Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии педагогических мастерских.
Учебная цель: способствовать осознанию взаимосвязи между изученным и новым материалом; развивать самостоятельность мышления; формировать умение школьников устанавливать причинно - следственные связи; обобщать; делать выводы.
Оборудование: раздаточный материал, чучело птицы, набор перьев.
Ход урока.
Из урока в урок мы все больше узнаем о живом организме. Какие признаки имеет живой организм? О каких признаках мы с вами уже говорили?
На одном из уроков мы говорили о скелете, к какой системе органов мы его отнесем? А какие функции характерны для опорно-двигательной системы?
Движение.
Мотивация. Что вы понимаете под понятием “ движение”? Как вы понимаете, слово “ движение”, какие ассоциации возникают у вас с этим словом, какие словосочетания созвучны со словом движение, какой вопрос возникает у вас к этому слову?
Афиширование. Ребята взвешивают свои решения и представляют свой ответ.
Движется машина, на ветке листок.
Бурный и смелый бежит реки поток.
Движется все вокруг что живет.
Каждый куда нибудь скоро дойдет.
Тигренок и львенок также, как мы,
Идут, познавая просторы Земли.
Реконструкция. Все живые организмы, живущие на Земле можно разделить на группы? Какие? Все они способны передвигаться. Давайте попытаемся выяснить, как передвигаются одноклеточные и многоклеточные организмы?
Социализация. Работа в группах, составление своего рассказа, схемы.
Афиширование. Ребята вывешивают свои работы и дают ответы на поставленные вопросы.
Разрыв. Движение — это жизнь. Поставленные вопросы привели к возникновению разнообразных суждений. Давайте найдем правильные ответы в энциклопедиях, словарях, учебниках (ученики работают в группах по заданию).
Афиширование. Ученики и учитель представляют свои работы. Зачем осуществляют движение живые организмы? К какому царству мы отнесем человека? Зачем ему необходимо двигаться? Все, что мы сегодня выясняли можно объединить в одну схему. Рассмотрим схему и перенесем ее в тетрадь.
А теперь давайте проверим, как мы поняли материал сегодняшнего урока. Ребятам предлагается работа с лабиринтом по теме “ Движение”.
Рефлексия. “Я — молодец”. Оценить свою работу.
Приложение №1
Движение животных
Локомоция (от лат. Locus - место и motio - движение ), передвижение разновидность движения животных и человека, связанная с активным перемещением в пространстве. К локомоции относятся плавание,полет, различные виды наземного передвижения . В водной среде локомоции осуществляется с помощью разнообразных гребных устройств (от волосков и жгутиков до видоизмененных конечностей водных черепах, водоплавающих птиц и ластоногих), изгибаниями своего тела (большинство рыб, хвостатых земноводных), реактивным способом - выталкиванием воды из полости тела (медузы,головоногие моллюски ).Локомоция в воздухе - полет - свойственно большинству высших насекомых, птиц и некоторым млекопитающим (летучие мыши). Передвижение по воздуху летучих рыб, лягушек, некоторых ящериц, белок-летяг представляет собой удлиненный планирующий прыжок, осуществляемый при помощи таких поддерживающих приспособлений, как удлиненные грудные плавники, межпальцевые перепонки, складки кожи. Локомоция на поверхности твердого субстрата включает такие формы, как ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, скольжение. Для мелких форм таким субстратом может служить водная поверхность. Изменение типов локомоции связано с совершенствованием двигательного аппарата, сенсорных систем и особенно нервной системы. С развитием жесткого скелета и поперечнополосатой мускулатуры у позвоночных произошло усложнение нервной системы, возросло разнообразие движений, расширились жизненные возможности организмов.
Приложение №2
ДВИЖЕНИЕ у растений, перемещения растения или его частей в пространстве. Растения, как правило, ведут прикреплённый образ жизни, поэтому их двигательная активность выражается в подвижности цитоплазмы и органоидов клеток, а также в перемещении их органов. Одноклеточные водоросли способны к движению при помощи амёбоидных движений и жгутиков.
