Цели урока:
- закрепить и расширить знания по биологии и по данной теме;
- научить видеть красоту окружающего мира, любить природу;
- развивать внимание, сообразительность, умение работать в коллективе.
Подготовка к уроку:
- две команды участников с названием грибов,
- таблички с изображением грибов участников спектакля, если не все учащиеся вошли в команды, то они отгадывают загадки, пока команды выполняют задания.
Ведущий: Верите ли вы, что грибы – одни из самых загадочных обитателей Земли?
“Нет! - скажут многие. – Что же в них такого загадочного? Главное – уметь отличать съедобный от несъедобного. Броди себе по лесу, собирай белые, лисички, подберезовики, а мухоморы и поганки стороной обходи”. Скажут так – и проиграют.
Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись в древности индейцы-ацтеки.
Да и само появление грибов после дождя человек считал сверхъестественным. В их божественное происхождение верили древние греки и римляне, китайцы и индусы. Древнегреческий историк Плутарх и древнеримский поэт Ювенал связывали рождение грибов с ударами молний. Многие народности были уверены, что грибы растут на местах, где во время дождя пляшут гномы и ведьмы.
Биологи разделили практически все живые существа, обитающие на нашей планете, на две большие группы: животных и растений. И… выделили грибы в отдельную группу. Причин много. По своему составу и калорийности грибы ближе к мясу, чем к овощам и фруктам. Вместо обычного для растений крахмала в них содержится гликоген – “животный крахмал”. Да и по типу обмена веществ грибы ближе к животным, чем к растениям. Однако у них нет ни мышц, ни нервов, они просто всасывают питательные вещества из окружающей среды точно так же, как это делают деревья и цветы…
Грибы и сейчас остаются для нас загадкой. Даже теорий об их происхождении известно как минимум три. Согласно одной грибы произошли от водорослей. Другая говорит об их происхождении от бактерий. И наконец, третья, которая пока считается основной. По этой теории животные, растения и грибы разделились между собой на уровне одной клетки, и дальнейшая эволюция каждого класс шла уже своим путем.
Что нужно для роста грибов? Богатая перегноем почва, влажность, умеренное тепло и тень. Сперва ножка растет быстрее шляпки, а под конец скорее развивается шляпка. Предел жизни гриба одна декада у некоторых на день больше.
После теплого дождя, в лунную летнюю ночь можно подглядеть в буквальном смысле слова лесную тайну, как растут грибы. До видимости над землей гриб развивается за три часа Еще несколько часов и грибы годятся для сбора в корзину.
Давайте и мы проникнем в грибное царство !
Ведущий:
Ой, что во бору за крик?
То надумал боровик
С армией грибною
На жуков идти войною.
Сокликал грибы он в рать -
В чисто поле воевать:
Боровик: Я царь грибной, боровик, под березкой сидючи, на все грибы глядючи, вздумал на войну идти. Приходите вы, волнушки, со березовой опушки.
Ведущий: Отказалися волнушки: Мы уж старые старушки, не пойдем на войну. Хорошо нам и в бору. Мы листочки собираем, поговорки составляем.
Боровик: Я, царь боровик, приказываю моим подданным на помощь прийти.
Задание № 1.
Выдаются половинки высказываний на листочках.
Составить из половинок целые правильные высказывания.
- Появились опенки – лето кончилось.
- Мы грузди – ребятушки дружные.
- Колосится рожь – начинают появляться белые.
- Полетел пух с осины – иди за подосиновиком.
- Зацвела сосна – появился масленок.
- Грибы-подснежники – это сморчки, строчки.
- Назвался груздем – полезай в кузов.
- Чем ядовитее гриб – тем красивее его шляпка.
- Не поклоняясь до земли – и гриба не подымешь.
- Всякий гриб в руки берут – да не всякий в кузов кладут.
За каждую правильно составленную поговорку – 2 очка.
Боровик: Приходите-ка, сморчки, вы еловые сучки.
Ведущий: Отказалися сморчки. Мы уж стары старички, не повинны на войну идти, вы нам лучше помогите, да задачу нам решите.
Задание № 2.
Решить задачу:
Шла из леса тетя Зина,
Сто грибов несла в корзине.
Подошел Лисичкин Колька:
-Тетя Зина, белых сколько?
-Сыроежек много было,
Я считала, но забыла.
Белых меньше в десять раз.
Это помню как сейчас.
Есть тут парочка маслят
И десяточек опят…
- Ну а белых, белых сколько?
- Вот не помню, да и только!
Кто подскажет тете Зине,
Сколько беленьких в корзине? (Восемь)
За правильно решенную задачу - 5 баллов.
Боровик: Приходите-ка, чернушки, вы болотные лягушки
Ведущий: Отказалися чернушки. У нас сильно болят ушки, не пойдем мы на войну, хорошо нам и в бору. Чтобы хворь нам излечить криптограмму надо решить.
Задание № 3.
Используя ключевые слова, надо отгадать криптограмму и прочитать народную примету.
Криптограмма “Народная примета”.
