Цели:
- Дидактическая: изучить различные виды и системы дыхания животных. Выяснить значимость дыхания. Закрепить навыки самостоятельного поиска знаний и самооценки.
- Развивающая: продолжить формирование навыков групповых видов деятельности, работы с новой информацией, коммуникативных и творческих начал личности.
- Воспитывающая: создать условия для развития эмоционального поля личности учащихся, умения отстаивать собственное мнение, повысить экологическую грамотность.
Дидактический материал: информационные листы 1–5; наглядные пособия, отражающие разные типы дыхания; опорные карточки (для составления опорного конспекта темы); тестовое задание по изученной теме; ключ правильных ответов.
Тип урока: комбинированный.
I. Мобилизующее начало урока
– Здравствуйте, уважаемые ребята и гости нашего урока. Давайте поговорим сегодня о том, что позволяет нам жить (дети сами предлагают свои варианты, что же нам позволяет жить: питание, дыхание и т.д.) Действительно, одно из таких чудес природы – возможность дышать.
Учитель зачитывает стихотворение.
Дышат люди, дышат звери,
Дышат все, кто хочет жить.
Кто под солнцем иль луною
Может жизнью дорожить.
Разберёмся, кто как может.
Будем знать, а кто какой.
Мы же дышим, дышим тоже,
Если дышишь – ты живой!
– Дыхание – это жизненно важная функция. Давайте попробуем в этом разобраться. Затаите своё дыхание на 20–30 секунд и поделитесь своими ощущениями.
Обсуждение своих ощущений. Возможное предположение, что клеткам не хватает кислорода.
– А зачем живые организмы дышат?
Дети предлагают свои ответы:
– Кислород воздуха участвует в прцессах расщепления сложных органических веществ, в результате чего образуются: углекислый газ, который мы выдыхаем; вода, используемая клетками (излишки удаляются из организма); и энергия, которая необходима для процессов жизнедеятельности организмов.
– Ребята, а как вы думаете, все ли живые существа на Земле дышат так же, как и люди?
Учащиеся предполагают, что у разных организмов дыхание происходит по разному.
– Целью сегодняшнего урока будет выяснение значимости дыхания и строения органов дыхания у животных.
Запись выходных данных урока на доске: “Дыхание у животных”
II. Изучение нового материала
1. Актуализация форм деятельности
– Как мы будем работать на уроке?
К доске приглашаются 2 ученика. Одному дать яблоко красного цвета, а другому – жёлтого. (инсценировка притчи “Два яблока – две идеи”)
– Маша, у тебя было яблоко красного цвета, а у тебя, Петя, жёлтого. Когда вы ими обменяетесь, у вас в руках побывают и красное, и жёлтое яблоки. Маша, а если у тебя есть какая-нибудь идея и у тебя, Петя, есть идея и вы ими обменяетесь (поделитесь). Каждый из вас будет знать по две идеи?
Учащиеся отвечают.
– Ребята, я вам предлагаю поделиться на 5 микрогрупп, каждая из которых будет получать свои знания, а потом поделиться ими с другими.
Каждой микрогруппе раздаётся информационный лист и наглядное пособие (Рисунки 1–5), по которым учащиеся сами получают знания.
2. Групповая работа по информационным листам 1–5 с использованием наглядных пособий.
Первая микрогруппа получает информационный лист 1 и наглядное пособие (Рисунок 1).
Информационный лист 1
Тип дыхания: клеточное.
Организмы: одноклеточные животные (амёба, эвглена зелёная, инфузория туфелька); кишечнополостные (медузы, коралловые полипы); некоторые черви.
Механизм дыхания:
Одноклеточные организмы поглощают
растворённый в воде кислород всей
поверхностью тела.
Кислород участвует в расщеплении сложных
органических веществ, в результате чего
освобождается энергия, которая необходима для
жизни животного.
Образующийся в результате дыхания углекислый
газ выделяется наружу также через всю
поверхность тела.
Ответ спикера по плану:
- Тип дыхания.
- Для каких организмов характерно.
- Как происходит процесс дыхания?
Дополнительная информация:
При загрязнении водоёмов гибнет большое количество одноклеточных организмов, которые являются источником пищи для мальков, ракообразных, в результате чего нарушаются цепи питания.
Вторая микрогруппа работает с информационным листом 2 и наглядным пособием (Рисунок 2).
Информационный лист 2
Тип дыхания: трахейное.