У большинства растений главный способ их движения - рост растяжением, впервые появившийся у нитчатых водорослей. Он осуществляется в результате увеличения длины и диаметра клетки. На основе механизма роста растяжением в процессе эволюции возникли более совершенные формы движения: тропизмы, настии и нутаций. В мире растений широко представлены различные способы пассивных механических движений (например, растрескивание сухих плодов) и перенос спор, пыльцы и семян с током воздуха, воды или животными.
Словарь:
Настий (от греческого nastos - уплотнённый) движения (изгибы) органов растений, в ответ на изменение факторов внешней среды (свет, температура).
Нутации (от латинского nutatio - колебание, качание) - круговое или колебательное движение органов растений.
Тропизмы (от греческого tropos - поворот, направление), направленные ростовые движения (изгибы) органов растений, вызванные односторонним воздействием
Приложение №3
Задание для группы №4.
Движение птиц
...Характерное свойство подавляющего большинства птиц - способность летать. Птицы летают превосходно благодаря особенностям перьев. Перо чудо искусства природы. Рассмотрите перо: почти невесомо и в то же время прочно. Птицы обладают многими другими специфическими особенностями строения. Мощные мышцы, воздушные мешки, отсутствие мочевого пузыря, легкий и прочный скелет, двойное дыхание, постоянная и высокая температура, хорошо развитый мозг - приспособления, обеспечивающие полет птиц.
Задание:
1. Прочитайте текст - приложение “Движение животных”. Выберете материал, касающийся вашей темы.
2. Прочитайте учебник “Биология. Живой организм” стр. 102-104.
3. Прочитайте учебник “Биология. Животные.7-8” статью “Покровы тела” стр.145.
Ответьте на вопросы:
1 .Рассмотрите перья птиц, какие особенности строения пера позволяют создавать подъемную силу?
2.Перечислите признаки приспособления птиц к полету (выписать).
3. В связи, с чем хищные птицы летают с довольно большой скоростью?
Приложение №4
Задание для группы №2.
Движение животных связанные с мышечной деятельностью.
Змеи ползают, волнообразно изгибая свое тело. При таком способе передвижения змее выгодно иметь длинное и гибкое тело, а так же широкие поперечные подвижные брюшные щитки, которыми животные могут цепляться за маленькие неровности.
Передвижение змей:
1. Змеевидное; 2. “Гармошкой” 3. Боковым ходом
Задание:
1) Какие группы мышц участвуют в движении дождевого червя и как это происходит?
2) Какие еще приспособления имеются у дождевого червя для передвижения в почве?
3) Какие еще животные передвигаются за счет сокращение мускулатуры?
4) Какие сходства имеются передвижение змеи и дождевого червя?
5) Составьте синквейн:
1) Мышцы
2)
3)
4)
5)
Приложение №5
Задание для группы №6.
Растения не имеют нервной системы, но они проявляют чувствительность, т.е. реагируют на некоторые виды воздействия. Эта реакция проявляется в форме тропизма — направленного роста или движения частей растения. Положительный тропизм представляет собой движение или рост по направлению к источнику воздействия, а негативный тропизм — это движение или рост в обратную сторону.
Фототропизм. Купальница
Ответ на свет. Если источником является солнце, то ответ называется гелиотропизмом. Большинство листьев и стеблей проявляют его, изгибаясь при росте по направлению к свету.
Направление корней к источнику пищи
• Гаптотропизм или тигмотропизм. Ответ на касание или контакт. Например, липкие волоски росянки обвиваются вокруг насекомого, когда оно прикасается к волоскам.
росянка
Гидротропизм.
Ответ на воду. Например, некоторые корни могут отрастать вбок, если в этом направлении больше воды.