Ключевые слова
1, 2, 3, 4 – микроскопические нити, из которых формируется грибница и плодовое тело гриба.
5, 2, 6, 7, 8, 2, 9, 10 – грибная оболочка.
11, 2, 5, 12, 2, 7, 9 – взаимовыгодная форма совместного существования организмов.
10, 8, 7, 11, 11, 2 – микроскопические грибы шаровидной формы, разлагающие сахар на спирт и углекислый газ.
12, 13, 14, 2, 15, 2, 16, 16 – гриб, имеющий грибницу из ветвящихся ветвей, разделенных перегородками на отдельные клетки, споры которого расположены в мелких кисточках.
5, 17, 6, 7, 8 – плесневый гриб, размножающийся спорами, имеющий одноклеточную грибницу.
18, 2, 19, 2, 14 – вещество, входящее в состав не только оболочки грибов, но и в состав покрова насекомых.
12, 16, 7, 10, 7, 20, 7, 13, 19, 13, 16, 7 – наземная часть шляпочного гриба.
1 | 10 | 13 | 5 | 14 | 7 | 1 | 7 | 5 | 17 | 18 | 7 | 5 | 7 | 8 | 7 | 20 | , | ||||
19 | 10 | 5 | 5 | 14 | 7 | 1 | 7 | 12 | 13 | 16 | 4 | 18 | 1 | 8 | 2 | 12 | 7 | 20 |
(Гифы, микориза, симбиоз, дрожжи, пеницилл, мукор, хитин, плодовое тело (Где много мухоморов, там много белых грибов).
За правильно угаданную криптограмму 10 баллов.
Боровик: Приходите, рыжики, ко мне на войну.
Ведущий: Отказалися рыжики. Мы богатые мужики, не пойдем мы на войну. Хорошо нам и в бору. Мы решаем без оглядки головоломки- загадки.
Задание № 4.
Надо правильно воспользоваться ключом и прочитать зашифрованную в головоломках загадки.
1. У кого одна нога, да и то без сапога. (Гриб)
2. Зашел мужик в сосняк, нашел слизняк: бросить - жалко и съесть сыро. (Груздь).
5 баллов за каждую загадку.
Боровик: Позовите мухоморов!
Ведущий: Мухоморы ушли в горы, пятого лишнего искать и из ряда изгонять.
Задание № 5.
Среди пяти грибов надо найти лишний гриб и объяснить почему так считают.
1. Лисичка, подосиновик, мухомор, опенок, боровик.
(Лишний мухомор, так как он ядовитый гриб.)
2. Подберезовик, масленок, груздь, опенок, рыжик.
( Лишний опенок, так как он гриб-паразит по способу питания.)
3. Шампиньон, масленок, волнушка, сыроежка, белый
(Лишний шампиньон, так как он не образует микоризы.)
4. Сморчок, строчек, опенок, вешенка, трутовик.
(Лишний трутовик, так как это несъедобный гриб.)
5. Белый, рыжик, подберезовик, масленок, подосиновик.
(Лишний рыжик, так как это пластинчатый гриб, а остальные трубчатые.)
За правильно отгаданную лишнюю картинку – 2 балла.
Боровик: Позовите мне груздей!
Ведущий: Пришли грузди. Не хотим мы воевать, хотим ребусы решать.
Задание № 6.
За каждый правильно угаданный ребус можно заработать 3 балла.
(1. Подосиновик; 2. Лисичка; 3. Подберезовик; 4. Мухомор.)
Боровик: Выходите вы поганки.
Ведущий: Вышли поганки глазами косят и так говорят: “Мы , бледные поганки, родом иностранки – куда ж нам на эту войну? Мы тоже никак не можем, а с вопросами поможем.
Задание № 7.
Ответить на вопросы, за правильный ответ – 1 балл.
1. Назовите у грибов признаки растений. (Неподвижность, неограниченный верхушечный рост, способность к синтезу витаминов, всасывание воды.)
2. Назовите у грибов признаки животных. (Гетеротрофный тип питания, наличие хитина в клеточных стенках, гликоген.)
3. Необходим ли грибам солнечный свет? Почему? (Нет, так как они не осуществляют фотосинтеза.)
4. Содержат ли грибные нити, гифы, хлорофилловые зерна? (Нет.)
5. Почему плодовые тела грибов находятся над поверхностью почвы? (Это способствует рассеиванию спор. Которые развиваются на нижней стороне шляпки в трубочках или пластинках. Споры рассыпаются и переносятся ветром.)
6. Почему к старости шляпки грибов распрямляются и края приподнимаются вверх? (Для лучшего рассеивания спор.)
7. Почему при кулинарной обработке объем грибов резко уменьшается? (Грибы состоят из воды более чем на 90%.)
8. Как делятся грибы по способу питания? (Сапрофиты, паразиты и хищники.)
9. Как размножаются грибы? (Спорами и грибницей.)
10. Император Клавдий, французский король Карл VI, папа римский Климент VII. Что объединяет эти имена? (Их всех отравили грибами.)
Боровик: Ох, устал я, на отбой и уж с армию грибной не хочу идти войной.