболоченность, широкое распространение многолетней мерзлоты.

– Расскажите о жизни животных в тундре.

1 ученик: Горностай – хищное млекопитающее семейства куньих, по внешнему виду похож на ласку, но крупнее. Горностай отличается черным кончиком хвоста. Длина его тела до 32 см, хвоста до 10 см, масса до 260 г. Как и ласка, зимой горностай белеет.
Горностай предпочитает селиться в перелесках, на опушках лесов, зарастающих вырубках, поймах рек. Зверек активен в разное время суток. Он отлично плавает, ловко забирается на деревья и кусты. Горностай питается, главным образом, мышевидными грызунами (в том числе и вредными), их норы служат ему жильем. Часто он разоряет птичьи гнезда, при недостатке грызунов охотится на земноводных и рыбу, в голодные годы ест плоды и даже отбросы. Горностай охотится не только на поверхности земли, но и в норах грызунов. Зверек линяет два раза в год.
Горностай – объект пушного промысла. В средневековой Европе мех горностая мог украшать лишь членов царствующих фамилий, позднее горностаевые мантии надевали судьи. Мех горностая – один из двух геральдических мехов.

2 ученик: Лемминги, группа млекопитающих подсемейства полевок. Длина тела 15 см, хвоста до 2 см.
Обыкновенные лемминги распространены в лесах и тундрах Евразии и Северной Америки. Они питаются травой, ягодами, корой; активны весь год.
Летом обыкновенные лемминги прокладывают сложные системы горизонтальных ходов и в оттаивающем слое грунта. Там же устраивают гнездовые расширения и выводковые гнезда. Кроме закрытых нор они прокладывают открытые траншеи, выедая вдоль них всю растительность. В углублениях грунта строят и толстостенные гнезда. Зимой поддерживают летние траншеи, которые сверху покрываются снегом.
В периоды пиков численности возникают массовые дальние миграции. Десятки и сотни тысячи леммингов проходят многие десятки километров в поисках новые мест жительства. Не сбиваясь в плотные стаи, лемминги двигаются короткими перебежками в одном направлении, преодолевая на пути различные преграды, в том числе водоёмы - озёра и широкие реки с быстрым течением. Очень много зверьков в период миграции гибнет. Лемминги могут быть переносчиками возбудителей ряда вирусных заболеваний. Эти зверьки - основная пища песца.

3 ученик: Песец, хищное млекопитающее семейства волчьих. Длина тела до 75 см, хвоста до 50 см, массой обычно около 6кг. Мех зимой пышный, снежно-белый или у немногих (голубых песцов) различных оттенков – от песочного до тёмно-серого с голубоватым отблеском. Летом мех грязно-бурого цвета сверху, жёлтовато-серого снизу. В межсезонье линялые песцы выглядят пятнистыми.
Песец обитает в тундре и лесотундре Евразии и Северной Америки. Но на материке он редок, чаще встречается на арктических островах. Песцы всеядные, его обычная пища – тундровые грызуны, прежде всего лемминги,а также птенцы и яйца во множестве гнездящихся в тундре птиц, а также падаль и выбросы моря. Численность популяции подвержена значительным колебанием в зависимости от обилия кормов, в поисках которые песцы могут совершать дальние миграции.
Часто песцы используют одни и те же места для рытья нор на протяжении тысяч лет. Самки очень плодовиты – обычно приносят около 10, но и иногда и более 20 щенков. Щенки развиваются очень быстро.
Песец подвержен частым эпизоотиям. Это центральный объект пушного промысла и звероводства, особенно голубой песец. Подвид песца, обитающий на острове Медном Командорских островов, охраняется.

4 ученик: Северный олень – парнокопытное млекопитающее семейства оленевых. Длина тела 150–220 см, высота в холке – 80–150 см, масса до 220 кг. Волосяной покров зимой густой, с хорошо развитым подшерстком, светлый с тёмными пестринами. На шее образуется грива. Летом мех короткий, бурый с различными оттенками серого. Рога у самцов такие же, как и у самок.
Два средних пальца несут широкие копыта. Боковые пальцы, имеющие копыта, при ходьбе касаются земли. Пальцы подвижны и широко раздвигаются, позволяя животным передвигаться по рыхлому снегу и топким болотам. Населяют лесотундру, тайгу и высокогорные районы некоторых горных систем (Саяны, Алтай), везде предпочитая открытые ландшафты.
Летом олени питаются травой, листьями различных растений, ягодами и грибами, а зимой ягелем, который выкапывают копытами из-под снега. Олени держатся крупными стаями по 150–200 голов.
Осенью олени начинают откочевывать на юг – из районов мохово-лишайниковой тундры в районы редколесий и северную тайгу, где зимой легче добывать корм. Протяженность их миграционных путей может составлять 300–500, а иногда и 700–800 км – это самые длинные регулярные миграции среди сухопутных млекопитающих. На своём пути им часто приходится преодолевать водные преграды, которые олени переплывают (даже такие широкие, как Енисей). Северный олень – и дикий, и домашний – играет огромную роль в жизни народов Севера.

V. Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел:
Встрепенулся, шевельнулся,
Взвился вверх и полетел.

VI. Самостоятельная работа на компьютерах (под тихую музыку)

– Помните о правилах безопасности при работе на компьютере.

Гимнастика для глаз.

Задания по группам:

  • 1 группа – включает компьютер, находит нужную программу для презентации, печатает текст загадки, отгадку, находит нужный рисунок.
  • 2 группа – оформляет фон, делает анимацию, готовит презентацию для показа.

VII. Самостоятельная работа с тестом (Приложение 3)

Ответить на вопросы теста.

Проверка самостоятельной работы на компьютере. Общий просмотр правильно выполненных работ в парах.

VIII. Отгадать загадки. (Приложение 4)

IX.

– Предлагаю посмотреть одну из детских работ (Приложение 5).

X. Поиграем в игру

– “Что лишнее? Кто лишний?” (Приложение 6, Приложение 7)

ХI. Итог урока

– Мы с вами очень много перечитали различной литературы, много узнали о жизни в суровых условиях тундры.

– Если бы вам пришлось жить в тундре, то кем бы вы хотели быть? Почему?

– Рассмотрите предложенные мордашки. Вырежьте одну из тех, которая бы соответствовала вашему настроению на уроке, возьмите ее себе на память домой, остальные оставьте в классе.

XII. Домашнее задание

Сбор материала о лесной зоне.