Экскурсия в биологический музей.
(Ролевая игра. Модель подвижного урока.)
Учебные задачи:
Объяснить роль витаминов в обмене веществ, их связь с ферментами, раскрыть значение основных витаминов, рационального их использования; описать основные авитаминозы, способы их предупреждения и лечения;
Развивать навыки самостоятельности и творческого мышления при проведении урока, умение слушать, трансформировать знания, проводить самооценку и взаимооценку;
Воспитывать уверенность в себе при презентации своих знаний, умений и навыков; способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Задачи здоровьесбережения:
- увеличение двигательной активности у обучающихся на уроке;
- тренировка зрительного восприятия;
- предупреждение нарушений осанки у обучающихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: беседа, объяснение нового материала с привлечением учащихся для игры по ролям “Экскурсия в биологический музей”. Для проведения этого урока ученики заранее готовят выступления по теме “Витамины”, беседуют с мамами и бабушками по различным способам заготовок овощей, ягод, фруктов и зелени, готовят презентации своих рецептов. Эта деятельность способствует развитию индивидуальных творческих особенностей, реализации личностных качеств.
Методы обучения:
- Словесный (беседа, видеозапись)
- Наглядный (демонстрация наглядных пособий, образцов витаминных препаратов)
- Практический (работа в группах, определение витаминной ценности продуктов и т.д.)
Оборудование: таблицы, фотографии, портрет Лунина Николая Ивановича, видеофильм, диапозитивы, образцы витаминных препаратов, образцы продуктов, муляжи фруктов и овощей, домашние заготовки овощей, фруктов, ягод и зелени.
Ход урока:
Перед уроком необходимо проветрить кабинет сквозным проветриванием.
I. Организационный этап.
Цель: создание эмоционального настроя. Учитель проводит психологический настрой обучающихся на ситуацию успеха.
II. Проверка домашнего задания.
Цель: актуализация знаний учащихся.
Учитель проводит фронтальный опрос учащихся по теме предыдущего занятия:
- Что называют обменом веществ?
- Какие вещества и через какие органы поступают в организм?
- Какие вещества удаляются и через какие органы?
- Где образуется гликоген?
- Чем объясняется заболевание сахарный диабет?
При опросе ученики встают и отвечают стоя, при неудачном ответе ученик не садится, до тех пор пока не услышит от другого ученика правильный ответ, учитель просит повторить первого ученика ответ и только тогда ученик садится. Происходит формирование монологической речи и ученики испытывают статическую нагрузку (отвечают стоя). Учитель сразу дает оценку ответам учеников, высказывает только позитивные качества и дает советы по дальнейшей работе над материалом.
У доски два ученика работают с индивидуальными карточками.
При проверке заданий учитель ободряет учеников, оценивает их работу у доски. Фронтальный опрос проводится для того, чтобы акцентировать внимание на понятиях “обмен веществ”, “пластический обмен”, “энергетический обмен”, “макроэлементы”, “микроэлементы”.
III. Изучение нового материала с закреплением.
Цель: развитие интереса учащихся к данной теме.
Класс условно делится на 4 зоны, по группам витаминов: А, В, С, Д. Учитель проводит вводную беседу по теме урока, об открытии Лунина Н.И. Витамины – регуляторы обмена веществ. Растения и животные – основные источники витаминов. Показ видеофильма и диапозитивов по теме “Витамины”. Затем проводится презентация витаминов по заранее подготовленным группам.
Группа 1. Витамин А.
Ученик-экскурсовод показывает свою экспозицию по теме: плакаты, фотографии и рисунки, муляжи перца, абрикоса, продукты- морковь, яйца, упаковка от сливочного масла, сыра, упаковка от препарата витамина А или рыбьего жира. Рассказывает о жирорастворимом витамине А, об авитаминозах “куриная слепота” - неспособность видеть в слабоосвещенном помещении.
Группа 2. Витамины группы В.
Ученик-экскурсовод показывает экспозицию: плакаты, рисунки, упаковки от молока, кисломолочных продуктов, сыра, яиц, мяса, печени, черный хлеб в полиэтиленовой упаковке, рис, гречневая крупа, овес. Рассказывает о водорастворимых витаминах группы В, об авитаминозах “бери-бери”, что означает “оковы”, которая сопровождается параличами и судорогами.
Группа 3. Витамин С.
Ученик-экскурсовод показывает свою экспозицию: плакаты, рисунки, муляжи лимона, яблока, помидор, овощи картофель, лук, банка с квашенной капустой, варенье из смородины, витаминные препараты аскорбиновой кислоты. Рассказывает о витамине С, об авитаминозах – цинга, которым болели большинство мореплавателей во время своих путешествий, При этом заболевании кровоточат десны, зубы начинают шататься и выпадать, человек слабеет и может погибнуть.
Группа 4. Витамин Д.
Ученик-экскурсовод показывает свою экспозицию: плакаты, рисунки, фотографии, упаковки от витаминных препаратов витамина Д, продуктов – масла сливочного, яиц, печени. Рассказывает о витамине Д, об авитаминозах – рахите, когда кости теряют прочность и искривляются, снижается тонус мышц, организм становится менее устойчивым к инфекционным заболеваниям.
После выступления учитель дает высокую оценку выступающим, благодарит их за хорошее выступление. Добавляет к выступлению ребят сведения о витамине Е, который необходим для нормального функционирования органов размножения. Содержится в яичном желтке, печени, рыбьем жире.