Геотропизм. Ответ на силу тяжести. Его демонстрируют все корни, т.к. они растут в глубь почвы.
Задание:
1. Внимательно прочитайте приложение “Движение растений”
2. Рассмотрите рисунки и объяснения к ним.
3. Расскажите, как происходит движение растений.
4. Ответьте на вопрос, почему все растения, выращиваемые на подоконнике необходимо поворачивать на 180 градусов?
5. Почему у душистого табака цветки раскрываются вечером, а днем закрываются, а у одуванчика наоборот (сказка).
Приложение №6
Задание для группы №5.
Ходильные животные
Быстрые бегуны - дикие копытные (антилопы, гну). Быстрый бег - единственное спасение этих животных от хищников. У быстро бегающих зверей хорошо развиты ноги. Тонкие, но крепкие мышцы бедра помогают животному сильно отталкиваться в беге. Спасаясь от преследования, антилопы могут развивать скорость до 70-75 км/ч, но в спокойной обстановке передвигаются намного медленнее.
...И все-таки в гонках диких зверей пальму первенства пришлось бы отдать представительству семейства кошачьих — гепарду. Гепард — стройный длинноногий хищник, быстроногий гепард может пробегать до 35 метров в секунду.
Задание:
1. Прочитайте текст - приложение “Движение животных”. Выберете материал, касающийся вашей темы.
2. Прочитайте учебник “Биология. Живой организм” 6кл. стр. 104-105.
Ответьте на вопросы:
1. Каким образом обеспечивается устойчивость животных передвигающихся на суше?
2. На какие группы делятся наземные?
3. Почему скорость движения хищников больше антилоп?
Дополните фразу: Ноги млекопитающих располагаются не по_____туловища, а______ (в отличие от амфибий и_____), чем у наземных позвоночных других классов.
Приложение №7
Задание для группы №1.
Движение одноклеточных организмов.
Задание:
1. Прочитайте текст-приложение “Движение животных”
2. Выберите материал, касающийся вашей темы.
3. Прочитайте в учебнике “Биология. Живой организм” 6кл. стр. 98 “Движение одноклеточных организмов”.
Дайте ответы на вопросы:
- за чем движутся простейшие?
- что позволяет простейшим передвигаться?
- зарисуйте “схему-подсказку” движения простейших.
- сказка-загадка.
Приложение №8
Задание для группы №3.
Движение животных в водной среде обитания.
... “Реактивное движение” наибольшего совершенства в таком способе движения достигли кальмары, способные развивать скорость до 60 км/час. Форма их тела даже послужила моделью для конструирования формы ракет. Каким образом происходит движение головоногих моллюсков? Оказывается, через мантийное отверстие, находящиеся в передней части тела моллюска, в мантийную полость поступает вода. Набрав воды, моллюск плотно зажимается специальными зажимами мантийное отверстие и, сжимая брюшные мышцы, с силой выталкивает струю воды, которая бьёт из сифона, точно из пушки. Возникшая реактивная сила быстро толкает моллюски в противоположную сторону, и он стремительно, словно ракета, скользит в толще воды задним концом тела вперед.
...пингвины - своеобразные птицы. Летать и быстро бегать эти птицы не могут, зато плавают и ныряют превосходно. Передние конечности пингвинов приспособлены к водному образу жизни и видоизменены в эластичные ласты. На суше он ходит неуклюже, в случае необходимости падает брюхом на лед и быстро скользит, орудуя ластами и ногами.
Задание:
1. Прочитайте текст - приложение “Движение животных” выберите материал касающейся вашей темы.
2. Прочитать текст в учебнике “Биология. Живой организм” стр.100
3. В учебнике “Биология животные” 7-8кл. найти материал как передвигается рыба стр.101-102.
Ответьте на вопросы:
1) Какие приспособления имеются у водных животных передвижения в воде?
2) Какие способы перемещения в воде?
3) Составьте схему.