Биология
-
Интегрированный урок: математика + биология по теме: "Биологическое путешествие в город десятичных дробей" 2006
Урок развивающий, предполагает получение дополнительной информации по предмету. Образовательные цели - продолжить обучение учащихся развитию речи, умению находить дополнительный материал, излагать его четко грамотно; развивающие - расширение кругозора учащихся о природе, окружающем мире, развитие логического мышления, внимания, памяти. Воспитательные цели - привитие интереса к предметам на основе связи с жизнью и практикой.
-
Информационные технологии на уроках биологии по теме: "Состав крови, общая характеристика составных структур" 2006
Урок на тему: "Состав крови, общая характеристика составных структур" по курсу "Человек" на основе программы Н.И.Сонина и др. для общеобразовательных школ прошел в 8-м классе МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов.
-
Методические рекомендации к проведению экскурсий по экологической тропе "Березовский дендрарий" (окрестности г. Арзамаса Нижегородской обл.) 2006
Создание учебных экологических троп - одно из средств экологического воспитания и образования молодежи. В статье приводится история создания Березовского дендрария (окрестности г. Арзамаса Нижегородской области), дается описание экологической тропы по данному массиву, приводится перечень древесно-кустарниковой растительности, описано экологическое состояние территории, степень антропогенной нагрузки, приводятся меры по спасению уникального природного комплекса.
-
Урок-ролевая игра по теме: "Мхи" 2006
Данный урок представляет собой ролевую игру, которая направлена на получение знаний о высших споровых растениях на примере мхов. Показывает умение владеть дополнительным оборудованием (микроскоп, лабораторные весы). Форма урока позволяет создать у ребят представление о профессиях (географы, исследователи, историки, промышленники) дать им возможность самостоятельно работь над изучением высших споровых растений.
-
Методическая разработка урока по теме: "Глаз и зрение" 2006
Урок изложения нового материала о строении и функциях глаза и его частей. На уроке учащиеся приучаются устанавливать имеющиеся взаимосвязи, сопоставлять и сравнивать, устанавливать зависимости, а также формируют умение работать в парах.
-
Обобщающий урок в 8-м классе по теме: "Железы внутренней секреции" 2006
Урок проводится как итоговый, после изучения темы "Железы внутренней секреции". В игре принимают участие все учащиеся класса (3 команды). На обдумывание ответа отводится 30 секунд или 1 минута. Правильный ответ оценивается определенным количеством баллов, сумма которых подсчитывается при подведении итогов игры. Победители получают оценку "5", а остальные сдают зачет по данной теме. Началу игры предшествует жеребьевка. Капитаны команд вытягивают карточки-цвета. Дается трактовка цвета и соответствующая очередность.
-
Урок биологии в 11-м классе по теме: "Современный этап эволюции человека" 2006
Предлагаемый урок по теме "Современный этап эволюции человека" проводится в 11-м классе. Специфика данного урока состоит в том, что он проводится совместно с учителем и учениками в виде экскурсии по музею антропологии. В ходе урока учащиеся знакомятся с факторами, способствовавшими окончанию длительного процесса очеловечивания обезьяны.
-
Элективный курс "Генетика человека" 2006
Программа курса предназначена для теоретических исследований учащихся основных генетических закономерностей, которые в полной мере приложимы к человеку. Однако человек как объект генетических исследований имеет большую специфику, которая создаёт значительные трудности в изучении его наследственности и изменчивости. Можно указать на некоторые из них: позднее половое созревание, невозможность обеспечения и строго контролируемых условий для развития потомства, сравнительно большое число хромосом, Несмотря на указанные обстоятельства, за последние годы генетика человека достигла значительных успехов.
-
Опыт работы по организации проектной деятельности учащихся 2006
В статье представлен опыт организации проектной работы с учащимися 5-х классов по экологии и биологии. Внимание акцентируется на затруднениях, которые встречаются у педагогов и учащихся при оформлении работы для ее публичной защиты, представлены примеры оформления результатов и формулировки выводов.
-
Бинарный интегрированный урок по байкаловедению на стыке географии, биологии, химии, экологии в 9-м классе при изучении темы "Иркутская область" 2006
Вашему вниманию предлагается разработка бинарного интегрированного урока по байкаловедению в 9-м классе с применением интернет-ресурсов. Урок состоит из 2-х частей. В уроке используется метод проектов с опережающими заданиями. Даны ссылки на поисковые материалы в Интернете и другие источники информации.
