Цели урока:
- учить классификации животных на группы;
- отрабатывать умения безошибочно распределять животных на диких и домашних;
- закреплять знания о живой и неживой природе;
- расширять словарный запас учащихся;
- развивать речь, память, логическое мышление;
- содействовать воспитанию любви к животным, бережного отношения к природе.
Оборудование:
- тесты “Живая и неживая природа”;
- тесты “Дикие и домашние животные”;
- рабочие тетради учащихся;
- таблички с названиями животных;
- кроссворд “Домашние животные”;
- иллюстрации домашних и диких животных;
- выставка детских книг о животных.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Тестирование “Живая и неживая природа”.
– Какой пункт лишний?
1. Солнце, погода, насекомые, песок, кувшин.
2. Дождь, глина, одуванчик, лёд, облако.
3. Медведь, волк, стрекоза, снег, человек.
4. Пароход, карандаш, пшеница, самолёт, пальто.
5. Глина – кирпич, сталь – ножницы, резина – мяч, вода – стакан.
Ответы учащиеся записывают в тетрадях. После окончания теста – взаимопроверка. Выставление оценок.
III. Подготовительная работа к изучению нового материала
– Внимательно посмотрите на нашу выставку. Что больше всего понравилось в ней?
– Какие книги, журналы или учебники принесли вы? Чем они заинтересовали вас? Кратко расскажите.
– Отгадайте загадки и попробуйте определить тему нашего урока.
Часть загадок загадывают подготовленные дети, часть – учитель. Работа проводится в виде соревнований.
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)Он в берлоге спит зимою под большущею сосною,
А когда придёт весна, просыпается от сна. (Медведь)Сделал дыру, вырыл нору.
Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)Маленький рост, длинный хвост,
Серенькая шубка, остренькие зубки. (Мышь)По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, да не лисица. (Белка)Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)Он в своей лесной палате
Носит пёстренький халатик,
Он деревья лечит, постучит – и легче. (Дятел)Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц)С хозяином дружит, домик сторожит,
Живёт под крылечком, и хвостик колечком. (Собака)Вместо хвостика – крючок, вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый, а крючок вертлявый. (Свинья)С бородою, а не старик; с рогами, а не бык;
Доят, а не корова; с пухом, а не птица;
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Коза)Я не будильник, но бужу,
Я с бородой и в шпорах.
С большою важностью хожу
И вспыльчив, словно порох. (Петух)Рыжий молокозавод день жуёт и ночь жуёт.
Ведь траву не так легко переделать в молоко. (Корова)Сер, да не волк, длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (Осёл)Очень много силы в нём; ростом он почти что с дом.
У него огромный нос, будто нос лет тыщу рос. (Слон)Домовитая хозяйка полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела)Надо мной она кружит, надо мной она жужжит.
Ну и приставуха эта цокотуха. (Муха)
– О ком были все эти загадки? Каким одним словом можно объединить все отгадки? (Животные)
– На какие две группы можно разделить всех перечисленных животных? (Дикие и домашние)
– Определите тему нашего урока.
(Ответы детей)
Физминутка
Стоит в лесу избушка. | Дети смыкают руки над головой “домиком” |
А в ней живёт Петрушка. | Большой палец правой руки к носу, а левый – к мизинцу правой. |
К нему идёт зверюшка | Дети шагают на месте. |
Попрыгать – поиграть. | Дети подпрыгивают три раза и поворачивают корпус вправо и влево |
Олени, | Дети изображают рога. |
Носороги, | Кулачки к носу. |
Медведи из берлоги | Дети переваливаются, изображая медведей. |
Приходят друг за дружкой | Дети шагают на месте. |
Попрыгать – поиграть. | Повторяют прыжки и повороты. |
Косули и еноты, | Руками показывают рога, сгибают руки в локтях, опустив кисти |
Ежи | Дети растопыривают пальцы, показывая иголки. |
И бегемоты | Округлив руки перед собой, изображают толщину. |
Идут после охоты Попрыгать – поиграть. |
Повторяют прыжки и повороты. |
Малиновка, овсянка, | Дети машут руками, изображая крылья |
Живая обезьянка | Изображают пляшущую обезьянку. |
У всех одно и то же: Попрыгать – поиграть. |
Повторяют прыжки и повороты. |
IV. Изучение новой темы
– Каких животных мы называем домашними, а каких – дикими? Почему?
Выслушиваем все мнения детей, приходим к единому, правильному.
Сообщения подготовленных детей о домашних животных
В ходе сообщений находим на столах иллюстрации данных животных, рассматриваем их.
1 ученик:
Свиньи
По своим нравам, по характеру, по
неразборчивости в пище домашние свиньи очень
походят на диких. У них слабое зрение, но острый
слух и чуткое обоняние.
Свиньи прекрасно ориентируются даже на
незнакомой местности. Раньше рыбаки
использовали эту её способность. Свинью брали с
собой в лодку, и если возвращались домой в
туманную погоду, выпускали животное за борт.
Свинья безошибочно плыла к берегу, а рыбаки за
ней.
