Биология
-
Конференция родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни" 2006
В нашей школе проходила "Неделя профилактики алкоголизма и курения среди учащихся школы". Так как биология – это тот предмет, на котором у учащихся формируется понятие о здоровом образе жизни, то проведение мероприятий было поручено учителям естественно-научного цикла. В статье приводится программа Недели, а также сценарий итоговой конференции для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни".
-
Урок-путешествие на тему: "Путешествие в город Лист" 2006
Умение работать с микроскопом – одно из важнейших условий обучения биологии. Но как научить детей видеть в изучаемом объекте не просто груду клеток? Как незаметно вовлечь их в исследовательскую деятельность и развить ощущения первооткрывателя? А просто надо вспомнить, что перед тобой дети, подростки. В их душах заложена страсть к путешествиям. Поэтому на уроках биологии мы часто путешествуем. Таким уроком является "Путешествие в город Лист".
-
Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и жизни человека 2006
В своей статье я предлагаю один из вариантов проведения урока в общеобразовательной школе. Очень велико значение данной темы в формировании знаний об эволюции растительного мира, кроме того, вопросы, раскрываемые на данном уроке, имеют личную значимость для каждого учащегося. Разнообразные методы и приемы организации учебной деятельности учащихся, используемые на данном уроке, способствуют поддержанию высокого познавательного интереса, учащиеся осмысливают материал и остаются активными участниками учебного процесса на протяжении всего урока.
-
Тема урока: "Состав и функции крови" 2006
Данный урок "Состав и функции крови" является уроком изучения нового материала. В процессе изучения разбираются основные, базовые понятия, которые будут использованы на следующих уроках при более глубоком изучении темы "Кровь. Кровеносная система".
-
План-конспект урока биологии на тему: "Возникновение жизни на Земле" 2006
На изучение темы "Возникновение жизни на Земле" часто остается мало времени. Предлагаемый урок достаточно раскрывает данную тему за один учебный час. Задача урока – восстановить в памяти учащихся основные свойства живых существ, уровни организации живой природы, раскрыть сущность понятий "жизнь", "живые существа", кратко осветить основные гипотезы возникновения жизни, когда-либо выдвигавшиеся учеными. На разных этапах урока используются разные методы обучения. Для кого-то будет интересной и сама форма составления конспекта.
-
Интеграция на уроках биологии 2006
На проведенном уроке по теме "Общая характеристика млекопитающих" используются межпредметные связи (биология - музыка), расширяются представления учащихся об основных характеристиках млекопитающих, показываются сходные принципы и подходы к классификации объектов живой и неживой природы, учащиеся учатся работать с таблицами и кластерами. На уроке используется работа в парах и малых группах. Подобный интегрированный урок способствует более глубокому усвоению учащимися учебного материала.
-
Девственные леса Коми 2006
Урок способствует формированию ответственного отношения к природе, актуализации экологического мировоззрения детей на примере элементов природы родного края.
-
Урок ознакомления с окружающим миром "Школа 2100" по теме: "Связь живого и неживого". 1-й класс 2006
Данный урок дает представление о круговороте веществ и экологическом равновесии, связывающих все живое и неживое. На уроке дети учатся работать в микрогруппах.
-
Урок биологии в 6-м классе по теме: "Здравствуй, Ботаника!" 2006
Урок разработан к учебнику Пономаревой И.Н. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6-й класс. Для организации урока используются компьютерная презентация Power Point, загадки, стихотворения, кроссворд и др. Урок проводится в игровой форме.
-
Опыт построения системы биологического образования при реализации компетентностного подхода 2006
Внедрение компетентностного подхода является одним из способов решения проблем общего образования в целом и по такому школьному предмету, как биология, в частности. В статье в общем виде раскрывается опыт изменения целей данного предмета в школьном образовании при переходе на компетентностную модель. Рассматриваются принципы и логика организации материала, подлежащего освоению, а также построение процесса обучения через систему применяемых учителем технологий и методов.
-
Урок обобщения и закрепления знаний по курсу "Животные". Тема: "Эти забавные животные" 2006
Урок обобщения и закрепления знаний по курсу "Животные". Материал может использоваться на уроках экологии. Позволяет проверить уровень сформированности у учащихся умений анализировать, выявлять закономерности, обосновывать особенности строения организма в связи с типом питания и средой обитания, делать выводы. Развивает у учащихся интерес к предмету.
-
Программа элективного курса по биологии на тему: "Решение задач по генетике" для учащихся 10–11-х классов 2006
Развивать интерес к предмету, а также показать практическую значимость общей биологии для различных отраслей производства, селекции, медицины.
-
Внеклассное мероприятие по экологии. Устный журнал — Зеленая жемчужина 2006
Несметные богатства леса служат человеку. Леса оздоровляют воздух, сохраняют посевы, берегут животный мир. Лес дает самое необходимое: пищу, одежду, топливо. Тысячи всевозможных вещей добывают из древесины. Данный материал можно использовать для проведения таких мероприятий, как акция "Живая ель", день работника леса; уроков на темы "Углеводы", "Топливо", "Царство растений", "Витамины", "Жизненные формы растений", "Волокна", "Лесное хозяйство", классных часов.
-
Обобщение и систематизация учебного материала в ходе изучения нового на уроках биологии 2006
Учитывая, что изучение темы растянуто во времени и отдельные уроки для повторения отсутствуют, автор предлагает обобщать и систематизировать материал в ходе изучения нового, концентрируя содержание урока вокруг ведущих понятий биологии. Представлен ряд схем и таблиц с описанием методики работы с ними, варианты оформления экспозиции кабинета и творческих работ учащихся.
