Биология
-
Деловая игра "Мы судим сигарету" 2006
Деловая игра "Суд над сигаретой" - одно из мероприятий, разработанных и проведенных в нашей школе в рамках соревнования классов, свободных от курения. Вначале он был разработан как урок и проводился в 6-м классе. Актуальность проведения этого занятия именно в 6-м классе, когда под социальным давлением у подростков происходит взрыв интереса к курению не вызывает сомнений. По желанию детей урок перерос в общешкольное мероприятие "Мы судим сигарету".
-
Интегрированный урок-семинар по биологии и географии на тему: "Растения в государственной символике". 10-й класс 2006
На уроке учащиеся выясняют какие растения и почему стали символами государств; в чем их биологическая и экономическая особенности, отражают ли растения политические, духовные ценности государства. На основе полученных материалов учащиеся составляют свой вариант классификации гербов стран, в изображении которых используются растения.
-
Тема урока: "Обмен веществ" 2006
Представленный материал - разработка фрагмента урока по изучению новой темы "Обмен веществ". Данный материал сложен для восприятия и понимания учащимися. Поэтому требуется дополнительная подготовка педагога, поиск нетрадиционных методов при изучении "Обмена веществ", в целях прочного усвоения учащимися знаний по этой теме.
-
Урок по теме: "Фотосинтез". 6-й класс 2006
Урок способствует формированию у учащихся представлений об истории открытия фотосинтеза, его механизме и значении в природе и жизни человека. Изучение нового материала проводится в форме групповой работы с использованием частично-поискового метода. Урок способствует развитию логического мышления, навыков самостоятельной работы, умения делать выводы из анализа результатов эксперимента и предъявлять результаты своей деятельности.
-
Мастерская "Родник" 2006
Мастерская - это новый способ организации деятельности учеников. Она состоит из ряда заданий, которые направляют ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы и т.д.
-
Интеграция предмета биологии с традициями еврейского народа 2006
НОУ гимназия "Ор-Авнер" это гимназия, в учебный план которой включен национальный компонент. Изучая общеобразовательные предметы, учащиеся знакомятся и с традициями еврейского народа. Одной из традиций является соблюдение кашрута. Кашрут - это правила питания, правила приготовления пищи, принятые с древних времен в еврейских семьях. На уроках биологии в курсе зоологии мною используются дидактические карточки, содержащие материал по кашруту. Пример такого урока предлагаю вашему вниманию.
-
Размножение и развитие птиц 2006
Изучение нового материала проходит через лабораторную работу, цель которой: изучить строение яйца (работа проходит в группах). Основной акцент урока направлен на особенности строения амниотического яйца. На уроке используются слайды "Птицы выводковые и гнездовые". Учащиеся в ходе работы в группах приходят к выводу о различиях физиологической зрелости птенцов выводковых и гнездовых. Подведение итогов: яйцо появилось раньше курицы. Его "подарили" птицам рептилии. Вывод: родственное происхождение хордовых.
-
Влияние нитратов и нитритов на растительные и животные организмы 2006
Целью интегрированного урока химия-биология является закрепление интеграционных связей на основе целостного понимания химических и физиологических процессов в живом организме. Урок предназначен для учащихся 9-х классов и рассматривает влияние соединений азота на живые организмы.
-
Урок природоведения по теме: "Ее величество — вода". 5-й класс 2006
Данный урок знакомит учащихся со свойствами воды, изучение подкрепляется демонстрационными опытами, а так же опытами, проведенными учащимися в качестве домашнего задания. В рамках урока проводится лабораторная работа в ходе, которой учащиеся практически знакомятся с понятиями: раствор, растворитель, растворимые вещества, взвесь. В завершении урока подводится итог в виде проверки знаний. Данная форма урока позволяет получить знания в демонстрационном варианте, что приводит к лучшему усвоению материала.