2 ученик:
Верблюд
Верблюд может обходиться без питьевой воды от 8 до 12 дней, иногда даже больше. Это животное может пить не только пресную, но и солёную воду, непригодную для других животных. На водопое залпом верблюд может выпить 60 – 100 литров. Рассердившись, верблюд “плюёт” в обидчика густой и липкой слюной. Напившись, он может окатить водой с ног до головы, как из ведра. Поэтому дразнить верблюда не нужно, а подходить к нему следует осторожно, сбоку. Живут верблюды до 30 – 35 лет.
3 ученик:
Кролик
Одного кролика можно держать в квартире, только ему будет скучно. Кролики очень чистоплотны, и при хорошем уходе запаха и грязи от зверька не будет. Кролик – животное очень подвижное и любознательное. Всякий предмет ему нужно не просто обнюхать, но и попробовать на зуб. Поэтому всё – одежду, обувь, книги, висячие провода и бытовую химию – придётся убирать подальше. Мебель обычно зверьки не трогают, а вот обои приходятся им по вкусу. К ободранным по всей комнате обоям нужно быть готовыми. Чтобы кролик не грыз лишнего, ему нужно давать побольше деревянных чурочек и веточек. А вообще – кролик очень хороший товарищ, ласковый и общительный.
4 ученик:
Индейка
Индюки приносят очень большую пользу. В огороде они клюют колорадского жука, которого не едят другие птицы; щиплют мокрицу между грядками и с удовольствием едят другие сорняки. При этом птицы ничего вокруг не портят – не роют землю, не топчут растений. Правда, они не равнодушны к капусте. В саду индюки с удовольствием клюют падалицу яблок, груши и сливы. Но больше всего они любят топинамбур, или “земляную грушу”. Индейкам по вкусу не только его листья, но и клубни. Индюк – очень драчливая птица. Замечено, чем ярче окрашен самец, тем он драчливее. Во время драки индюки принимают угрожающие позы – взъерошивают перья, наливают кровью “серёжки”. Среди индюков принято лежачего не бить, поэтому тот, кто лёг на землю, вытянув шею, считает себя спасённым от дальнейшей расправы. Зло шипя, противник ходит вокруг да около, но снова напасть не решается.
5 ученик:
Слоны
Слоны издавна считаются надёжными помощниками человека. Они послушны, кротки и терпеливы. В Индии и странах Азии слоны выполняют работу подъёмного крана, трактора, средства передвижения, а некоторые слоны даже ухаживают за маленькими детьми, исполняя роль заботливой няньки. Слоны пашут, собирают фрукты и хворост для костра, перевозят на себе людей. На лесопильнях таскают брёвна, подают их под пилы, штабелями укладывают распиленные доски. В общем, без прирученного слона не обходится ни одна работа.
6 ученик:
Страусы
Страусов разводят на специальных фермах. Получают от страусов яйца, массой полтора – два килограмма каждое, и мясо. Но больше всего ценятся страусиные перья. Самые красивые используются в качестве украшений, а из более дешёвых делают метёлки для смахивания пыли.
7 ученик:
Лошади
60 миллионов лет назад жила на земле первобытная лошадь – гиракотерий – существо ростом с небольшую собаку. Табуны диких лошадей населяли степи Земли. Теперь почти все дикие лошади вымерли. Остался только один вид – лошадь Пржевальского, но её можно встретить лишь в зоопарках мира. Одомашнена лошадь была не менее 6 тысяч лет назад. В настоящее время насчитывается более 100 различных пород. Это и скакуны, и тяжеловозы, и декоративные лошадки – пони. В последние десятилетия в разведении возникло увлечение мини-пони. Отдельные представители этих пород достигают в высоту всего 38 см и, стоя под брюхом у дога, едва достают кончиками ушей до тела огромной собаки.
Проведение словарной работы
Гиракотерий (первобытная лошадь).
Лошадь Пржевальского.
Объяснения непонятных слов (топинамбур, обоняние, лесопильня, штабель)
Работа с альбомами различных животных
V. Закрепление изученного материала
Классификация животных
Класс делится на группы, каждой группе предлагаются карточки с названиями животных.
– Распределите животных в два столбика: домашние и дикие.
косуля | лиса | свинья | кролик |
медведь | рысь | страус | слон |
тигр | бобр | пчела | верблюд |
лось | крот | пудель | индюк |
олень | лошадь | котёнок | овца |
оса | собака | корова | теленок |
VI. Итог урока
– На какие две группы мы сегодня научились
распределять животных?
– Почему одних животных мы называем домашними, а
других – дикими? Докажите.
– Могут ли дикие животные стать домашними, а
домашние – дикими? Докажите.
Тест “Дикие и домашние животные” (ответы – устно)
Какое слово лишнее?
1. Курица, свинья, верблюд, таракан, утёнок.
2. Курица, утка, гусь, воробей, индюк.
3. Лошадь Пржевальского, гиракотерий, динозавр, человек.
4. Топинамбур, волк, овца, слон, страус.
VII. Домашнее задание
Ответить на вопросы кроссворда, по желанию – оформить рисунками. Индивидуальные задания-сообщения к следующему уроку.