Урок-путешествие по теме: "Одноклеточные водоросли"

Разделы: Биология


Урок-путешествие.

ЗАДАЧИ: познакомить учащихся с особенностями среды обитания, строения и жизнедеятельности одноклеточных водорослей как наиболее просто организованных представителей растительного мира, с их экологической ролью в составе Мирового океана; продолжить отрабатывать навыки и умения работы с микроскопом.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица “Одноклеточные водоросли”, микроскопы, лабораторное оборудование, стаканы с живыми водорослями хламидомонадой и хлореллой, фильм.

ХОД УРОКА

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Ребята, мы продолжаем свое путешествие по царству “Растения”, сегодня мы побываем в стране под названием “Одноклеточные водоросли”. Но прежде, чем отправиться куда-либо, мы должны подготовиться к нему. Давайте вспомним, что же мы знаем про водоросли.

ПРОВОДИТСЯ БЕСЕДА ПО СЛЕДУЮЩИМ ВОПРОСАМ.

1. Что, такое водоросли? (Самые древние растения на Земле).

2. Где живут водоросли? Где вы их видели?

3. Что такое пластиды?

4. На какие две большие группы в зависимости от строения делятся растения?

МАГНИТОФОННАЯ ЗАПИСЬ. Внимание, внимание! Отправляется корабль в страну одноклеточных водорослей.

УЧИТЕЛЬ. Водоросли – низшие растения, обитающие преимущественно в воде, а также на сырой почве, камнях и стволах деревьев. Среди водорослей встречаются одноклеточные, колониальные и многоклеточные формы.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОДОРОСЛЕЙ.

Тело многоклеточных водорослей не имеет нестоящих корней, стеблей и листьев и называется слоевищем (талломом). Одноклеточные водоросли – микроскопические организмы, а размеры многоклеточных водорослей могут достигать десятков метров.

ПРИЧАЛ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ.

Мы приближаемся к первой станции. На этой станции мы познакомимся с одноклеточными водорослями. Мы узнаем, какое строение имеют хламидомонада и хлорелла, плеврококк и др.

(Демонстрируется фильм “Водоросли”, после чего проводится беседа по вопросам к фильму.)

ПРИЧАЛ ЛАБОРАТОРНЫЙ.

Лабораторная работа “Строение зеленых водорослей”.

Инструктивная карточка стр. 36.

ПРИЧАЛ ЭКОЛОГО-ПРАКТИЧЕСКИЙ.

На этом причале у нас в гостях ученые-экологи, инженеры-технологи, биолог, океанолог.

УЧЕНЫЙ-ЭКОЛОГ. Одноклеточные фотосинтетики входят в состав планктона. Планктон происходит от греческого слова, означающего “скиталец”, и представляют морское и океаническое сообщество. Фитопланктон – планктонные водоросли и цианобактерии, а зоопланктон – гетеротрофные протисты, бактерии, крошечные ракообразные и личинки разных групп животных.

Самые мелкие представители – наннопланктон – имеют размер 4,76 мкм. Основную часть морского и пресноводного планктона представляют хризофиты, в том числе золотистые водоросли и диатомовые водоросли с уникальным двустворчатым панцирем из кремнезема.

Фитопланктон представляет собой огромный запас биомассы и служит первым звеном в пищевой цепи морских обитателей. Водорослями питается зоопланктон; мелкие и некоторые крупные рыбы, а также усатые киты питаются зоопланктоном.

ОКЕАНОЛОГ. Динофлагелляты – одноклеточные жгутиковые, в основном, морские формы. Как симбионты, эти виды вносят основной вклад в продуктивность коралловых рифов. Широко распространен их симбиоз и со многими морскими животными, включая губок, медуз, актиний, оболочников, кораллов, осьминогов и кальмаров, а также некоторых гетеротрофных протистов – оомицетов. В роли симбионтов динофлагелляты обеспечивают фотосинтетическую продуктивность для роста кораллов. Они живут внутри клеток, выстилающих пищеварительную полость кораллов. Некоторые динофлагелляты представляют бесцветные формы и могут сами заглатывать другие клетки или вступать в симбиоз с цианобактериями. В период вспышки размножения дифлагелляты вызывают “цветение” и придают воде красный цвет. Они образуют мощные нервные яды и отравляют морскую фауну. У берегов Флориды наблюдалось 25 красных приливов с выбросом на берег сотен тысяч мертвых рыб. Моллюски тоже становятся ядовитыми для людей, потому что накапливают синтезируемый в их теле водорослями яд.

УЧЕНЫЙ-БИОЛОГ. Одноклеточных водорослей много и в пресной воде средних и северных широт. К ним относятся хламидомонада и хлорелла из отдела зеленых водорослей. Хламидомонада развивается в любой луже, а снежная хламидомонада также на поверхности льда и снега, окрашивая их в красный цвет. Это подвижная микроскопическая клетка рода вольвокс округлой или грушевидной формы.

ИНЖЕНЕР-ТЕХНОЛОГ. Хламидомонада хоботковая любит грязь и обитает в мелких, часто пересыхающих водоемах, иногда в почве и вызывает цветение воды. Ее используют в очистных сооружениях в составе “активного ила” для биологической очистки бытовых сточных вод. Активный ил представляет собой сообщество из бактерий, грибов, водорослей, простейших и других организмов виде пленок или пенистых кусков.

Они образуют совместно единую биохимическую систему, где каждый представитель выполняет свою роль в общей последовательности редукции органики до СО2 и Н2О, выступая также в виде хищника, жертвы или симбионта и сапробионта.

ЭКОЛОГ. Хлорелла – еще более мелкая водоросль, чем хламидомонада, без сократительных вакуолей и без глазка. В основном все, что сказано о хламидомонаде, относиться полностью и к хлорелле. Кроме очистки стоков ее используют для восстановления, регенерации воздуха в замкнутых экосистемах: космических кораблях и подводных лодках. Благодаря быстрому размножению и неприхотливости хлорелла известна и как источник витаминов и полноценного белка.

БИОЛОГ. В свежей хлорелле столько же витамина С, сколько в лимоне. А ста граммов ее порошка хватит, чтобы удовлетворить суточную потребность организма в разного вида витаминах.

ПРИЧАЛ ИТОГОВЫЙ.

УЧИТЕЛЬ. Вот и закончилось наше плаванье, давайте подведем итоги. Для этого ответим на следующие вопросы.

1. Почему водоросли относятся к низшим растениям?

2. Где обитают зеленые одноклеточные водоросли?

3. Какое строение имеет хламидомонада?

4. Какое значение в природе имеют одноклеточные водоросли?

5. Где используются одноклеточные водоросли?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитать параграф 12, стр. 54-57.

Подумать над вопросом: “Все ли водоросли одноклеточные? Где они обитают?”.