-
Нестандартный урок по теме: "Животные в нашей жизни. Четвероногие друзья человека" 2006
Основные цели урока – раскрыть разнообразные взаимоотношения человека и собаки; заострить внимание на ответственности человека за прирученных животных; продолжать формирование бережного отношения учащихся к живой природе.
-
Развитие органического мира в архейской, протерозойской, палеозойской эрах 2006
Запомнить последовательность этапов развития органического мира; усвоить основные ароморфозы в архее, протерозое и палеозое. В своей работе уделяю большое внимание актуализации познавательной деятельности учащихся. Для этого применяю различные методы обучения: словесный, наглядный, практический, работу с дополнительной литературой.
-
Интегрированный урок биологии и информатики по теме: "Взаимосвязь дыхания и кровообращения. Заболевание органов дыхания, их предупреждение" 2006
В данной теме рассматриваются вопросы профилактики заболеваний органов дыхания, влияние вредных привычек на организм подростков, их здоровье и развитие, рассматриваются социально-биологические причины возникновения заболеваний органов дыхательной и кровеносной систем. Урок разработан с использованием модульной технологии и применением информационных технологий.
-
Педагогическая мастерская "Жизнь до рождения" 2006
Медико-воспитательная работа по проблеме полового воспитания подростков.
-
Использование программ виртуальной школы "Кирилл и Мефодий" на уроках биологии в 6-м классе 2006
В статье представлен опыт работы учителей МОУ гимназии № 13 г. Красноярска по использованию программы "Кирилла и Мефодия" по биологии 6–7-го класса. Говорится о достоинствах этого программного продукта, целесообразности проведения уроков с целым классом в оборудованном кабинете информатики, использовании информационных технологий учителем биологии. Представлен конспект урока по теме "Размножение грибов" с инструктивными карточками для самостоятельной работы на компьютере и с микроскопом.
-
Тема урока по теме: "Дыхание растений" 2006
Урок биологии знакомит учащихся с органами дыхания растений и животных. На уроке демонстрируются опыты.
-
Урок по теме: "Типы развития насекомых" 2006
Данная разработка предлагает проведение стандартного урока по теме "Типы развития насекомых". На уроке используются элементы проблемного обучения.
-
Урок по биологии на тему: "Гигиена нервной системы" 2006
Ознакомить учащихся с такими понятиями как невроз, стресс, депрессия. Предложены пути выхода из психологического кризиса, затрагивается проблема суицида.
-
Тема урока: "Генетика человека" 2006
Урок по теме "Генетика человека" посвящен методам изучения человека как объекта генетических исследований. Это урок применения знаний и умений; позволяет проверить умение учащихся использовать знание законов генетики, генетическую терминологию и символику для решения задач и применять полученные знания в новой ситуации – при анализе и составлении схем родословных. Решение задач по медицинской генетике вызывает большой интерес у учащихся. На последующих уроках целесообразно рассмотреть социальные проблемы генетики.
-
Использование презентаций в преподавании биологии 2006
В статье предложен вариант внеклассной проектной деятельности по созданию презентаций Power Point и дальнейшему их использованию на уроках биологии.
-
Обобщающий урок-игра по биологии на тему: "Доберемся до вершины" 2006
Сложно проводить последние уроки в четверти, тем более, когда впереди праздник – Новый год. Ученики настроены на развлечения, а не на серьезную работу. И тогда моим подарком к празднику появляются такие уроки-обобщения, где ученики в игровом азарте и не замечают, что делают серьезную работу – обобщают материал за первое полугодие.
-
Разработка урока на тему: "Биосинтез белка" 2006
При изучении данной темы учителя сталкиваются с проблемой: как объяснить динамику процесса биосинтеза белка, да еще используя достаточно сложную терминологию и учитывая сложность восприятия самого материала. Поэтому считаю целесообразным и необходимым использование компьютерного приложения к учебнику "Общая биология". Система навигации позволяет управлять процессом показа видеоматериала на любой фазе, поэтому понятие изучаемых процессов значительно облегчается. Как показала практика, учащиеся на 50 % стали делать меньше ошибок при объяснении материала с использованием данной программы. Кроме того, ее можно использовать и на закреплении, и на опросе.
-
Элективный курс "Азбука аранжировки цветов" 2006
Элективный курс "Азбука аранжировки цветов" рассчитан на 15 часов, предусмотрен для учащихся 9-х классов. Он знакомит с искусством составления цветочных композиций. Кроме теоретических занятий, программа данного курса предусматривает решение практических задач на занятиях.
-
Тема урока: "Биологическая игра" 2006
Биологическая игра предлагается школьникам VII класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии животных Хабаровского края. В процессе игры развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу - цель игры.
-
Урок по биологии на тему: "Зачем человеку уши?" 2006
В статье раскрывается методика проведения урока по теме "Зачем человеку уши", 8-й класс. Для достижения цели предлагается использовать разные формы обучения: элементы опережающего обучения, работу с учебником и дополнительной литературой, решение проблемных ситуаций и вопросов по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). На уроке имеют место моменты инсценировки, игры, музыкальной композиции в сочетании со стихотворением, физминутка.
-
Сценарий детского спектакля "Зимняя сказка, или Разборки в Лось-Вегасе" 2006
На уроках природоведения, естествознания, биологии и экологии учителя уделяют внимание правилам поведения в лесу, вопросам, связанным с охраной природы. Можно иллюстрировать эти моменты с помощью театрализованного представления. В нем могут принимать участие школьники 5–6-х классов, а зрителями становятся учащиеся начальной школы. Музыкальные номера, танцы, песни каждый учитель сможет подобрать по своему усмотрению. Костюмы, декорации с помощью учителей дети могут сделать сами. Если нет возможности изготовить красочные костюмы для всех, можно воспользоваться шапочками-обозначениями.