-
Урок биологии в 6-м классе по теме: "Мир культурных растений" (урок-путешествие) 2006
Представленный урок позволяет расширить и углубить знания учащихся по биологии, развивать способность выступать перед аудиторией, умение слушать других и работать в группах.
-
Урок биологии по теме: "Из рассказов знахарки Алены" (театрализованный познавательный урок) 2006
Театрализованный познавательный урок, который в игровой форме помогает активизировать интерес к предмету, познакомить с методами народной медицины, прививает любовь к природе и бережное отношение к ней.
-
Обобщающий урок-игра по теме: "Цветок и плод" 2006
Урок или внеклассное мероприятие в форме игры "Плюс-минус" можно провести как обобщение по разделу "Цветок и плод" по ботанике в 6-м классе. Отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекает внимание всего класса. В игре дети попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания, привести эти знания в систему. Заполнение кроссвордов способствует закреплению правописания биологических понятий и терминов по данной теме. Такого рода игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, дает возможность один и тот же материал повторять разнообразными способами. При этом полученные раннее знания конкретизируются, уточняются, систематизируются, пополняются и обобщаются.
-
Тема урока: "Формы размножения организмов. Митоз" 2006
При отборе содержания использована дополнительная литература, сведения из которой изучаются учащимися на уроке преимущественно самостоятельно. Применены различные формы работы. Технология группового обучения позволяет проанализировать определенные проблемы и поделиться знаниями с одноклассниками.
-
Авторская педагогическая разработка факультативного курса "Кладовая Авиценны" 2006
Авторская педагогическая разработка факультативного курса "Кладовая Авиценны" относится к межпредметному виду программ, посвящена проблеме безопасного и экологически грамотного обращения с лекарственными веществами и приобретению навыков первой медицинской помощи препаратами растительного и животного происхождения. Программа составлена согласно целям образования на современном этапе, развивает у учащихся способность к самоорганизации, формирует высокий уровень экологической культуры, развивает способность к созидательной деятельности.
-
Интегрированный урок: литература, русский язык, биология, экология. Научно-фантастическая конференция "Защити нас, Человек!" 2006
Интегрированный урок по литературе, биологии, экологии, русскому языку "Защити нас, человек!" проводится в форме научно-фантастической конференции. Это нестандартная форма проведения урока с использованием современной образовательной технологии АСО (адаптивная система обучения), которая оказывает развивающее воздействие на личность учащегося за счёт опоры на внутренние связи, привлечение жизненного опыта ребят к процессу формирования знаний. Данная технология позволяет превратить учеников в компетентных субъектов деятельности, таких участников учебно-познавательного процесса, которые способны осознавать учебные задачи, видеть их взаимосвязь и находить их решение под руководством учителя.
-
Урок биологии в 6-м классе по теме: "Посадил дед репку" 2006
Урок-сказка по биологии в 6-м классе проходит после изучения темы "Корень". На уроке учащиеся получают эколого-технические знания и умения для практического применения.
-
Бинарный интегрированный урок по географии в 6-м классе на тему: "Облака" 2006
Вашему вниманию предлагается разработка интегрированного бинарного урока по географии в 6-м классе по теме "Облака" на основе электронного учебника по географии для 6-го класса. На уроке используются разные формы работы: групповые, индивидуальные, парные, элементы игры (сказка). Для проверки усвоения материала, предлагается тест в электронном учебнике.
-
Тема урока: "Движение крови в организме" 2006
Предлагаемый урок разработан по курсу Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Человек" для 8-го класса, но может применяться и при работе по другим программам и учебникам. В разработке представлены задания для интеллектуального развития учащихся.
-
Обобщающий урок по теме: "Птицы" 2006
Урок систематизирует и корректирует знания учащихся по теме "Птицы", проверяет уровень сформированности основных понятий темы.
