Каждый учитель, совершенствуя и развивая свой стиль работы, стремится познакомиться с различными технологиями педагогической деятельности. В нашем лицее мы в последние годы изучали в качестве общей методической темы возможности использования на уроках и во внеурочной деятельности метод проектов. Познакомившись с теоретическими основами этой образовательной технологии, мы попробовали изучить несколько тем, опираясь на ее элементы, и предлагаем вашему вниманию разработку темы “Опорно-двигательная система” для 8-го класса.
Цели изучения темы:
- изучить особенности опорно-двигательной системы, исследовать взаимосвязь строения и выполняемых функций;
- развивать коммуникативные качества, навыки самостоятельной работы, развивать логическое мышление, умение выделять главное, сравнивать, анализировать, составлять схемы, конспекты;
- создать на уроке доброжелательные отношения между всеми участниками проекта, атмосферу творческого поиска, формировать положительную мотивацию в исследовательской деятельности.
Межпредметные связи: физика (рычаги, сила трения, сила тяжести, деформация, упругость, рентгеновские лучи), химия (реакции окисления, органические и неорганические вещества), ОБЖ (приемы оказания первой помощи).
На изучение темы отводится 8 уроков. Первые уроки темы являются традиционными, но подводят ребят к работе над проектом. Краткое поурочное планирование темы приведем в таблице.
Урок | Задачи | Методы |
Урок 1. Опорно-двигательная система.. Строение скелета человека. |
|
Рассказ, беседа, наглядно-иллюстративный (методы, рисунки, модели). |
Урок 2. Типы соединения костей. Виды и рост костей. |
|
Рассказ, беседа, проблемные вопросы: 1. Почему иногда человек достигает гигантского роста до 2 метров, а иногда остается карликом – всего 50 см? 2. Известен случай, когда на арену выходит артист и на глазах изумленной публики увеличивает свой рост на несколько сантиметров. Как вы думаете, как ему это удается? |
Урок 3. Строение костной ткани. Химический состав костей. |
|
Рассказ, беседа, проблемные
вопросы:
|
Урок 4. Строение и функции скелетных мышц. |
|
Рассказ, беседа, дискуссия, составление гигиенических правил сохранения работоспособности организма, наглядно-иллюстративный |
Урок 5. Определение проблемы, объектов исследования.. |
|
|
Урок 6. Выполнение проектов. |
|
Групповая и индивидуальная работа. |
Уроки 7,8. Защита проектов. |
|
Рассказы учащихся, работа в тетрадях (составление схем, таблиц, конспектов), коллективная оценка результатов, анализ успехов и неудач. |
Для работы над проектами было создано 6 групп по 4-5 человек. Принципы создания групп могут быть использованы разные – по дружеским связям и выбору детей (особенно в младших классах и при освоении методики для повышения интереса в мотивации), по выбору учителя, даже (по рекомендациям школьных психологов) по ведущему типу восприятия или на основании других психофизических характеристик. Участники команд получают план и правила работы в группе, определяют лидера. Метод учебных проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, в ходе которого в результате самостоятельной деятельности учащихся (индивидуальной, парной, групповой) формулируется решение этой проблемы. Проекты данной темы решали общую проблему, которая формулируется в вопросе: как законы и закономерности физики и химии, которые знают ученики, проявляются в организме человека при работе опорно-двигательной системы? Эта проблема для организации работы групп конкретизируется и формулируется в виде вопросов и заданий для групп, в ходе работы над которыми ребята раскрывают одну из ее сторон. Результаты своих исследований ребята должны оформить в каком-либо виде ( в виде брошюры в данном проекте), потому что проект должен быть “осязаемый”, готовый к использованию на уроке, в школе или в реальной жизни. Завершается работа защитой проекта, форму которой ученики определяют самостоятельно. Приводим далее все, что необходимо для организации работы над проектом: план работы группы, правила работы, темы работы , перечень заданий, возможные виды защиты проекта.
План работы в группе.
- Определитесь с лидером.
- Изучите задание.
- Распределите задание в группе.
- Подберите и изучите литературу по заданной теме.
- Составьте план и сценарий, защиты проекта.
- Уважайте свой труд и труд товарищей - внимательно выслушайте друг друга.
- Проект защищайте уверенно.
Правила работы в группе.
