Урок-игра на тему: "Опорно-двигательная система"

Разделы: Биология


Урок игра «Опорно-двигательная система»

Цель урока:

Систематизировать знания учащихся об опорно-двигательной системе, её функциях, строению.

Задачи урока:

1) формирование системных знаний опорно-двигательной системы.
2) более глубокое и прочное усвоение учащимися знаний о скелете и мышцах человека.
3) повышение интереса у учащихся к биологическим дисциплинам.
4) развитие творческой инициативы и интеллектуальных способностей учащихся
5) формирование умения общаться, выражать свои мысли, синтезировать и делать выводы, анализировать.
6) формирование монологической речи и логического мышления.
7) воспитание ответственного отношения к своему здоровью.
8) развитие навыков коммуникационной деятельности.
9) эстетическое воспитание.

Оборудование:

Карта «Острова Скелетов», флаг «Острова Скелетов», 10 ключей, карточки с буквами (буквы написаны с двух сторон, с одной стороны зелёным цветом, с другой красным), слова подсказки (слова написаны на маленьких листочках бумаги и скручены в трубочки), песочные часы с временным показателем 1 мин., колокольчик.

Схема урока:

Урок построен по принципу телевизионной игры «Форд Боярд». Для победы в состязании учащимся необходимо отгадать ключевое слово. Командам даются задания , в случае успешного выполнения которых они получают ключ к подсказке.

При составлении заданий соблюдались следующие требования:

- подбирался доступный для понимания материал
- задания имеют познавательную и практическую ценность, ставят учащихся перед необходимостью творческого использования имеющихся у них знаний
- задания построены на внутрипредметной и межпредметной связи
- они рассчитаны на усилие всего коллектива для их решения

Ребята разделены на две команды по собственному желанию, без учёта их способностей. В процессе совместной коллективной деятельности учащиеся находятся в одинаковых условиях. <Рисунок 1>

Ход урока:

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня нашими средствами связи были получены сигналы SOS с маленьких островов лежащих неподалёку от острова «Скелетов». Перед вами карта о. «Скелетов», правит которым жестокий тиран. Он угнетает жителей маленьких государств, угрожая поработить их. Наша задача разбить о. «Скелетов» Предварительно мы организовали две команды, капитанами которых являются мальчики (представление капитанов) .

Эти храбрые юноши будут не просто капитанами команд, они будут капитанами кораблей. Название кораблям сейчас придумают команды.

Учащиеся придумывают названия своим кораблям.

«Весёлые ребята» и «Крепкое здоровье»

Учитель: Теперь на наших кораблях мы отправимся в путешествие к острову «Скелетов». Побеждённым остров будет считаться в том случае ,если одна из команд завладеет их флагом. Для того чтобы завладеть флагом есть два пути. Первый путь очень лёгок: можно подтянуть к острову тяжёлую артиллерию, и из пушек расстрелять его. Но при этом мы рискуем затопить близлежащие государства. Второй путь очень труден: остров затонет сам если вы отгадаете и произнесёте магическое слово. Но для того чтобы его отгадать нужно, собрать как можно больше подсказок. Подсказки спрятаны за десятью замками. Ключи от замков разбросаны в открытом море, но они сами приплывут к вам в руки если вы выполните ряд заданий.

Для каждого задания отведено определённое время, следить за которым будет наш Хранитель Времени. ( в данном случае это может быть один из преподавателей). А за ходом состязания будут следить независимые эксперты ( в данном случае это тоже могут быть преподаватели). Они будут принимать решение, какой из команд будет вручен очередной спасительный ключ.

В путь!

Первое задание: решение биологических задач. Ключ получит та команда, которая первая правильно ответит на вопрос. Наибольшее количество времени для решения задачи -1 минута.

1. Известно, что по найденному в Московском Кремле черепу Ивана Грозного учёным удалось воссоздать черты лица Российского царя. Как это стало возможным?

2. Выходя, из автобуса мужчина, поскользнувшись, повредил ногу. Нога в районе голеностопного сустава припухла, посинела. Сустав потерял подвижность. Какой диагноз поставит врач?

3. Профессиональный патологоанатом по строению скелета человека может точно определить, был ли этот человек спортсменом, музыкантом, грузчиком или писателем. По каким признакам он определит это?

4. Известно что в вертикальном положении бедренная кость может выдержать нагрузку 1500 кг. Какими особенностями строения этой кости достигается такой результат?

Следующее задание: «Блицтурнир».

Командам в течение 30 секунд задаются вопросы. Ключ получает та команда, которая правильно на наибольшее количество вопросов.

Вопросы для команд.

1) как ещё называются неподвижные соединения?
2) костная ткань, пронизанная мелкими отверстиями (похожа на губку)
3) как называется мозговой отдел скелета головы?
4) как называется плечевая мышца, имеющая две головки?
5) как называются мышцы улыбки?
6) какой химический элемент отвечает за прочность костей?
7) какая обувь получила название благодаря костям?
8) как называется мягкая соединительная ткань?
9) как называют подвижные соединения?
10) костная ткань состоящая из трубочек

Следующее задание: приглашаются по одному участнику от каждой команды. Им предлагается закончить схему. Ключ получает команда наиболее верно и быстро выполнит это задание. <Рисунок 2>

Следующее задание: Учитель: На море полный штиль. Завтра командам корабля придётся грести вёслами. Известно, что при гребле вёслами у человека задействованы почти все мышцы. Командам предлагается перечень продуктов питания. Из них игроки составят меню, блюда которой поддержат мышечную активность организма.

Перечень продуктов:

мясо
мука
картофель
яйца курицы
макаронные изделия
молоко
сыр
огурцы
томаты
сливочное масло
растительное масло
сахар

Следующее задание: Учитель: На кораблях несчастье! В неравном бою ранены капитаны! У капитана корабля «Весёлые ребята» перелом большой и малой берцовых костей. Рана открыта, кости торчат наружу, кровь алая, вытекает толчками.

У капитана корабля «Крепкое здоровье» перелом плечевой кости. Рана открыта, кости торчат наружу, кровь тёмная бурая, вытекает ровно. Ваша задача: поставить диагноз и оказать первую медицинскую помощь с использованием подручных средств. Ключ получает команда, которая справится с этим заданием быстрее. Оптимальное количество времени 3 минуты

Конкурс капитанов. Капитаны приглашаются на силовой турнир «Армрестлинг». По окончанию турнира им задаётся вопрос: какие группы мышц у вас были задействованы в данном случае. При этом один ключ вручается капитану, победившему в армрестлинге, а другой ответившему на вопрос верно.

 После выполнения последнего задания команды подсчитывают количество выигранных ключей. По количеству ключей команды получают слова подсказки. Также им выдаются наборы карточек с буквами. Используя подсказки, команды должны разгадать магическое слово, выложить его буквами зелёного цвета и быстро поднять карточки с полученным словом над головой, показав его учителю стоявшему у доски. При этом сидящие в конце класса гости должны на другой стороне карточек прочитать слово сложившееся красными буквами: ПОБЕДА

Магическое слово: ОСАНКА

Слова подсказки:

правильная
неправильная
позвоночник
искривление
сколиоз
плоскостопие
прямохождение
гимнастика
изгибы
тонус

Побеждает та команда, которая быстро и правильно разгадает и составит слово ОСАНКА. Этой команде вручается флаг поверженного врага.

После этого капитанам команд предлагается составить список самых активных участников игры для представления их к награде. Наградой будут являться оценки выставленные учителем в журнал.