Разработка урока с элементами здоровьесбережения по теме: "Витамины"

Разделы: Биология


 

Экскурсия в биологический музей.

(Ролевая игра. Модель подвижного урока.)

Учебные задачи:

  1. Объяснить роль витаминов в обмене веществ, их связь с ферментами, раскрыть значение основных витаминов, рационального их использования; описать основные авитаминозы, способы их предупреждения и лечения;

  2. Развивать навыки самостоятельности и творческого мышления при проведении урока, умение слушать, трансформировать знания, проводить самооценку и взаимооценку;

  3. Воспитывать уверенность в себе при презентации своих знаний, умений и навыков; способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Задачи здоровьесбережения:

  • увеличение двигательной активности у обучающихся на уроке;
  • тренировка зрительного восприятия;
  • предупреждение нарушений осанки у обучающихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: беседа, объяснение нового материала с привлечением учащихся для игры по ролям “Экскурсия в биологический музей”. Для проведения этого урока ученики заранее готовят выступления по теме “Витамины”, беседуют с мамами и бабушками по различным способам заготовок овощей, ягод, фруктов и зелени, готовят презентации своих рецептов. Эта деятельность способствует развитию индивидуальных творческих особенностей, реализации личностных качеств.

Методы обучения:

  • Словесный (беседа, видеозапись)
  • Наглядный (демонстрация наглядных пособий, образцов витаминных препаратов)
  • Практический (работа в группах, определение витаминной ценности продуктов и т.д.)

Оборудование: таблицы, фотографии, портрет Лунина Николая Ивановича, видеофильм, диапозитивы, образцы витаминных препаратов, образцы продуктов, муляжи фруктов и овощей, домашние заготовки овощей, фруктов, ягод и зелени.

Ход урока:

Перед уроком необходимо проветрить кабинет сквозным проветриванием.

I. Организационный этап.

Цель: создание эмоционального настроя. Учитель проводит психологический настрой обучающихся на ситуацию успеха.

II. Проверка домашнего задания.

Цель: актуализация знаний учащихся.

Учитель проводит фронтальный опрос учащихся по теме предыдущего занятия:

  • Что называют обменом веществ?
  • Какие вещества и через какие органы поступают в организм?
  • Какие вещества удаляются и через какие органы?
  • Где образуется гликоген?
  • Чем объясняется заболевание сахарный диабет?

При опросе ученики встают и отвечают стоя, при неудачном ответе ученик не садится, до тех пор пока не услышит от другого ученика правильный ответ, учитель просит повторить первого ученика ответ и только тогда ученик садится. Происходит формирование монологической речи и ученики испытывают статическую нагрузку (отвечают стоя). Учитель сразу дает оценку ответам учеников, высказывает только позитивные качества и дает советы по дальнейшей работе над материалом.

У доски два ученика работают с индивидуальными карточками.

При проверке заданий учитель ободряет учеников, оценивает их работу у доски. Фронтальный опрос проводится для того, чтобы акцентировать внимание на понятиях “обмен веществ”, “пластический обмен”, “энергетический обмен”, “макроэлементы”, “микроэлементы”.

III. Изучение нового материала с закреплением.

Цель: развитие интереса учащихся к данной теме.

Класс условно делится на 4 зоны, по группам витаминов: А, В, С, Д. Учитель проводит вводную беседу по теме урока, об открытии Лунина Н.И. Витамины – регуляторы обмена веществ. Растения и животные – основные источники витаминов. Показ видеофильма и диапозитивов по теме “Витамины”. Затем проводится презентация витаминов по заранее подготовленным группам.

Группа 1. Витамин А.

Ученик-экскурсовод показывает свою экспозицию по теме: плакаты, фотографии и рисунки, муляжи перца, абрикоса, продукты- морковь, яйца, упаковка от сливочного масла, сыра, упаковка от препарата витамина А или рыбьего жира. Рассказывает о жирорастворимом витамине А, об авитаминозах “куриная слепота” - неспособность видеть в слабоосвещенном помещении.

Группа 2. Витамины группы В.

Ученик-экскурсовод показывает экспозицию: плакаты, рисунки, упаковки от молока, кисломолочных продуктов, сыра, яиц, мяса, печени, черный хлеб в полиэтиленовой упаковке, рис, гречневая крупа, овес. Рассказывает о водорастворимых витаминах группы В, об авитаминозах “бери-бери”, что означает “оковы”, которая сопровождается параличами и судорогами.

Группа 3. Витамин С.

Ученик-экскурсовод показывает свою экспозицию: плакаты, рисунки, муляжи лимона, яблока, помидор, овощи картофель, лук, банка с квашенной капустой, варенье из смородины, витаминные препараты аскорбиновой кислоты. Рассказывает о витамине С, об авитаминозах – цинга, которым болели большинство мореплавателей во время своих путешествий, При этом заболевании кровоточат десны, зубы начинают шататься и выпадать, человек слабеет и может погибнуть.

Группа 4. Витамин Д.

Ученик-экскурсовод показывает свою экспозицию: плакаты, рисунки, фотографии, упаковки от витаминных препаратов витамина Д, продуктов – масла сливочного, яиц, печени. Рассказывает о витамине Д, об авитаминозах – рахите, когда кости теряют прочность и искривляются, снижается тонус мышц, организм становится менее устойчивым к инфекционным заболеваниям.

После выступления учитель дает высокую оценку выступающим, благодарит их за хорошее выступление. Добавляет к выступлению ребят сведения о витамине Е, который необходим для нормального функционирования органов размножения. Содержится в яичном желтке, печени, рыбьем жире.