Организмы: класс Насекомые (жуки, бабочки, кузнечики, мухи)
Механизм дыхания:
Брюшко насекомого разделено на 5–11 частей (сегментов). На каждом из них имеется пара небольших отверстий – дыхалец. От каждого дыхальца внутрь отходят ветвящиеся трубочки – трахеи, которые пронизывают всё тело насекомого. Наблюдая за майским жуком, можно заметить, как его брюшко то уменьшается в объёме, то увеличивается. Это дыхательные движения. При вдохе в организм через дыхальца поступает воздух, содержащий кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом.
Ответ спикера по плану:
- Тип дыхания.
- Для каких организмов характерно.
- Как происходит процесс дыхания?
Дополнительная информация:
У представителей класса Паукообразные – пауков, органы дыхания представлены не только трахеями, но и лёгочными мешками, которые сообщаются с внешней средой через дыхательные отверстия (рис. со стр. 69 учебника)
Третья микрогруппа работает с информационным листом 3 и наглядным пособием (Рисунок 3).
Информационный лист 3
Тип дыхания: жаберное.
Организмы: многие водные обитатели (рыбы, раки, моллюски)
Механизм дыхания:
Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде, с помощью особых разветвлённых кожных выростов, которые называются жабры. Рыбы постоянно заглатывают воду. Из ротовой полости вода проходит через жаберные щели, омывают жабры и из-под жаберных крышек выходит наружу. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, которые пронизаны множеством кровеносных сосудов. Из воды, которая омывает жабры, в кровь поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ. Жабры, находящиеся внутри тела, называются внутренними жабрами.
Ответ спикера по плану:
- Тип дыхания.
- Для каких организмов характерно.
- Как происходит процесс дыхания?
Дополнительная информация:
Некоторые животные, например, земноводные, имеют густые пучки жабр на поверхности тела. Такие жабры называются – наружними. Так обстоит дело у протея – слепого пещерного животного из западных областей Югославии, и аксолотлей (которые по общему облику похожи на тритонов) – их родина Мексика.
Четвёртая микрогруппа получает информационный лист 4 и наглядное пособие (Рисунок 4).
Информационный лист 4
Тип дыхания: лёгочное.
Организмы: наземные позвоночные (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, человек)
Механизм дыхания:
Во время вдоха, воздух, содержащий кислород попадает в лёгкие. Лёгкие имеют вид ячеистых мешков. В каждом лёгком (левое и правое) очень сильно разветвляются бронхи, которые оканчиваются многочисленными лёгочными пузырьками. Каждый лёгочный пузырёк оплетён сетью кровеносных сосудов. Из лёгочного пузырька кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воздух. После накопления углекислого газа в лёгочном пузырьке происходит выдох. Ячеистое строение лёгких позволяет увеличить их внутреннюю поверхность во много раз.
Ответ спикера по плану:
- Тип дыхания.
- Для каких организмов характерно.
- Как происходит процесс дыхания?
Дополнительная информация:
Один из самых распространённых пороков человека – курение табака. Табачный дым содержит около 400 чрезвычайно вредных для организма веществ (никотин, синильная кислота, сажа, дёготь и др.) При курении эти вещества оседают на оболочках лёгочных пузырьков, вызывая мучительный кашель. Лёгкие курильщика теряют эластичность, становятся малорастяжимыми, в результате чего снабжение организма кислородом уменьшается. Работоспособность и общее самочувствие резко ухудшаются. Курящие люди значительно чаще заболевают хроническим бронхитом, раком лёгких и астмой.
Пятая микрогруппа получает информационный лист 5 и наглядное пособие (Рисунок 5).
Информационный лист 5
Тип дыхания: кожное.
Организмы: земноводные (саламандры, лягушки …)
Механизм дыхания:
Лёгкие земноводных развиты слабо, поэтому
дополнительный газообмен осуществляется через
влажную кожу. В тонкой коже земноводных много
желёз, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на
поверхности кожи создаётся жидкостная плёнка, в
которой растворяется атмосферный кислород и,
благодаря чему, возможно дыхание через кожу.
Особое значение кожное дыхание имеет в то время,
когда земноводные долго находятся в воде (зимняя
спячка, длительное пребывание в воде в случае
опасности). Лёгочное и кожное дыхание у
земноводных развито не одинаково. У тех из них,
кто большую часть жизни проводит в воде, слабее
развиты лёгкие, а лучше – кожное дыхание. У
земноводных, живущих вдали от водоёмов, более
развиты лёгкие и менее – кожное дыхание.
