Цели урока:
- Познакомить студентов с познавательным процессом “память”, дать его общую характеристику;
- Раскрыть физиологический механизм этого процесса, определить и дать характеристику основным видам памяти человека;
- Познакомить с основными процессами памяти и условиями успешного запоминания и воспроизведения материала, с психодиагностиками процесса памяти.
- Развивать у студентов общее представление о познавательной деятельности человека, ее связи с высшей нервной деятельностью, воспитывать интерес к изучаемым дисциплинам.
Оборудование:
1) Таблица “Головной мозг”,
2) Индивидуальные карточки на каждого студента:
а) схема головного мозга,
б) опорная карта урока по видам памяти,
в) индивидуальные карточки с тестовыми заданиями.
Словарь урока: память, гипоталамус, лимбическая система, образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая, кратковременная, долговременная, механическая, смысловая память, запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение, припоминание, психоактивные вещества.
Для изучения данной темы рекомендуется следующий план:
1. Общая характеристика памяти. Роль памяти в психической жизни человека.
2. Физиологический механизм памяти.
3. Виды памяти:
a) от волевой регуляции;
b) от объекта запоминания;
c) от длительности сохранения;
d) от способа запоминания;
4. Основные процессы памяти.
5. Условия успешного запоминания.
6. Психодиагностика видов и процессов памяти.
Студенты по ходу урока заполняют опорную карту по вышеуказанному плану.
Содержание изучаемого на уроке материала.
1. Память – основа психической деятельности человека, без нее человек не может ориентироваться в окружающей действительности, без нее невозможны ощущения и восприятие, через память закрепляется наш прошлый опыт, знания, умения и навыки.
Память – это отражение прошлого опыта человека, проявляющегося в запоминании, сохранении и воспроизведении того, что он делал, чувствовал, воспринимал. Все, чем человек овладел в жизни, он обязан памяти - это его знания, умения и навыки, без нее невозможно овладение ни одним видом деятельности. Человек лучше запоминает то, что имеет для него особое значение, что связано с его деятельностью, интересами, потребностями.
На запоминание оказывает большое влияние эмоциональное отношение к запоминаемому материалу, с положительными эмоциями материал запоминается лучше. Запоминание зависит от развития волевых качеств человека, слабовольные люди запоминают плохо, поверхностно. Таким образом, память связана с особенностями личности, ее направленностью, память обладает свойством избирательности, т.е. человек запоминает не все, а то что связано с его деятельностью, потребностями и интересами.
2. Физиологический механизм памяти. (Одновременно с рассказом педагога студенты делают обозначения на схеме головного мозга тех его частей, которые отвечают за процессы памяти).
Важнейшим свойством нервной системы является способность накапливать, хранить и воспроизводить поступающую информацию. Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и случайно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию.
Так древние греки считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске. В связи с развитием науки анатомии, молекулярной биологии, генетики появились современные представления о механизме памяти.
Память – это результат сложного динамического взаимодействия различных структур мозга. (Студентам предлагается обозначить на раздаточных карточках с изображением головного мозга в разрезе те структуры мозга, которые участвуют в формировании памяти).
Это таламус, лимбическая система и различные области коры: височная доля, лобная доля, теменная доля. Лимбическая система – это сложное сетчатое образование из ядер промежуточного мозга, поясной извилины и гиппокампа.
Механизм памяти заключается в том, что при получении нервных импульсов от раздражителя в коре головного мозга образуются кольцевые структуры из нервных клеток, по которым многократно проходят эти нервные импульсы. Замкнутые цепи в основном создаются нейронами III и IV слоев коры. Это биохимический процесс, так как появляются стойкие изменения на синаптическом и клеточном уровнях. Известно, что в клетках коры и подкорковых образованиях нервные импульсы стимулируют выработку РНК, что, в свою очередь, предопределяет синтез нового белка, высокочувствительного к уже знакомым импульсам.
Поэтому знакомые импульсы легче возбуждают клетку и таким образом событие фиксируется в мозге.
3. Виды памяти.
а). Непроизвольное и произвольное запоминание возникает от степени волевого усилия. Непроизвольное запоминание возникает без цели, без волевого усилия, без применения специальных приемов. Например: увидел что-то яркое, новое, необычное и оно запоминается непроизвольно. Произвольное запоминание: человек ставит перед собой цель, прикладывает волевое усилие. На этом виде памяти строится вся учебная деятельность.
б). Виды памяти возникают в зависимости от запоминаемого объекта: предмет, движения, чувства или мысли и выделяют 4 вида памяти: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.
