Сроки проведения - 8-9 учебная неделя.
Основные цели и задачи:
- образовательные: повторить, обобщить и систематизировать учебный материал по теме “Вселенная. Что мы узнали о Вселенной”, обеспечить связь с последующими темами курса;
- воспитательные и развивающие: формировать научное мировоззрение, межпредметные связи, воспитывать потребность любить и уважать природу, стремление сохранить и оберегать ее;
- развивать познавательный интерес к изучаемым вопросам, формировать общеучебные умения и навыки (работу с дополнительной литературой: научно-попоулярной, научной, справочниками, энциклопедиями и др.), быстро ориентироваться в содержании учебника, выделять главное, существенное, обобщать, делать выводы и др.
Оборудование:
- учебник “Природоведение” 5 класс,
- рабочие тетради на печатной основе (авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин),
- глобус,
- модель “Звездное небо”,
- таблицы по курсу природоведения: “Земля-планета Солнечной системы”, “Изучение Земли из космоса”,
- стенгазеты, кроссворды и др.
Подготовка к уроку.
Примерно за 2 недели до урока желательно рассказать детям о предстоящем мероприятии, выделить 2-3 команды участников, попросить определить капитанов, придумать названия команд, девиз, эмблему, приготовить загадки, кроссворды, стенгазеты и продумать их защиту, подготовить интересные сообщения.
Для работы в жюри приглашаются ученики 7-9 классов (разновозрастное сотрудничество), родители, классный руководитель.
Необходимо заранее подготовить листки учета выполненных заданий (оценочный лист), определить систему оценивания, карточки-задания для команд, капитанов, участников, болельщиков.
Вопросы для повторения и обсуждения должны быть различной степени сложности, активизирующие познавательную деятельность детей, создающие ситуацию успеха для детей с различным уровнем способностей, знаний и умений.
Ход урока.
Вводное слово учителя.
Сегодня на уроке мы с вами подведем итоги всему, что изучили за первую четверть. Для этого нам придется вспомнить очень многое. Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать? Ученики, как правило, очень хорошо называют эти вопросы (Вселенная, небесные тела, история изучения Вселенной и др.)
Посмотреть, как мы учимся, сегодня пришли к нам в гости (родители, классный руководитель), а оценить наши знания и умения – ученики из 7 класса, которые будут работать в составе жюри. Вести урок сегодня будет ваш учитель, а в следующий раз похожий урок проведет кто-то из старших ребят или из вас.
На доске записаны слова из песни Виктора Цой: “Ты тоже являешься частью Вселенной”.
Как вы думаете, могут ли эти слова соответствовать нашей теме и почему? (Ученики высказывают свое мнение). В итоге можно сделать вывод о том, что человек – разумный компонент Вселенной, который должен бережно относиться к ней.
А теперь давайте ознакомимся с основными этапами нашей работы и их максимальной оценкой в баллах:
1 тур - представление и приветствие команд, их девиза, “речевки”, эмблемы - (3 балла);
2 тур - разминка - (3 балла);
3 тур - представление и защита стенгазет, сообщений, кроссвордов, других работ - (4 балла);
4 тур - “вопросы из космоса” - (5 баллов);
5 тур - “перестрелка” команд - (по 1 баллу за каждый правильный ответ);
6 тур - конкурс капитанов - (3 балла);
7 тур - “кто может стать миллионером” - (8 баллов);
8 тур - “слабое звено” - (10 баллов);
9 тур - выполнение индивидуальных заданий в тетрадях на печатной основе - (3 балла);
10 тур - подведение итогов конкурсов и урока.
Перед началом каждого тура звучит краткое музыкальное приветствие.
1 тур.
Начнем с представления команд. Слово капитанам.
Команда №1 “Звездочеты”.
Наш девиз: “Больше звезд - ярче жизнь!
Наша речевка: “Звезды в небе посчитаем, людям мы о них расскажем, пусть сияют в небе ярче, а игра пусть будет жарче!”
Эмблема - “Звездное небо”. Каждая звезда на эмблеме – кто-то из участников.
Команда №2 “Земляне”.
Наш девиз: “Эта Земля – твоя и моя!”
Наша речевка: “Земли на свете краше нет – сияет всем нам Солнца свет!”
Эмблема - “Вид Земли из космоса”. Земля – очень красивая планета, а мы – ее жители.
2 тур - разминка.
Вопросы учителя к командам-участникам (задаются ведущим игры поочередно, отвечает любой из членов команды по решению капитана).
Вопросы на повторение начальной части темы (Вселенная, формирование взглядов о ней, история изучения).
1. Что такое Вселенная?
2. Какие небесные тела существуют?
3. Какой представляли себе Вселенную наши предки?
4. Какую модель Вселенной предложил Птолемей?