Ответ спикера по плану:
- Тип дыхания.
- Для каких организмов характерно.
- Как происходит процесс дыхания?
Дополнительная информация:
Дышит кожей и человек: у него на долю кожного дыхания приходится около 1 – 2% от его общего объёма. Кислород воздуха проникает через поры кожи. Поэтому рекомендуется носить одежду из натуральных тканей, чтобы не затруднять этот процесс (хлапчатобумажные, льняные, шерстяные ткани)
Через 5–7 минут начинается защита
групповой работы.
Информацию докладывает спикер группы по плану,
используя наглядное пособие. Второй ученик у
доски записывает данные в таблицу, (учащиеся
также заполняют таблицу в тетрадях, начиная, тем
самым оформлять опорный конспект темы) Третий
ученик предлагает дополнительную информацию,
которая также находится в информационном листе.
После защиты групповой работы на доске и в
тетрадях появляется опорный конспект темы.
Таблица: Дыхание у животных
Тип дыхания |
Органы дахания |
Организмы, для которых это характерно |
1. Клеточное | Вся поверхность тела | Одноклеточные, кишечнополостные, некоторые черви |
2. Трахейное | Дыхальца, трахеи | Насекомые |
3. Жаберное | Жабры | Рыбы, ракообразные, моллюски |
4. Лёгочное | Лёгкие | Наземные позвоночные животные |
5. Кожное |
Кожа | Земноводные |
III. Валеологическая разминка
Расслабление мышц кистей рук;
упражнение на дыхание;
гимнастика для глаз.
IV. Закрепление изученного материала
1. После заполнения таблицы дети ещё раз называют типы дыхания, органы дыхания и организмы, для которых это характерно. (не более 1 мин.)
2. Выполнение тестового задания (карточки с заданием раздаются каждому ученику).
Тема: “Дыхание у животных”
1. Для одноклеточных организмов характерно дыхание:
а) клеточное;
б) трахейное;
в) кожное.
2. Органы дыхания рыб:
а) лёгкие;
б) жабры;
в) трахеи.
3. Для майского жука характерно дыхание:
а) клеточное;
б) кожное;
в) трахейное.
4. Большинство наземных животных дышит при помощи:
а) трахей;
б) жабер;
в) лёгких.
5. У лягушки в дыхании принимает участие:
а) кожа и лёгкие;
б) только кожа;
в) только лёгкие.
6. Жаберное дыхание характерно для:
а) рыб;
б) птиц;
в) насекомых.
7. Лёгочное дыхание характерно для:
а) одноклеточных организмов;
б) зверей;
в) насекомых
После выполнения теста индивидуально, ребята обмениваются работами и производят взаимопроверку по ключу ответов, представленных на доске: 1а, 2б, 3в, 4в, 5а, 6а, 7б.
Критерии оценок:
- 1 ошибка – оценка “4”;
- 2–3 ошибки – оценка “3”;
- 4 и более – оценка “2”.
Выставляют друг другу оценки и сдают работы учителю.
V. Итог урока
– Ребята, что мы узнали сегодня на уроке?
– Значение дыхания для живых организмов, особенности дыхательных систем у разных животных.
– А кто скажет, что же такое дыхание?
– Дыхание – процесс поглощения кослорода и выделения углекислого газа и воды, а также энергии, обеспечивающей жизнедеятельность организма.
– Каждый из вас за выполнение тестового задания получил оценку. Также за работу на уроке оценки получают ... (оцениваются наиболее активные ребята).
VI. Задание на дом:
- традиционное: по учебнику: стр.68 – 73;
- творческое: нарисовать живых организмов с разными типами дыхания.
Если позволяет время можно провести работу по развитию слуховой и зрительной памяти.
видел трахеи |
слышал насекомые |
Слова из столбика “видел” учащиеся читают с доски, другие слова слышат от учителя. И те, и другие слова они записывают по памяти в два столбика в тетради.
VII. Эмоционально окрашенный финал урока
– Этот урок я хотел бы завершить словами известного поэта:
Нам в этом мире многое дано:
Расти, искать и ошибаться,
Но, главное, дано дышать,
Любить, найти и не сдаваться!
Литература
- Сонин Н. И. Биология. Живой организм 6 класс. – М.: Дрофа, 2000
- Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков 6 класс. – С-Пт.: Паритет, 2001
- Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник. – М.: Дрофа, 1999