- Работу в команде направляет учитель, а руководит ее лидер группы.
- Все в команде проявляются активно и вносят свой вклад в общее дело.
- Команды не соревнуются между собой, все вместе
выполняют проектное
задание. - Ответственность за конечный результат несут
все члены команд, выполняющие
проект. - Во время защиты проекта работает весь класс
(заполняет таблицы,
схемы, опорные конспекты).
1 группа.
Тема: “ Химический состав костей и их свойства”.
Форма защиты: сюжетно - ролевая игра “Химическая лаборатория”.
Содержание работы:
1. Изучить химический состав костей. Определить, какие неорганические и органические вещества входят в состав костной ткани.
2. Объяснить результаты опытов:
а) действие HCL на состав кости;
б) обоженные в огне кости.
3. Ответить на вопросы:
- Как химический состав костей влияет на их свойства?
- Как с возрастом у людей изменяется химический состав костей?
- В чем причина проявления рахита у детей?
- Какие еще причины могут влиять на изменение химического состава костей?
2 группа.
Тема: “Типы соединения костей. Строение костной ткани и свойства костей”.
Форма защиты: пресс - конференция.
Содержание работы:
- Изучить типы соединения костей, их значение.
- Выяснить, каким образом уменьшаются силы трения при движении костей в суставе.
- Доказать, что суставы и скелетные мышцы являются простейшими механизмами - рычагами.
- Выяснить:
Какие типы деформации испытывает скелет человек?
Как обуславливаются легкость и прочность костей строением костной ткани и самих костей?
3 группа.
Тема: “Работа мышц. Утомление”.
Форма защиты: сюжетно - ролевая игра “Кабинет врача лечебной физкультуры”.
Содержание работы:
- Изучить химический процесс, лежащий в основе
работы скелетных мышц.
Объясните его с точки зрения закона сохранения и превращения энергии. - Решить задачу и объяснить классу: при окислении- 1 моля глюкозы освобождается 28000 кДж энергии. Определите потребность мышц ног спортсмена в глюкозе (в граммах) и кислорода (в литрах) в течение 10 мин, если за 1 мин расходуется 1,5 кДж энергии.
- Ответить на вопросы:
Как происходит регуляция работы скелетных мышц?
Что такое электромиограмма? - Выяснить причины утомления мышц. Вывести гигиенические правила сохранения работоспособности мышц, о которых говорил Н.М.Сеченов.
- Провести эксперимент по выявлению влияния нагрузки, ритма работы и виды работы на утомление мышц.
4 группа.
Тема: “Повреждение опорно-двигательной системы и меры оказания первой доврачебной помощи”.
Форма защиты: сюжетно – ролевая игра “Кабинет врача - хирурга”.
Содержание работы:
- 1 . Изучить возможные повреждения опорно-двигательного аппарата человека.
- Выяснить меры оказания первой помощи, объяснить их с физиологической точки зрения.
- Продемонстрировать классу меры оказания первой помощи при переломах и вывихах.
- Выяснить:
- физическую основу получения рентгеновских снимков скелета человека;
- значение метода флюорографии в медицине. - Провести в классе практическую работу по изучению рентгеновских снимков скелета человека.
5 группа.
Тема: “Особенности строения скелета человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью”.
Форма защиты: сообщения.
Содержание работы.
- Изучить особенности строения скелета, связанные: а) с прямохождением; б) с трудовой деятельностью.
- Обосновать с физиологической и с физической точки зрения эти изменения.
- Сравнить скелеты млекопитающего животного и человека, сделать выводы.
- Ответить на вопрос: чем “поплатился” человек за прямохождение?
6 группа.
Тема “Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц”.
Форма защиты: телепередача “Здоровье”.
Содержание работы:
- Доказать с физиологической точки зрения; что физические упражнения положительно влияют не только на формирование скелета и мышц, но и на другие органы и организм в целом.
- Объяснить с физической точки зрения, почему при увеличении мышечной массы увеличивается шероховатость поверхности кости в месте прикрепления мышц.
- Ответить на вопросы:
Что такое гиподинамия?
Полезна она или вредна?
Как гиподинамия влияет на состояние скелетных мышц, кровеносных сосудов и сердца, скелета? - Выяснить, какие факторы приводят к искривлению позвоночника и плоскостопию. Как этого избежать?