Затем проводится “подвижная пауза”, в течении которой увеличивается двигательная нагрузка, снимается мышечное напряжение. Каждый ученик встает и со стола своей группы перекладывает продукты, упаковки от продуктов, овощи, муляжи на стол другой группы, т.е. наводит “путаницу”. Ученики друг за другой в быстром темпе наводят путаницу на столах-выставках.
На протяжении всего урока учитель создает благоприятную атмосферу урока, что способствует созданию ситуации успеха, хорошему самочувствию, продуктивности урока и оптимальной мотивации. Учитель следит за правильной осанкой учеников.
Работа в рабочих тетрадях. Для закрепления нового материала ученики заполняют задания №148, 149. Задания №150 и №151 ребята получают на дом, и параграф №36.
Учитель предлагает проанализировать следующий эпизод из книги Ю.Никулина “Почти серьезно”. Он произошел с автором во время блокады Ленинграда. “Как только наступали сумерки, многие слепли и только смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира и каждый принял вечером этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться”.
(Ответ: у бойцов батареи возникла куриная слепота из-за недостатка витамина А. Отвар сосновых игл содержит большое количество витамина С. Он не мог заменить витамин А. В рыбьем жире этот витамин присутствовал. Витамин А – жирорастворимый витамин, и он особенно легко усваивается вместе с жирной пищей.)
Динамическая разгрузка предлагается ученикам в следующем виде:
- закрыть глаза;
-положить руки на парту перед собой, отклонившись на стуле;
-представить мысленно зимний лес, солнечный день, спокойная обстановка, где-то вдалеке стучит дятел, на душе легко и спокойно.
-открыть глаза, встать из-за парты,
- по команде учителя перемещать взгляд по опорным зрительно-двигательным траекториям В.Ф. Базарного, расположенным на потолке классной комнаты по 8-10 раз по каждой линии.
4. Закрепление нового материала.
От каждой группы учитель предлагает выдвинуть по 2 ученика для наведения “порядка” на “витаминных столах”, предварительно поменяв этикетки с названиями витаминов. Передвигаясь по классу ученики находят необходимые продукты, муляжи, упаковки и затем озвучивают о роли того или иного витамина в жизни человека. Подготовленные рецепты мам и бабушек раздаются всем ученикам и учителю в виде листовок с картинками.
Для закрепления нового материала используется вторая сторона доски, на которой написан следующий перечень веществ:
- Куриная слепота.
- Паралич нервной системы.
- Рахит.
- Цинга.
- Тиф.
- Отставание в росте.
- Бери-бери.
- Глухота.
- Овощи, фрукты.
- Лук, чеснок.
- Черная смородина, лимон.
- Рыбий жир.
- Яичный желток.
- Плоды шиповника.
- Горох, фасоль.
- Хлеб из муки с отрубями.
Учитель предлагает в рабочих тетрадях выбрать и зашифровать ответы на вопросы (программированный опрос):
- Что возникает при недостатке в пище витамина Д?
- Что возникает при недостатке в пище витамина А?
- Какой авитаминоз чаще возникал у мореплавателей и путешественников?
- Что возникает при отсутствии витамина В?
- Что возникает при недостатке витамина С?
- Какие продукты содержат много витамина А?
- Какие продукты содержат много витамина В?
- Какие продукты содержат много витамина С?
- Какие продукты содержат много витамина Д?
- При каком авитаминозе нарушается развитие скелета?
Затем ученики обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку попарно. В тетради соседа выставляют оценки за ответы и ставят свою подпись.
4. Выводы и подведение итогов.
Цель: обсуждение вклада каждого ученика в проведение урока.
На этом этапе урока проводится взаимооценка учащихся (в начале урока каждому школьнику выдается жетон, который в конце урока он должен отдать тому, кто был самым лучшим, по его мнению, на уроке) и оценка учителем. Каждый ученик получает минимум две оценки за урок, одну – которую дали ученики, и другую – учителем. Рефлексия.
5. Постановка домашнего задания.
Цель: Подготовка к обобщающему уроку по теме “Организм – единое целое”. Параграф №36, задание в рабочей тетради №150-151.
Слово учителя:
- Ребята! Вы сегодня узнали на уроке много нового и интересного, знания о витаминах пригодятся вам на всю жизнь. Вы сегодня прекрасно работали на уроке, поэтому многие заработали очень хорошие отметки.
Я вам желаю творческих успехов! Урок завершен, спасибо!
Список литературы:
- Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса. – Методическое пособие. – Часть 2. – Физиологические и психологические аспекты здоровьесберегающего урока. – Под общей редакцией Казина Э.М., Заруба Н.А., Ред. Коллегия: Никифорова О.А., Федоров А.И. – Кемерово: 2004. – 193 с. – С.50, С.90.
- Зверева, И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – Пособие для учащихся. – М.: “Просвещение”: 1983. – 223 с. – С. 119-124.
- Колесов, Д.В. (и др.). Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. \ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа: 2002. – 332 с. – С.188.
- Муртазин, Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье. – Книга для учителя. – М.: “Просвещение”: 1989. – 192 с. – С.125.
- Хрипкова, А.Г. Пособие для учителя.- М.: “Просвещение”:1975. – 403 с.- С.226-231.
- Энциклопедический словарь юного биолога. Для среднего и старшего школьного возраста. Составитель Аспиз, М.Е. – М.: Педагогика: 1986. – 352 с. – С.65-67.