-
Формирование потребности в здоровом образе жизни у школьников 2006
Существенное влияние на формирование здоровья ребенка оказывает индивидуальная конституция растущего организма, его реактивность, унаследованная от родителей и изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды. Наследственное или семейное предрасположение может явиться причиной практически любого заболевания человека, изначально формирующегося под флагом диатеза (неврастенического, вегето-дистонического, аллергического и др.).
-
Тема урока: "Сезонные явления в жизни птиц" 2006
Информационно-обобщающий урок в 7-м классе, изучающий экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека. Актуальными задачами данного урока являются: раскрытие понятий: "оседлые птицы", "кочующие птицы", "перелетные птицы"; выявление причин перелетов птиц, способов ориентации птиц во время миграций и методов изучения перелетов.
-
Методика школьных научных исследований популяций редких видов растений 2006
На основе многолетнего опыта работы нами разработаны методические рекомендации по организации научных исследований по изучению редких видов растений. Примерные варианты программ составлены с учетом времени, требующегося для их выполнения: однократное изучение маршрутным способом одного вида растений; полустационарные наблюдения в течение одного или нескольких месяцев; стационарные мониторинговые исследования в течение ряда лет. Предлагаемые варианты являются базой для выполнения программы исследований по изучению популяций редких видов растений:
-
Урок-игра "Мир птиц" 2006
Учащимся предлагается урок-игра о птицах. На данном уроке дети принимают участие в конкурсах, посвященных птицам разнообразных видов, разгадывают кроссворд, играют в лото, изучают пословицы и поговорки о птицах.
-
Игра "КВН-викторина "Родной край" 2006
Предлагается разработка внеклассного мероприятия эколого-краеведческой направленности, проводимого в рамках школьной недели естествознания. Игра командная, познавательно-обобщающая, с элементами занимательно-творческой театрализации, рекомендуется для проведения в 5–8-х классах с целью реализации регионального компонента образования. Вопросы викторины составлены для Кемеровской области, но виды заданий могут быть использованы для других территорий. Игра способствует развитию познавательной активности, креативности, коллективизма, экологического мышления школьников.
-
Игра "Биологическое лото" 2006
Главная функция игры на уроке - это привитие интереса к предмету. Развитие желания узнать больше. Кроме того, учитель решает следующие задачи: развитие умения быстро и грамотно отвечать на вопросы, развитие творческого, нестандартного мышления, умение работать в группе.
-
Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Понятие цикла. Циклические алгоритмы в живой природе" 2006
Идея проведения интегрированного урока в 7-м классе заключается в объединении разных по содержанию дисциплин общими целями, используя информационные технологии. Цели: познакомить учащихся с понятием циклического алгоритма на основе представлений о циклическом развитии организмов; обобщить и закрепить знания учащихся по теме: "Развитие и размножение паразитических червей".
-
Урок биологии в 8-м классе по теме: "Осанка. Предупреждение нарушений осанки" 2006
Урок проводится с использованием техник кооперации как способа организации групповой работы. Практика показывает, что эффективный способ получения специальных умений работы в группе - обучение на уроке, при параллельном освоении содержания учебного предмета. Обучение навыкам групповой работы возможно при использовании структуры организации взаимодействия "1–2-все" техники кооперации.
-
Развивающие методы в обучении биологии 2006
В современном образовании наиболее актуальными являются развивающие методы обучения, т.к. именно их применение позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, сформировать умения и навыки самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности. Это в полной мере касается обучения биологии.
-
Экологическая тропа как одна из форм учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края 2006
Учебная экологическая тропа - наиболее молодое поле организационного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде.
-
Программа кружка "Юный цветовод" 2006
Курс представлен для учащихся общеобразовательных учебных заведений, желающих как можно больше узнать о комнатном и рекреационном цветоводстве.
-
Урок биологии на тему: "Влияние физической нагрузки на работу сердечно-сосудистой системы и мой уровень физического развития" 2006
После прохождения теоретических вопросов таких тем, как сердечно-сосудистая и мышечная системы, учащимся предлагается экспериментально убедиться в неразрывности связи между разными системами одного организма. Выполнение практических работ лучше помогает усвоить ученикам пройденные темы, тем более что проводят его они сами и на себе. Подобные виды позволяют учащимся по-новому обратить на себя внимание, на состояние своего физического здоровья, свои возможности, которые можно использовать для достижения лучших показателей качества здоровья.