-
Методическая разработка-рекомендация зачетного урока по теме: "Основы экологии". 10–11-й класс 2006
Данная работа может быть интересна учителям биологии, экологии, географии, литературы, руководителям кружков. Предлагается провести зачетный урок в необычной форме – создание и презентация экологического журнала. Эта работа помогает воспитать и развить у учащихся различные качества: от ответственности за собственный выбор, навыков исследовательской деятельности, творческих способностей, до становления личностных качеств и гражданской позиции. В зависимости от профиля классов, тематика журналов может варьироваться, что будет способствовать профессиональному самоопределению старшеклассников.
-
Тема урока: "Скелет человека". 8-й класс 2006
Расширяются знания школьников о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах как её составных частях. Происходит знакомство учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей. Раскрывается значение сходства скелета человека и млекопитающих животных как доказательства общности происхождения человека и животных. Ребята учатся выявлять особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
-
Обобщающий урок по теме: "Развитие жизни на Земле" 2006
Для наиболее полного усвоения темы "Развитие жизни на Земле" проводится урок-обобщение. Так как тема трудная для понимания учащихся 5-го класса, урок разработан в форме игры, что позволяет заинтересовать, привлечь внимание и обогатить словарный запас учащихся. Для врабатывания дается задание по повторению терминологии, затем идет работа по ленте времени, ученики наблюдают последовательность образования биологических организмов на земле через игровые конкурсы. Конкурсы составлены так, что привлекают интерес учащихся, развивается мышление, внимание, умение работать в группе, умение действовать в нестандартной ситуации. При этом закрепляются названия исторических эр, биологических живых организмов. Дети с удовольствием работают на уроке, проявляют интерес, лучше усваивают изученное.
-
Воспитательные аспекты обучения биологии, или Как научиться быть людьми? 2006
Современная школа практически признаёт свою беспомощность перед реалиями жизни, где зло побеждает добро, а безнравственность – духовность. Ради чего жить? Каким ценностям отдать предпочтение? Возможно ли что-то сделать в данных условиях? Помочь в выходе из кризисной ситуации может переход к личностно-ориентированному образованию. Также необходим поиск новых подходов и новых смыслов воспитания.
-
Тема урока: "Пищеварительная система" 2006
Данный урок поддерживает у школьников интерес к биологии, помогает сделать правильный выбор в решении основных вопросов, связанных с пищеварением; углубить знания о влиянии окружающей среды на органы пищеварения и организм человека; формирование валеологической грамотности; воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
-
Проблемное обучение на уроках биологии как основа процесса, развивающего потребность и умение учиться 2006
В статье рассматривается вопрос о формировании познавательной потребности и умения учиться на уроках биологии при использовании технологии проблемного обучения. Обозначаются цели и принципы организации проблемных уроков. Разбираются типы проблемных уроков в соответствии с целями применения рассматриваемой технологии. Приводятся примеры их организации.
-
Конспект урока: "Систематика растений" 2006
Этот урок построен по принципу интерактивного обучения, где учащиеся самостоятельно строят свое знание на основе уже имеющихся сведений, получая новые и выстраивая прочные знания нового уровня. Урок является уроком объяснения нового материала, где учитель предлагает постепенно разные задания чаще всего для работы в малых группах (в основном построенные на "мозговом штурме") и выступает в роли помощника, а затем обобщает знания.
-
Тема урока: "Отделы растений". 7-й класс 2006
Заключительный урок проверки и оценки знаний проводится в форме урока-марафона. Положительные моменты: такая нетрадиционная форма урока способствует повышению интереса к урокам и предмету в целом. Оценку получают все учащиеся, и любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. На уроке создается ситуация успеха.
-
Интегрированный урок-семинар по биологии и географии на тему: "Растения в государственной символике". 10-й класс 2006
На уроке учащиеся выясняют какие растения и почему стали символами государств; в чем их биологическая и экономическая особенности, отражают ли растения политические, духовные ценности государства. На основе полученных материалов учащиеся составляют свой вариант классификации гербов стран, в изображении которых используются растения.
-
Деловая игра "Мы судим сигарету" 2006
Деловая игра "Суд над сигаретой" - одно из мероприятий, разработанных и проведенных в нашей школе в рамках соревнования классов, свободных от курения. Вначале он был разработан как урок и проводился в 6-м классе. Актуальность проведения этого занятия именно в 6-м классе, когда под социальным давлением у подростков происходит взрыв интереса к курению не вызывает сомнений. По желанию детей урок перерос в общешкольное мероприятие "Мы судим сигарету".