1) Образная - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов предметов и явлений ранее воспринимавшихся.
Этот вид памяти различают по анализаторам и выделяют слуховую, зрительную, осязательную, вкусовую и обонятельную память. Например: слуховая – запоминаем мелодии песен, голос знакомых; зрительная – представляем образ знакомых, любой ранее воспринимаемый предмет: дерево, яблоко; обонятельная – запоминаем запах фруктов, духов; осязательная - мягкий, твердый, колючий, гладкий и т.д.; вкусовая - запоминаем вкус фруктов, овощей.
2) Двигательная память – это запоминание и воспроизведение движений и их систем. Любое движение: танцы, спорт, любая деятельность – все это примеры двигательной памяти. Все люди обладают двигательной памятью, но развита она по-разному. Ее развитие зависит от тренировки, упражнений, от физических особенностей организма. Двигательная память развивается у ребенка с первых месяцев.
3) Эмоциональная память - это память на чувства человека. Пережитые чувства не исчезают бесследно, а при определенных условиях воспроизводятся – человек радуется или огорчается вспомнив что-то. Эмоциональная память лежит в основе воспитания нравственных и моральных черт. Эта память помогает регулировать поведение в зависимости от пережитых чувств.
Например: человек испытывает радость при совершении хорошего поступка, поэтому стремится к положительным поступкам и воздерживается от отрицательных.
4) Словесно-логическая память - эта память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий в словесной формулировке. Эта память тесно связана с мышлением, с развитием речи и является основой учебной деятельности. Усвоение знаний по различным наукам идет за счет словесно-логической памяти.
Все эти виды памяти тесно между собой взаимосвязаны и никогда не возникают изолировано. Например: пишем - участвуют образная память, двигательная, словесно-логическая; учим танец – двигательная, образная.
в). От длительности сохранения выделяются кратковременная и долговременная память. Кратковременная память – это память на только что состоявшееся событие. За счет этого вида памяти информация удерживается в мозговых структурах в пределах 0,5 часа. При необходимости она либо переходит в долговременную память, либо события забываются. Точно установлено, что этот вид памяти связан с работой гиппокампа.
Долговременная память является основным видом памяти человека, благодаря которой он может существовать как индивидум. Она образуется из кратковременной памяти в результате многократного прохождения импульсов по кольцевым структурам нейронов лимбической системы. Долговременная память является основой условно рефлекторной деятельности человека. В этой памяти хранятся все образы, события, знания, умения, навыки. В настоящее время механизм долговременной памяти пока до конца не изучен.
Особый вид памяти – оперативная. Это запоминание каких-то сведений на время. Например: формулу для решения задачи, расписания уроков на полугодие, день, неделю.
г). От способа запоминания выделяется механическая и смысловая память.
Механическое запоминание – это последовательное заучивание отдельных частей материала без опоры на смысловую связь между ними.
Смысловое запоминание основано на понимании смысла, осознании внутренней логической связи как между частями запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними знаниями.
4. Процессы памяти.
В определении памяти перечислены ее основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение.
1. Запоминание.
Запоминание – закрепление образов и представлений, которые возникали в прошлом опыте.
Протекает запоминание в 2-х формах:
а) непроизвольное – зависит от чувств, интересов, потребностей, деятельности и физического состояния человека.
б) произвольное запоминание – зависит от его организации, интересов человека, волевого усилия, специальных приемов.
Этот вид запоминания может осуществляться механически и осмыслено.
Механическое запоминание – целенаправленное заучивание текста (стихи, правило, теорема).
Осмысленное запоминание – запоминание осуществляется на понимании смысла и логических связей.
2. Сохранение.
Сохранение – удержание в памяти образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений.
Сохранение зависит от деятельности человека, его потребностей, интересов, от повторения материала.
Забывание – угасание, выпадение из памяти образов и представлений ранее воспринимавшихся предметов. Забывается то, что не связано с деятельностью, потребностями, интересами, что не повторяется.
3. Воспроизведение.
Воспроизведение – это процесс оживления образов и представлений ранее воспринимавшихся предметов и явлений (без повторного восприятия).
Может протекать в форме:
а) узнавание;
б) припоминание.
5. Условия успешного запоминания.
1. Наличие установки на запоминание – на длительное запоминание, а не просто прочитать материал.
2. Активность мыслительной деятельности:
а) разбить материал на части;
б) выделить основные опорные пункты, героев, события, даты, правила, законы и т.д.
в) составить план.