5. Какую модель Вселенной предложил Николай Коперник?
6. Каков вклад Джордано Бруно в изучении Солнечной системы?
8. Каков вклад Галилео Галилея в изучении Солнечной системы?
Жюри подводит и оглашает итоги 1 и 2 тура.
3 тур - представление и защита стенгазет, сообщений, кроссвордов, других работ.
Команда №1 - “Звездочеты” - демонстрирует свою стенгазету “Созвездия”, один из участников при этом рассказывает о наиболее известных созвездиях, об астрологии. Вниманию болельщиков представлен кроссворд. [3, 4].
Команда №2 - “Земляне” - демонстрирует свою стенгазету “Земля – наш дом”, один из участников при этом рассказывает о Земле как планете солнечной системы, о поверхности Земли. Вниманию болельщиков представлена модель Земли, изготовленная детьми.[3, 4, 5]
Жюри подводит и оглашает итоги 3 тура.
4 тур - “Вопросы из космоса”.
(Вопросы о составе Вселенной, небесных телах, Земле)
Помощники учителя приносят модели (вырезанные из плотной бумаги или картона) летающей тарелки и космического корабля, на которых записаны вопросы для обсуждения.
Учитель: если немного пофантазировать и представить что мы получили послание с других галактик, от других цивилизаций, то оно могло бы быть таким. Итак, послание звездочетам прибыло на летающей тарелке.
Капитан команды звездочетов зачитывает вопросы: “Какой вы представляете себе Вселенную? Чем она образована? Какие небесные тела известны землянам?”.
Учитель: вопросы команде землян доставлены на космическом корабле. Капитан зачитывает их: “Одна из планет солнечной системы Земля. Чем она отличается от других планет и почему?”
Командам берут время на обсуждение. При подготовке ответа можно использовать учебники. Одновременно некоторые ученики каждой команды получают задания в тетради на печатной основе (с. 18-19).[2]. Затем участники представляют свои ответы.
Жюри подводит и оглашает итоги 4 тура.
5 тур – “Перестрелка” команд заранее подготовленными вопросами о Солнечной системе.
Вопросы:
1. Что такое планеты?
2. На какие 2 группы их можно разделить?
3. Какие планеты относятся к планетам земной группы?
4. Какие планеты относятся к планетам – гигантам?
5.Покажите на таблице планеты земной группы.
6. Покажите на таблице планеты – гиганты.
7. Расскажите об одной из планет земной группы.
8. Расскажите об одной из планет – гигантов.
Дополнительно участники задают друг другу загадки. (Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогатый – небо и звезды. Над маленькой избушкой висит хлеба караюшка – Луна. В дверь, в окно стучать не будет, а войдет и всех разбудит – Солнце. Сестра в гости к брату идет, а он от нее прячется – Солнце и месяц.)
Жюри подводит и оглашает итоги 5 тура.
6 тур - конкурс капитанов.
Капитаны команд выходят к доске и получают задание разместить на нарисованных орбитах модели-кружочки из бумаги с названиями планет. Затем они отвечают на вопросы участников из другой команды. (Можно заранее определить тему вопросов. (Галактики).
Примерные вопросы.
1. Что такое галактика?
2. Какие галактики ты знаешь?
3. Какие галактики можно увидеть?
4. В какой из галактик находится Солнечная система?
Жюри подводит и оглашает итоги 6 тура.
7 тур – “Кто может стать миллионером”.
Учитель: вы начали изучать по математике числа более миллиона и действия с ними. Чтобы стать миллионером, надо уметь применять свои знания. Давайте посмотрим, как мы можем это делать. На обратной стороне доски подготовлены вопросы и даны варианты ответов. Нужно найти соответствующие ответы среди предложенных вариантов. При возникновении трудностей можно и желательно использовать учебник.[1]. Кто же из участников (по 1 от каждой команды) пойдет к доске? Ученики выбирают знатока.
Вопросы команде землян:
1. Каково расстояние от Земли до Солнца?
2. Какова величина светового года?
3. Когда возникла наша Галактика?
4. Какова скорость обращения Солнечной системы вокруг центра Галактики?
5. Время вращения Земли вокруг Солнца.
Варианты ответов:
1) 800 000 км/час;
2) 150 000 000 км;
3)12 000 000 000;
4) 10 000 000 000 000 км.
5) 365
Вопросы команде звездочетов:
1. Какова температура внутри Солнца?
2. Какова скорость света?
3. Какова скорость движения Галактики?
4. Каков диаметр Земли?
5. Время вращения Земли вокруг своей оси
Варианты ответов:
1) 12 742 км;
2) 1 500 000 км/час;
3) 300 000 км/с;
4) 15 000 000.
5) 24
Жюри подводит и оглашает итоги 7 тура.
