Мир сегодня меняется так быстро, что простое накопление информации становится малоэффективным. Намного важнее уметь работать с этой информацией: искать, выбирать, систематизировать, применять, отбрасывать частности, понимать, какие новые знания необходимы и где их получить, т.е. самому формировать свой образ мироощущения. Достижение этого в образовании коренным образом меняет цель учебной деятельности и характер взаимодействия учителя и ученика, направляя его на поиск нового.
Необходимо уделять особое внимание, творческому развитию учащихся, предлагая им проблемные вопросы, заставляющие активно работать мысль.
Совершенствование учебного процесса в средней школе может быть достигнуто путем придания ему творческой направленности, создания педагогических технологий творческого развития личности учащегося и экспериментальной проверки их эффективности. Система и процесс обучения должны создавать оптимальные условия для саморазвития личности, формирования у школьника таких качеств, как активность, альтернативность и гибкость мышления. Перечисленные характеристики умственной деятельности имеют значение для адаптации личности к современной социальной среде, поскольку именно от них зависят успехи или неудачи человека в профессиональной и иных сферах.
К сожалению, для многих выпускников школ характерна дисгармония между относительно высоким уровнем теоретической подготовки и неспособностью использовать полученные знания для решения задач творческого уровня. Причиной этого часто является то, что в практике работы школ многие уроки биологии не носят развивающего, проблемного характера и в основном приводят лишь к накоплению школьниками фактологических знаний и формированию способности выполнять учебные действия по известному алгоритму. В итоге учащиеся даже старших классов оказываются не готовы к решению нестандартных творческих задач по биологии, требующих проявления нешаблонности мышления.
Идея творческого развития личности учащегося в реальной педагогической практике очень часто не находит конкретных методических решений, а лишь декларируется. Положение усугубляется тем, что в учебной литературе для школьников преимущественно приводятся вопросы и задания, ориентирующие их на осуществление репродуктивной и частично поисковой деятельности. Задания творческого уровня встречаются относительно редко. Многие учителя биологии испытывают затруднения при организации познавательной работы школьников, нацеленной на развитие творческого мышления.
Актуальность проблемы творческого развития личности школьника определяется современными требованиями к содержанию образования. Учащийся в процессе обучения должен не только приобрести необходимые знания и умения, но и выработать опыт эмоционально-ценностного отношения к процессу познания и опыт самостоятельной творческой деятельности.
От выпускника школы требуется умение аналитически подходить к изучению явлений природы и общественной жизни, проявляя при этом способность к творческому поиску, определению принципиально новых подходов к решению разнообразных теоретических и практических проблем во всех областях человеческой жизни. Этим объясняется необходимость обучения школьников путям творческого исследовательского поиска, столь важного в настоящее время не только в области биологии.
Развитие творческой активности школьников
Научившись спрашивать, ребенок делает почти такой же шаг вперед в своем умственном развитии, какой он делает, научившись ходить.
Содержательный анализ вопросов учителей младших классов, задаваемых на уроках детям, показывает, что только 10 % этих вопросов побуждают интеллектуальную активность детей, содержат элемент неизвестности и противоречия, направлены на выяснение причин и взаимосвязи явлений. Большинство же вопросов адресованы к памяти. Такое соотношение вопросов на уроке стимулирующих мыслительную активность 10 % и проверочных 80 % - может самым неблагоприятным образом сказываться на порождении вопросов у детей.
Диалогическое взаимодействие типа “вопрос учителя – ответ ученика” само по себе не может обеспечить обязательной включенности всех учеников класса в диалог, в процесс поиска решения проблемы. Не удивительно поэтому, что на всем протяжении школьного возраста дети задают чрезвычайно мало вопросов в процессе обучения.
Основу развития продуктивной познавательной активности составляют те принципы воспитания личности и мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности со стороны другого человека.
Помимо создания условий для проявления и развития творческой активности ребенка необходимо предоставить ему и некоторые её средства. Применительно к познавательной активности в проблемной ситуации такими средствами могут выступать вопросы разных типов, позволяющие разносторонне исследовать ситуацию.
Возраст без вопросов.
Переход ребенка из начальной школы в среднюю, а затем в старшую влечет за собой существенные изменения в системе диалогического общения в процессе обучения. С появления ряда новых предметов и разнообразия учителей в средних и старших классах создаются более благоприятные условия по сравнению с начальными классами для развития самостоятельного мышления учащихся.
В подростковом и юношеском возрасте значительно увеличивается доля общения в системе “учитель-ученик”. Изменение в характере диалогов, инициируемых учителем с помощью вопросов, требующих теперь главным образом раскрытия связей и взаимоотношений, самостоятельных рассуждений, приводят к вовлечению в процесс мышления все более широкого круга учеников, проявлению разных позиций и точек зрения. Это создает благоприятные условия для возникновения дискуссий на уроках, что отвечает насущной потребности детей старшего подросткового и юношеского возраста.