3. Организация запоминания:
а) учить менее сходный материал;
б) сначала учить более трудный материал;
в) включать все виды памяти;
г) учить вслух;
д) лучше пересказывать, а не читать;
е) регулярно повторять.
4. Форма преподнесения и содержание материала:
а) интересный, доступный, подкрепляется примерами;
б) использование наглядности, ауди-, видеоматериалов.
5. Организация повторений:
а) прочитал – перескажи сразу;
б) перескажи через несколько часов;
в) перескажи через несколько дней.
6. Использование мнемических приемов запоминания – приемов, помогающих и облегчающих запоминание (сопоставление, сравнение).
7. Хорошее самочувствие и здоровье.
8. Ведение здорового образа жизни:
а) отсутствие вредных привычек;
б) достаточный сон;
в) хорошее питание.
9. Наследственные типологические особенности ВНД.
После изучения данной темы рекомендуется посмотреть фрагмент фильма “Загадки человеческого тела” об индивидуальных особенностях памяти у человека.
Для закрепления изученного материала предлагаем выполнение тестовых заданий и практических работ.
Тестовые задания для опроса по анатомии.
1. В лимбическую систему не входят ядра:
- больших полушарий
- промежуточного мозга
- продолговатого мозга
- среднего мозга
2. Гиппокамп – это:
- одна из извилин больших полушарий
- ядро среднего мозга
- ядро промежуточного мозга
- пучки ассоциативных нервных волокон
3. Промежуточный мозг находится:
- между продолговатым и средним мозгом
- под продолговатым мозгом
- за поясной извилиной
- над средним мозгом
4. В основе памяти лежит:
- синтез особого вида белка
- синтез РНК
- синтез ДНК
- синтез углеводов
5. Основой долговременной памяти является:
- многократное прохождение нервных импульсов по кольцевым структурам нейронов
- задержка нервных импульсов в лобной доле коры
- прохождение нервных импульсов через таламус к спинному мозгу
- нет нужного ответа
6. Раздражители из окружающей среды воспринимаются:
- зрительными буграми
- 3-4 слоями нейронов коры
- 5-6 слоями нейронов коры
- поверхность коры
7. Сложные структурные объединения ядер, включающие ядра больших полушарий, называются:
- ретикулярной формацией
- гипоталамусом
- лимбической системой
- мозолистым телом
8. Высшая нервная деятельность – это:
- работа ствола головного мозга
- работа всей центральной нервной системы
- работа коры и подкорковых ядер
- работа мозжечка
Тестовые задания для опроса по психологии.
1. Память – это …
2. Установите соответствие
Виды памяти
Двигательная Эмоциональная
Образная
Словесно- логическая
а) сохранение мыслей, выраженных словами; б) запоминание собственных движений;
в) вспоминаем музыкальный мотив;
г) человек вспоминает и переживает чувства;
д) образование навыков;
е) вспоминаем лицо человека.
3. Основание разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и логическую является:
а) ведущий анализатор
б) предмет отражения
в) активность субъекта
г) вид деятельности
4. Генетически первичной считается память:
а) двигательная
б) образная
в) эмоциональная
г) логическая
5. Высшим видом памяти считается память:
а) двигательная
б) образная
в) эмоциональная
г) логическая
6.Виды памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется:
а) механической
б) логической
в) эмоциональной
г) оперативной
7. Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, лица, цвет и т.п. – это память:
а) долговременная
б) образная
в) эмоциональная
г) оперативная
8. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства:
а) образная
б) феноменальная
в) эмоциональная
г) словесно-логическая
Практическая работа.
Тема: выявление объема кратковременной памяти.
Цель: определить объем кратковременной памяти.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: лист бумаги с подготовленным тестом из 25 слов, часы.
Ход работы.
В течении 1 минуты внимательно прочитайте предложенный тест, затем отложите и закройте его. В течение 5 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить в любом порядке.
Форма отчетности.
Подсчитайте число написанных слов (проверьте, нет ли ошибок), за каждое слово начислите себе 1 балл.
Оценка полученных результатов.
По сумме баллов определите, к какой категории относится объем вашей памяти.
Возможные слова для теста: сено, ключ, самолет, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолет.
Определение характеристик объема памяти.
Число баллов | Характеристика памяти |
6 и меньше | Объем памяти низкий. Желательно регулярно выполнять упражнения по тренировке памяти. При необходимости посоветуйтесь с врачом или психологом. |
7 – 12 | Объем памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания может быть неумение сосредоточиться. |
13 – 17 | Объем памяти хороший. |
18 – 21 | Объем кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей. |
Свыше 22 | Ваша память феноменальна. |