Цели урока:
- сформировать знания о цветущих весенних растениях окрестностей г. Красноярска;
- продолжить развитие экологического мировоззрения и формирование умений и навыков поведения в природе.
Оборудование и оформление:
- запись голосов птиц, компьютерная презентация “Цветущие растения”;
- бумажные весенние растения (прострелы, ветреницы, купальницы), доска оформляется бумажными растениями, имитируя весеннюю поляну;
- столы (стоят полукругом).
Ход урока
1. Организация класса.
Класс делится на группы по 5 или 6 человек, учитывая желания детей. Каждая группа садится за свой стол.
2. Основная часть урока.
Сегодня я предлагаю совершить виртуальное путешествие. Представьте себе, что мы в солнечный весенний день пришли на поляну. Что мы слышим? (Пение птиц).
Какие растения мы видим на нашей “поляне”? (Ответы учеников уточняются и если ученики затрудняются ответить, вводятся названия учителем: купальница азиатская, прострел широкоцветный, ветреница лесная.)
О цветах люди слагают стихи и легенды, вот одна из них: огненная россыпь жарков (купальницы азиатской) – проросшие золотые монеты жадного купца, разбросанные в отчаянии его дочерью, когда отец отказался выдать ее замуж за бедного рыбака. А какие вы приготовили дома стихи и легенды? (На предыдущем уроке было дано задание приготовить стихи и легенды о цветах, заслушать несколько ребят, пояснив, что материалы остальных войдут в электронную книгу.)
Время нашей экскурсии подходит к концу, и мы хотим поделиться всей красотой со своими родителями и друзьями. Что делаем в этом случае? (Собираем цветы для букетов.)
Объявляется конкурс на лучшую композицию из весенних растений. (Подведение итогов.)
С помощью электронной книги познакомимся с особенностями собранных растений <Приложение 1>. Что интересного вы узнали о них?
А теперь представим, что мы стали на год старше и снова идем на нашу поляну. Что изменилось на ней? (Нет цветущих весенних растений.) А что с ними случилось? (Собрали в букеты, вытоптали.)
А почему же они не выросли из семян? (Собрали букеты во время цветения и семена не смогут образоваться, а если и попадут из других мест, то зацветут через несколько лет.)
Почему не слышим пение птиц? (В результате рассуждений на доске записывается цепь питания.)
Мы можем снова поместить бумажные растения на “поляну”, с ними ничего не произошло за год. (На доске восстанавливается “поляна”.) А что становится с живыми цветами, собранными для букетов?
3. Закрепление и обобщение.
Мы не ставили цели уничтожить цветущие растения, но стали причиной их исчезновения на нашей “поляне”. Купальница и ветреница имеют корневища, это помогает им выживать. Но часто ли вы встречаете эти красивые растения в окрестностях города? Почему?
Как нужно себя вести, что бы прекрасные уголки природы оставались неизменными? (Ходить по тропинкам, не рвать цветов.) Но как быть, если хочется поделиться своими впечатлениями с друзьями, родителями? (Сделать рисунки, фотографии, собрать семена и вырастить на своей клумбе.)
Всю жизнь цветы не оставляют нас.
Красивые наследники природы-
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят.
Они нам продлевают радость встреч,
Откладывают время расставания.
Мы души и цветы должны беречь
От хищных рук, от зла и прозябанья.
Любая мысль возвышенной мечты
Тогда лишь перельется в ликованье,
Когда пред нею склонятся цветы,
Посредники живого пониманья.
(Сергей Красиков)
4. Домашнее задание.
Приготовить страницу электронной книги о цветах, туда можно поместить легенды и стихи о цветах, рисунки или фотографии. Составить проект листовки призывающей сохранять красоту природы.