Формирование творческого мышления учащихся
Основным условием формирования творческого мышления я считаю создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, научно-исследовательской, игровой, трудовой, пропагандисткой, по изучению предметов естественного цикла и охране природы. Осуществляя это я стремлюсь решать три задачи:
- познавательную – расширение и углубление знаний о природе и хозяйственной деятельности человека;
- ценностную – выработку умений оценивать качество окружающей среды, своего поступка и поступков других людей с позиции добра и зла;
- деятельностную – формирование и развитие умений реальной природоохранной деятельности.
Решение первой и второй задач осуществляю в урочной и внеурочной деятельности, где изучаем основы и закономерности явлений природы.
Способность к поиску может целенаправленно формироваться и развиваться у учащихся под руководством учителя на уроках при решении проблемных биологических задач исследовательского характера.
Каждая задача представляет собой описание конкретной ситуации, возникшей в процессе биологического исследования и требующей своего разрешения путем логического анализа с привлечением уже известных ранее знаний в области биологии. После текста, в котором описывается ситуация, следуют вопросы, требующие от учащихся определенных интеллектуальных действий. В итоге этой работы школьники должны освоить (на самом, конечно, примитивном уровне) действия ученого, сталкивающегося с конкретной научной проблемой из области общей биологии.
Поставленная на уроке проблема решается в процессе поисковой беседы. Вести такую беседу, нередко перерастающую в дискуссию, достаточно трудно. От учителя при этом требуется правильная последовательность постановки вопросов, точность их формулировок, умение выдержать необходимую паузу в диалоге с учащимися, способность вовремя и ненавязчиво направить мыслительную деятельность школьников в нужное русло, осуществить гибкий переход от коллективного обсуждения проблемной ситуации к достаточно длительному индивидуальному выступлению конкретного учащегося. Важно помнить, что главное – не получение от школьников быстрого и правильного ответа ( тем более что многие из вопросов однозначного ответа не имеют), а организация самого процесса творческого, исследовательского мышления школьников, поиск путей научного решения вопроса, логический анализ ситуации.
Приведу некоторые примеры проблемных биологических задач исследовательского характера, которые могут быть использованы учителем биологии при организации процесса изучения школьниками темы “Основы экологии” в 11 классе.
1. Известно, что неядовитые змеи полозы питаются в природе мышевидными грызунами. Но выпущенная в террариум со змеей белая мышь через сутки не была съедена. Выскажите наибольшее число гипотез, объясняющих этот факт.
2. Ученому-биологу необходимо изучить изменение активности травяных лягушек в зависимости от времени суток. Опишите возможный план проведения работы и укажите порядок действий при её выполнении.
Разработайте возможную методику исследования.
3. Ученый проводил длительные наблюдения за канарейкой в неволе.
Выяснилось, что при температуре +10oC птица поедает на 8 г корма больше, чем при температуре воздуха +25oC за то же самое время. Как можно объяснить полученные результаты?
4. Ученый долгое время в одни и те же часы утром, днем и вечером проводил подсчет числа чаек в небольшой колонии этих птиц. Какие цели могли стоять перед исследователем? Какие вопросы биологии птиц могут быть изучены таким образом?
5. Аквариумные рыбы, купленные в зоомагазине, были привезены покупателем домой и выпущены в аквариум. Через несколько часов их нашли мертвыми.
Предложите возможно большее число гипотез, объясняющих причины гибели рыб.
6. Ученому-биологу нужно изучить сезонные изменения численности мелких грызунов леммингов в тундре. Что должен сделать ученый, чтобы получить представление о численности леммингов в каждый момент исследования?
Опишите план работы, укажите порядок действий при её выполнении.
7. Какие причины могли исказить результаты, полученные при изучении численности леммингов? Как можно уменьшить влияние каждой из этих причин на результаты исследования?
8. Ученый установил, что безногая ящерица веретеница делает за одну минуту при температуре +25oC двадцать девять вдохов, при температуре +20oC – двадцать один вдох, при температуре +15oC – двенадцать вдохов. Какой вывод можно сделать на основании полученных результатов? Как можно оформить эти результаты для творческой работы?
Последовательное сочетание подобных заданий при изучении темы “Основы экологии” позволяет школьникам постепенно осознать сущность, логику и методику научного исследования, что необходимо для осмысленного проведения ими наблюдений и опытов.