8 тур - “Слабое звено”.
Учитель: Многие из нас часто были болельщиками “Слабого звена”, а сегодня мы станем его участниками. Зачитываю вопросы, на которые необходимо отвечать поочередно каждому участнику одной команды сразу же, без подготовки. Первый правильный ответ – 1 балл, каждый последующий – на балл больше, при обрыве цепочки правильных ответов отсчет начинается снова с 1 балла.
Вопросы команде звездочетов:
1. Какие небесные тела, кроме Земли, есть в Солнечной системе?
2. Какие созвездия ты знаешь?
3. Под каким созвездием ты родился?
4. Самая горячая планета.
5. Самая дальняя планета.
6. Имя ученого, по мнению которого в центре Солнечной системы находится Земля.
7. Что такое астероиды?
8. Что такое метеоры?
9. Что такое кометы?
10. Какие бывают звезды по цвету?
Вопросы команде землян:
1. Что такое созвездия?
2. Какое зодиакальное созвездие характерно для этого месяца?
3. Какая планета имеет кольца?
4. Самая близкая к Солнцу планета.
5. Имя ученого, по мнению которого в центре Солнечной системы находится Солнце.
6. Что такое метеориты?
7. Что такое Луна?
8. Планета, названная в честь богини красоты.
9. Какие бывают звезды по размерам?
10. Сколько звезд на небе?
Жюри подводит и оглашает итоги 8 и 9 (индивидуального) туров.
10 тур - подведение итогов конкурсов и урока.
Учитель: Наша игра завершается. Что же мы смогли сегодня сделать из того, что наметили на этот урок? Ученики: повторили тему, многое вспомнили (перечисляют).
Учитель: а еще обобщили и систематизировали, что же такое Вселенная, каков ее состав, называли космические тела: звезды, планеты и их спутники, кометы и астероиды, метеоры и метеориты, какие открытия сделали ученые о Вселенной и многое другое.
Выводы:
Вселенная – это космическое пространство и все, что его заполняет. Вселенная состоит из галактик – больших скоплений звезд. Все во Вселенной находится в непрестанном движении, вращении. Такое движение происходит с очень большой скоростью. Участки звездного неба - это созвездия. Ближайшая к нам звезда – Солнце. Солнце и вращающиеся вокруг него небесные тела образуют Солнечную систему. В ней есть планеты (земной группы и планеты-гиганты), их спутники, кометы, астероиды, метеоры. Земля отличается от всех других планет тем, что на ней есть жизнь.
Теперь надо подумать, если мы являемся разумной частичкой Вселенной, как мы должны относиться к Земле, чтобы сохранить все то, что она дарует нам. Высказывайте ваше мнение об уроке, его значении для вас. Далее идет обсуждение с детьми названных аспектов. Можно предоставить слово родителям, классному руководителю.
А сейчас жюри подведет итоги нашего урока. Представитель жюри зачитает результаты игры (пользуясь оценочным листом). А капитанов прошу отметить работу участников команд.
Оценочный лист
Название тура | “Звездочеты” | “Земляне” |
1 тур - представление и приветствие команд, их девиза, “речевки”, эмблемы (3 балла) | 3 | 3 |
2 тур – разминка (3 балла) | 2 | 3 |
3 тур - представление и защита стенгазет, сообщений, кроссвордов (4 балла) | 4 | 3 |
4 тур - “вопросы из космоса” (5 баллов) | 4 | 4 |
5 тур - “перестрелка” команд (по 1 баллу) | 4 | 3 |
6 тур - конкурс капитанов (3 балла) | 2 | 3 |
7 тур - “кто может стать миллионером” (8баллов) | 4 | 6 |
8 тур - “слабое звено” - (10 баллов) | 5 | 3 |
9 тур - индивидуальные задания в тетрадях на печатной основе - (3 балла); | 3 | 3 |
Итого (10 тур) | 31 балл | 31 балл |
Итог урока. Поздравления команд.
Можно заранее подготовить грамоты, куда остается только вписать название победившей команды и команды-участницы и вручить их, выдать удостоверение знатока, диплом, например, за газету и др.
Литература.
1. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Природоведение. 5 кл.: Учеб. для общеобразов. учеб. завед. М.: Дрофа, 2003.
2. А.А. Плешаков. Н.И. Сонин. Природоведение. Рабочая тетрадь к учебнику для 5 класса. М.: Дрофа, 2003.
3. М. Линкольн. Хочу все знать. Исследователи. Путешествия и открытия. М.: “Росмэн”, 1998.
4. Ф. Гейтс. Хочу все знать. Неоткрытые тайны Земли. М.: “Росмэн”, 1998.
5.Энциклопедия для детей. Том 8. Астрономия. Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2001.