Задачи:
- обобщить знания учащихся об основных функциях опорно-двигательной системы, познакомить с классификацией костей;
- показать на примере строения трубчатой кости связь макро- и микростроения компактного вещества кости;
- ознакомить с химическим строением кости, раскрыть особенности строения и свойства костей, обеспечивающие выполнение опорной и защитной функций, изучить типы соединения костей.
Цели урока:
Образовательные: углубить и оценить знания учащихся по теме; закрепить навыки работы со схемами, лабораторным оборудованием и наглядным материалом.
Воспитательные: продолжить формирование навыков работы в коллективе и воспитание чувства ответственности за здоровье.
Развивающие: продолжить развитие творческой активности учащихся, формирование интереса к предмету.
Оборудование:
Демонстрационное – скелет человека, модель черепа, позвонки, таблицы с изображением соединения костей, кости, вымоченные в кислоте и жженые, распилы костей (раздаточный материал), видеокассета “Типы соединения костей”, таблицы: “Строение костей”, “Скелет”, “Череп человека”.
Лабораторное - микроскопы, препараты костной ткани.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент: постановка целей и задач урока.
II. Проверка домашнего задания (устный фронтальный опрос).
- Проверка правильности заполнения таблицы “Основные отделы скелета” (проверка д\задания в тетради).
- Упражнения на различение терминов: “ткань”, “орган”, “система органов”, “части тела”.
- Перечислите основные функции опорно-двигательной системы.
- Какие функции выполняют кости?
- Почему костная ткань относится к пассивной части опорно-двигательной системы?
III. Изучение нового материала.
Строение, состав и свойства костей.
Учитель:
Мы с вами продолжаем знакомиться с опорно-двигательной системой человека и сегодня на уроке познакомимся со строением и свойствами костей, типами их соединения.
Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте попробуем ответить на вопрос:
Бедренная кость весит 1200 гр., несмотря на свой маленький вес, в горизонтальном положении она может выдержать груз около 1500 кг.
Как вы думаете, почему кость, несмотря на свой маленький вес, может выдержать такую нагрузку?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, на станице 148 учебника найдите описание костей ткани (обратите внимание на рис. стр. 149 учебника). Докажите, что костная ткань является разновидностью соединительной ткани.
После самостоятельной работы с учебником учащиеся приходят к выводу, что в состав костной ткани входят соли: Ca, Mg, P, Na, т.е. неорганические вещества, которые придают костям прочность, твёрдость, а также костная ткань является своеобразным складом минеральных веществ организма. Учащиеся делают вывод, что бедренная кость может выдержать большой груз, т.к. она является твёрдой соединительной тканью, обладает прочностью и твёрдостью.
Учитель:
Подводя итог вышесказанного о составе костной ткани, заполняем схему на доске (учащиеся записывают в тетрадях данную схему).
Химический состав костной ткани
придают костям твёрдость
+упругость = прочность. Эти вещества составляют 1\3 костной ткани |
придают костям твёрдость
составляют 2\3 части костной ткани. Соли углекислого и . фосфорнокислого кальция и вода занимают около 20% массы костей. |
Учитель:
Важную роль в костной ткани играют компактное и губчатое вещества, которые придают костям прочность, гибкость и сравнительную мягкость. На основании вышесказанного учащиеся делают вывод, что:
Органические и неорганические вещества, которые входят в состав костной ткани придают им гибкость и упругость. Бедренная кость, благодаря перечисленным свойствам костной ткани, обладает способностью выдерживать такой большой груз. Костная ткань является разновидностью соединительной ткани, для которой характерно сильное развитие межклеточного вещества.
Учитель:
Кости организма человека делятся на следующие типы:
а) круглые – трубчатые (кости конечностей);
б) плоские (рёбра, грудина, тазовые кости, кости черепа);
в) короткие (запястья, предплюсны, позвонки)
(Рассказ с демонстрацией костей, с использованием скелета человека). Перечисленные группы костей отличаются друг от друга не только по форме, но и размерам.
Учитель:
Вопрос: Чем отличаются кости друг от друга?
Чтобы ответить на вопрос, организуется самостоятельная работа с учебником, стр. 149, 1 колонка. После работы с учебником учащиеся сформулировали свои ответы следующим образом:
- Средняя часть трубчатых костей имеет вид трубки с полостью внутри, заполненной костным мозгом.
- Концы трубчатых костей не имеют полости.
- Трубчатые кости прочны и способны выдерживать большую физическую нагрузку.
- Полость внутри этих костей значительно уменьшает их массу.
- Губчатые кости состоят из губчатого вещества, что значительно уменьшает их массу, и состоят из двух пластин плотного и тонкой пластинки губчатого вещества.
Учитель:
Ребята, та часть трубчатой кости, которую вы назвали средней частью, это диафиз, он полый внутри и заполнен желтым костным мозгом. Снаружи диафиз покрыт надкостницей, которая пронизана нервами и кровеносными сосудами. Головки трубчатых костей (две головки) - эпифизы, они образованы губчатым костным веществом, который содержит красный костный мозг. Головки снаружи покрыты суставным хрящом.