Необходимо максимально активизировать деятельность учащихся при решении ими проблемных биологических задач исследовательского характера. Ведь общеизвестна такая истина: скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня в деятельность – и я пойму. Доказательством подобного утверждения стал мониторинг результативности успешности учащихся.
Процесс развития исследовательских умений у школьников будет более эффективным, если в школе имеется зоологический уголок живой природы. В этом случае учитель имеет возможность укрепить связь между работой на уроке и внеклассной работой. Использование проблемных заданий исследовательского характера на уроке биологии позволяет теоретически подготовить учащихся к практическому проведению наблюдений и опытов над животными в уголке живой природы. В то же время результаты экспериментов, выполненных там, могут служить материалом для составления проблемных заданий исследовательского характера, используемых на уроке общей биологии.
Организация учебно-исследовательской деятельности в школе
Главная цель организации НИР в ученическом коллективе нашей школы – формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной работы. К тому же участие в ней дает прекрасную возможность для самореализации личности школьника, его творческих способностей. И хотя исследовательской деятельностью наши ученики занимаются всего лишь четвертый год, успехи в этой области уже есть.
В нашей школе исследовательская деятельность началась с темы “Влияние шлаков бурого угля и навоза на химические показатели картофеля сорта “Кемеровский””. Ребята определили задачи, объем работы, переработали большое количество научной информации, разработали методику проведения исследования. Затем был проведен согласно методике отбор почв и исследуемого картофеля. После подготовки их к исследованию начались экспериментальные работы, к которым учащиеся 10 класса отнеслись очень серьезно, подолгу проверяя полученные результаты. Двое учащихся Грекова А. и Короткова М. обработали все результаты и подготовили тезисы и доклад. На исследование была получена рецензия из ЦГСН. Эту работу мы представили в 2003 году на VIII Всероссийскую научно-практическую конференцию “Научное творчество молодежи”, где получили высокую оценку жюри и были удостоены I премии, получили благодарственные письма и памятный приз. Тезисы работы были напечатаны в сборнике.
Эта работа также была представлена в 2004 году на городской НПК “Третье тысячелетие”, где учащиеся заняли I место.
Результаты этой работы были интересны не только тем, кто занимался НИР, но и широкому кругу школьников, педагогов и родителей.
Положительный итог этой работы очевиден: учащиеся расширили круг знаний, ощутили свою личную значимость, сумели заявить о себе на достаточно высоком уровне и заинтересовали научно-исследовательской работой других школьников.
Интересной и увлекательной для учащихся 7 класса стала работа “Исследование продуктов питания на наличие в них вредных пищевых добавок”. Ребята собирали в течение полугода этикетки от различных продуктов питания. Предпочтение отдавалось тем продуктам, которые используются в пищу чаще обычного, особенно сладости для детей. Этикетки от жевательных резинок, конфет, шоколада, напитков, масла, кетчупа и т.д. собирались, классифицировались по наличию различных пищевых добавок в них. Исследовались как продукты питания отечественного, так и импортного производства. В процессе работы все продукты питания классифицировались по их вредному влиянию на организм человека. Наличие вредных пищевых добавок в продуктах питания определялось по информации на этикетках данных продуктов. В результате проведенной работы были собраны и исследованы этикетки различных продуктов питания. Практически в каждом из рассмотренных продуктов были обнаружены пищевые добавки, которые влияют на состояние здоровья человека. Для того чтобы не подвергать свое здоровье опасности, желательно в пищу принимать продукты питания с минимальным содержанием пищевых добавок. При приобретении продуктов питания в магазинах, необходимо знать, какие пищевые добавки являются вредными для организма человека, и стараться не покупать те продукты, на этикетках которых указаны эти добавки. Из проверенных продуктов самыми безопасными оказались шоколад и конфеты шоколадные.
С этой работой Семенов Т. ученик 7 класса выступал на городской НПК “Третье тысячелетие”, где занял I место.
Творческая, интересная работа ученика 8 класса Яковлева Егора “Исследование влияния различных видов почв на жизнедеятельность дождевых червей”. С этой работой учащийся занимал призовые места на городской, региональной НПК. Тезисы работы были напечатаны в сборнике статей Всероссийской НПК “Научное творчество молодежи” в 2005 году. На областной научно-экологической конференции “Экология Кузбасса” учащийся получил диплом участника.
Исследовательские работы в области экологии, биоразнообразия, здорового образа жизни очень интересны ребятам. У нас большие планы на будущее и не меньшее желание работать в этом направлении. Поэтому, думаем, впереди нас ждут новые победы.
Список использованной литературы
- Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. Москва. “Народное образование”, 2001.
- В.Ильченко, К.Гуз Образовательная модель “Логика природы”. Москва. “Народное образование”, “Школьные технологии”, 2003.