-
Научно-практическая конференция: "Роль биологической мембраны в жизнедеятельности клетки" 2006
Цель: диагностика готовности учащихся к реальной взрослой жизни с внесением необходимых корректив в работу учителя, школы.
-
Использование адаптивной системы обучения в работе с одаренными детьми на уроках биологии 2006
Работая в массовой школе, учитель, как правило, ориентируется на среднего ученика. Но как же без ущерба для всех остальных не потерять одаренного ребенка? В 1998 году я перешла на модель Адаптивной системы обучения (АСО). Переходить на эту систему необходимо постепенно, с 6-го класса. Начинаю работу в трех направлениях: I - разноуровневый подход, II - обучение самостоятельной работе и III - обучение исследовательской работе. В старших классах идет переход на блочно-модульную систему.
-
Половое размножение цветковых растений 2006
Парный урок биологии в 6-м классе лицея. Урок проиллюстрирован презентацией, включающей схемы процессов и изображения местных растений. На уроке используется частично-поисковый метод.
-
Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Определение цветковых растений" 2006
Практическая работа, цель которой научить определять растения по определительным карточкам. Урок проводится с использованием знаний по информатике, понятия алгоритм и возможностей информационных технологий. Урок может быть проведен в 6-м классе или при преподавания элективного курса в 8-м или 9-м классе. Материал рассчитан на парный урок.
-
Смотр знаний по теме: "Основы генетики" в курсе общей биологии 2006
Приведена конкретная методическая разработка смотра знаний по теме. Предложена структура занятия, основное содержание, дидактический материал как для учеников в виде карточек-заданий, так и для ассистентов в виде карточек с ответами. В приложении приведена обобщающая таблица по основным законам генетики, содержание которой воспроизводится учащимися на зачете. Каждый ученик в ходе зачета должен пройти три поста: теоретический, лабораторно-практический и пост решения задач.
-
Смотр знаний по теме: "Основы цитологии" в курсе общей биологии 2006
Приведена конкретная методическая разработка смотра знаний по теме. Предложена структура занятия, основное содержание, дидактический материал как для учеников в виде карточек-заданий, так и для ассистентов в виде карточек с ответами. В приложении № 1, 2 приведены самодельные таблицы по темам: "Жидкостно-мозаччная теория строения мембран" и "Теория ферментативного расщепления органических веществ", содержание которых воспроизводится учащимися на зачете. Каждый ученик в ходе зачета должен пройти три поста: теоретический, лабораторно-практический и пост решения задач.
-
Дифференцированные зачеты по общей биологии в виде смотра знаний 2006
В статье даются отличительные признаки данной организационной формы обучения от других форм, приводится определение и обосновывается актуальность ее использования. Описывается технология проведения смотра знаний в классе с наполняемостью в 25–35 человек, приводится структура данного вида учебного занятия. Каждый ученик должен пройти три поста: теоретический, лабораторно-практический и пост решения задач. В статье приведены критерии оценки для каждого поста, условия, повышающие эффективность использования данного вида учебных занятий в процессе обучения общей биологии.
-
Материал к уроку на тему: "Землетрясения" 2006
Сведения, представленные в статье, могут быть использованы учителями как дополнительный материал по теме "Землетрясения" на уроках природоведения, географии и ОБЖ, а также расширять кругозор учащихся и повышать интерес к данным предметам.
-
Использование дидактического материала на уроках биологии 2006
В настоящее время появилось очень много различного дидактического материала по всем разделам биологии. Молодому учителю, а также учителю со стажем предоставлено готовое поле деятельности. Мне хотелось поделиться опытом работы с одним из видов дидактического материала – это готовые и самостоятельно составленные тексты с печатными рисунками.