Учащиеся делают вывод: Кости отличаются друг от друга не только по форме и размерам, но и месторасположению и строению.
После того, как учащиеся познакомились со строением костной ткани, проводится лабораторная работа: “Строение костной ткани”.
Цели работы: показать на примере строения трубчатой кости связь макро- и микростроения компактного вещества кости, разъяснить учащимся, что округлые отверстия, окруженные рядами костных пластинок – это разрезы каналов, по которым проходят сосуды и нервы, и что не только сами кости имеют трубчатое строение, но их компактное вещество тоже состоит из многочисленных трубочек со стенками, выстланными костными пластинками.
Инструкция к выполнению работы:
- Настройте микроскопы, определите увеличение.
- Рассмотрите макропрепарат “Распил трубчатой кости”, обратите внимание на полоски плотного вещества среди губчатого в головках трубчатых костей (зоны роста костей)
- Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань, найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы, найдите костные пластинки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков, зарисуйте один из канальцев и подсчитайте число “колец”, из которых состоит стенка костного канала.
Задания к лабораторной работе:
- Почему костная ткань относится к соединительным тканям?
- От чего зависит прочность и эластичность костей: от клеток или от межклеточного вещества?
После выполнения работы учащиеся делают вывод:
- Костная ткань является разновидностью твёрдой соединительной ткани.
- Прочность соединительной ткани достигается за счёт компактного (межклеточного) вещества, которое придаёт прочность костям в организме человека.
- Существует связь макро- и микростроения компактного вещества трубчатой кости.
Учитель:
Кости человека растут в длину и толщину.
Давайте попытаемся ответить на вопрос: Как происходит рост костей в длину и толщину?
Чтобы ответить на вопрос, прочитайте абзац “Строение кости”, стр. 148. После самостоятельной работы с учебником учащиеся приходят к выводу:
Рост костей в толщину происходит за счёт клеток надкостницы, расположенных в средней части трубчатых костей. Рост в длину трубчатых костей происходит за счет зон роста, находящихся недалеко от концевых участков костей. Они состоят из хрящевой ткани, которая по мере роста кости замещается костной тканью.
Учащиеся дополняют свои ответы, что полное формирование опорно-двигательной системы завершается к 22-25 годам.
Проблемный вопрос:
Почему при сильном бросании мяча рука не отрывается в плечевом суставе, а во время футбольного матча нога не отрывается в тазобедренном суставе?
Чтобы ответить на проблемный вопрос, мы с вами посмотрим видеофильм: “Соединение костей”.
Вопросы к видеофильму:
- Каково строение сустава?
- Какие существуют типы соединения костей, перечислите их.
- Покажите приспособленность соединения костей к выполняемым функциям.
После просмотра видеофильма учащиеся отвечают на вопросы и делают выводы:
1. Различают 3 типа соединения костей:
- подвижное;
- полуподвижное;
- неподвижное;
2. Называют приспособленность соединения костей к выполняемым функциям на примере суставов (плечевого и тазобедренного).
3. Охарактеризовав строение сустава, учащиеся отметили, что подвижность конечностей обеспечивается тем, что на одной из сочленяющихся костей находится суставная впадина, куда входит головка другой кости, головка и суставная впадина по своим размерам и формам соответствуют друг другу.
Учитель:
Из выше сказанного следует сделать вывод (демонстрируя на скелете):
- Неподвижное соединение костей характерно для костей черепа, таза, крестцово- копчиковых позвонков. Неподвижное соединение кости образуют путём срастания между собой.
- Полуподвижное соединение характерно для позвонков и лонной кости, при этом они соединяются между собой хрящевыми прокладками, обладающими упругостью и эластичностью
- Подвижное соединение – сустав, где имеется суставная сумка (впадина) и головка, самые подвижные суставы – плечевой и тазобедренный.
Всё сказанное можно представить в виде схемы
Закрепление новой темы:
Диктант (выполняется на листочках).
Задания на доске:
- В состав костной ткани входят …
- Кости растут в длину и толщину за счёт …
- Различают 3 типа соединения костей …
- Костная ткань является разновидностью …
Итог урока
Выставление оценок.
Д\з п. 47, изучить рис. 78, 79 учебника.
Использованная литература:
- Соколова Н.П. Биология. Пособие для подготовительных отделений и поступающих в ВУЗы. Москва. “Высшая школа”, 1994 г.
- Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. Москва. Издательский центр, 2000 г.
- Захаров В.Б. Биология. Справочные материалы. Москва. Издательский дом, 1997 г.
- Резникова В.З., Сивоглазов В.И. Биология. Человек и его здоровье. Методическое пособие для учителя. Москва, 1998 г.
- Никишов А.И., Петросова Р.А. Биология в таблицах. Москва, 1998 г.
- Батуев А.С. Биология. Москва, 1999 г.
- Анисимова В.С. Физиология и гигиена человека. Москва, 1984 г.