Затем проводится “подвижная пауза”, в течении которой увеличивается двигательная нагрузка, снимается мышечное напряжение. Каждый ученик встает и со стола своей группы перекладывает продукты, упаковки от продуктов, овощи, муляжи на стол другой группы, т.е. наводит “путаницу”. Ученики друг за другой в быстром темпе наводят путаницу на столах-выставках.

На протяжении всего урока учитель создает благоприятную атмосферу урока, что способствует созданию ситуации успеха, хорошему самочувствию, продуктивности урока и оптимальной мотивации. Учитель следит за правильной осанкой учеников.

Работа в рабочих тетрадях. Для закрепления нового материала ученики заполняют задания №148, 149. Задания №150 и №151 ребята получают на дом, и параграф №36.

Учитель предлагает проанализировать следующий эпизод из книги Ю.Никулина “Почти серьезно”. Он произошел с автором во время блокады Ленинграда. “Как только наступали сумерки, многие слепли и только смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира и каждый принял вечером этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться”.

(Ответ: у бойцов батареи возникла куриная слепота из-за недостатка витамина А. Отвар сосновых игл содержит большое количество витамина С. Он не мог заменить витамин А. В рыбьем жире этот витамин присутствовал. Витамин А – жирорастворимый витамин, и он особенно легко усваивается вместе с жирной пищей.)

Динамическая разгрузка предлагается ученикам в следующем виде:

- закрыть глаза;

-положить руки на парту перед собой, отклонившись на стуле;

-представить мысленно зимний лес, солнечный день, спокойная обстановка, где-то вдалеке стучит дятел, на душе легко и спокойно.

-открыть глаза, встать из-за парты,

- по команде учителя перемещать взгляд по опорным зрительно-двигательным траекториям В.Ф. Базарного, расположенным на потолке классной комнаты по 8-10 раз по каждой линии.

4. Закрепление нового материала.

От каждой группы учитель предлагает выдвинуть по 2 ученика для наведения “порядка” на “витаминных столах”, предварительно поменяв этикетки с названиями витаминов. Передвигаясь по классу ученики находят необходимые продукты, муляжи, упаковки и затем озвучивают о роли того или иного витамина в жизни человека. Подготовленные рецепты мам и бабушек раздаются всем ученикам и учителю в виде листовок с картинками.

Для закрепления нового материала используется вторая сторона доски, на которой написан следующий перечень веществ:

  1. Куриная слепота.
  2. Паралич нервной системы.
  3. Рахит.
  4. Цинга.
  5. Тиф.
  6. Отставание в росте.
  7. Бери-бери.
  8. Глухота.
  9. Овощи, фрукты.
  10. Лук, чеснок.
  11. Черная смородина, лимон.
  12. Рыбий жир.
  13. Яичный желток.
  14. Плоды шиповника.
  15. Горох, фасоль.
  16. Хлеб из муки с отрубями.

Учитель предлагает в рабочих тетрадях выбрать и зашифровать ответы на вопросы (программированный опрос):

  1. Что возникает при недостатке в пище витамина Д?
  2. Что возникает при недостатке в пище витамина А?
  3. Какой авитаминоз чаще возникал у мореплавателей и путешественников?
  4. Что возникает при отсутствии витамина В?
  5. Что возникает при недостатке витамина С?
  6. Какие продукты содержат много витамина А?
  7. Какие продукты содержат много витамина В?
  8. Какие продукты содержат много витамина С?
  9. Какие продукты содержат много витамина Д?
  10. При каком авитаминозе нарушается развитие скелета?

Затем ученики обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку попарно. В тетради соседа выставляют оценки за ответы и ставят свою подпись.

4. Выводы и подведение итогов.

Цель: обсуждение вклада каждого ученика в проведение урока.

На этом этапе урока проводится взаимооценка учащихся (в начале урока каждому школьнику выдается жетон, который в конце урока он должен отдать тому, кто был самым лучшим, по его мнению, на уроке) и оценка учителем. Каждый ученик получает минимум две оценки за урок, одну – которую дали ученики, и другую – учителем. Рефлексия.

5. Постановка домашнего задания.

Цель: Подготовка к обобщающему уроку по теме “Организм – единое целое”. Параграф №36, задание в рабочей тетради №150-151.

Слово учителя:

- Ребята! Вы сегодня узнали на уроке много нового и интересного, знания о витаминах пригодятся вам на всю жизнь. Вы сегодня прекрасно работали на уроке, поэтому многие заработали очень хорошие отметки.

Я вам желаю творческих успехов! Урок завершен, спасибо!

Список литературы:

  1. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса. – Методическое пособие. – Часть 2. – Физиологические и психологические аспекты здоровьесберегающего урока. – Под общей редакцией Казина Э.М., Заруба Н.А., Ред. Коллегия: Никифорова О.А., Федоров А.И. – Кемерово: 2004. – 193 с. – С.50, С.90.
  2. Зверева, И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – Пособие для учащихся. – М.: “Просвещение”: 1983. – 223 с. – С. 119-124.
  3. Колесов, Д.В. (и др.). Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. \ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа: 2002. – 332 с. – С.188.
  4. Муртазин, Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье. – Книга для учителя. – М.: “Просвещение”: 1989. – 192 с. – С.125.
  5. Хрипкова, А.Г. Пособие для учителя.- М.: “Просвещение”:1975. – 403 с.- С.226-231.
  6. Энциклопедический словарь юного биолога. Для среднего и старшего школьного возраста. Составитель Аспиз, М.Е. – М.: Педагогика: 1986. – 352 с. – С.65-67.