Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование:
- таблицы “ Строение пищеварительной системы”
- “ Изменение пищи под действием ферментов”
- учебник
- оборудование для лабораторной работы.
Ход урока
1. Организация начала урока.
2. Актуализация знаний учащихся
Фронтальная беседа по вопросам:
- Что такое пища?
- Какие различают продукты питания?
- Из каких питательных веществ состоят продукты питания?
- Какие вещества называются балластными?
- Что такое пищеварение?
- Назовите этапы пищеварения?
- Назовите органы пищеварительной системы?
- Какие пищеварительные железы вы знаете?
- В чем особенности пищеварения в ротовой полости? Какие функции выполняют зубы и язык?
- Какую функцию выполняют слюнные железы? Каков состав слюны?
- В чем заключаются особенности пищеварения в желудке? Каков состав желудочного сока?
- Что происходит с пищевой кашицей в 12- перстной кишке? Какова роль желчи и поджелудочного сока?
- Какие функции выполняет тонкий кишечник?
- Что происходит с пищевой кашицей в толстом кишечнике?
3. Постановка целей урока:
Учитель:
На протяжении нескольких уроков вы изучали строение пищеварительного канала и работу его органов. Рассматривая процесс пищеварения, мы неоднократно встречались с понятием “ ферменты”, говорили, что под их воздействием происходит расщепление пищи. Наша задача сегодня раскрыть основные свойства ферментов, показать их роль в процессе пищеварения, рассмотреть, как изменяются питательные вещества под действием ферментов.
4. Изучение новой темы.
Учитель:
Ферменты – белки сложного строения,выполняющие функцию биокатализаторов.
Ферменты воздействуют на питательные вещества.
Субстрат- вещество, на которое действует фермент.
Ферменты выделяются пищеварительными железами. Определенные виды ферментов выделяются определенными железами.
Как же изменяются питательные вещества под действием ферментов?
Работа с таблицей.
Изменение пищи под действием ферментов
Ребята переносят таблицу в тетрадь.
Рассмотрев таблицу, можно заметить что ферменты обладают целым рядом свойств.
(Учитель обращается к классу с вопросом о том, какие свойства ферментов заметили ребята. Затем свойства ферментов записываются в тетрадь).
Свойства ферментов:
- Являются биологическими катализаторами белковой природы;
- Каждый фермент обладает специфичностью и действует на определенный субстрат;
- Каждый фермент действует только при определенных условиях:
- ферменты слюны – в слабощелочной среде;
- ферменты желудочного сока – в кислой;
- ферменты поджелудочного сока – в слабощелочной.
- Наиболее активны при температуре 37-39 гр.С.
- При кипячении ферменты, как и другие белки, свертываются и теряют свою активность.
- Способны действовать не только в клетке, но и вне ее, и даже вне организма.
Убедиться в этих свойствах ферментов вы сможете, проделав лабораторную работу.
Лабораторная работа
“Действие слюны на крахмал”
Оборудование:
- Накрахмаленные бинт, нарезанный на кусочки 10 см.
- Вата.
- Спички.
- Блюдце.
- Аптечный 5% йод.
- Вода.
Ход работы:
- Приготовить реактив на крахмал – йодную воду.( несколько капель йода добавляют в воду до получения жидкости цвета крепкого заваренного чая.)
- Намотать на спичку вату, смочить ее слюной написать букву на накрахмаленном бинте.
- Расправленный бинт зажать в руках и подержать его некоторое время, чтобы он нагрелся ( 1-2 минуты)
- Опустить бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Участки, где остался крахмал окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми, так как крахмал в них распался до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания. Если опыт прошел успешно, на синем фоне получится белая буква.
- После проведения опыта ребятам предлагается
ответить письменно на вопросы:
- Что было субстратом, а что ферментом, когда вы писали букву на бинте?
- Могла ли получиться синяя буква на белом фоне при проведении этого опыта?
- Будет ли слюна расщеплять крахмал, если ее прокипятить?
5. Первичная проверка усвоения материала.
Вывод: Ферменты – это вещества белковой природы, выполняющие роль биокатализаторов. Они вырабатываются в пищеварительных железах, входят в состав пищеварительных соков, расщепляют питательные вещества до более простых веществ (вывод формулируют учащиеся).
6. Закрепление.
Вопросы № 9,10 после п.32.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
Повторить п. 30-33.