Оптимальная система воспитывающее-развивающего обучения "Человек – Природа – ЗОЖ"

Разделы: Биология, ОБЖ, Экология


Оптимальная система

Воспитывающее - развивающего обучения.

На уроках интегрировано (профильной) биологии.

В разноуровневых классах на основе деятельно-творческого подхода.

Формула технологий

Основной закон: «Всегда и везде за свою жизнь оставляйте для людей только хорошие: цветы, мысли, славные вспоминания о себе»

Цель интегрированного курса биологии «Человек. Здоровье. ЗОЖ»

Сформировать мышление и выработать систему ведения ЗОЖ, умение действовать в экстремальных ситуациях, решать экологические проблемы,

Основные задачи, структура и содержание программы

  1. Программа разработана в соответствие с обязательным минимум содержанием программ по биологии, экологии, ОБЖ в образовательном учреждении, чтобы быть здоровым.
  2. Здоровьесберегающие технологии, основные законы и закономерности здоровья
  3. Использование оздоровливающих систем и методов укрепляющих здоровье.

Программа «Познание и осознания»

Мир человека в экосистеме с основами медицинский знаний и ОБЖ

Тематический план

Название разделов и темп

Количество часов

 

3 часа

2 часа

Система «Человек – Природа – ЗОЖ»

I. Беречь и рационально использовать вечное разумно, по доброму для здоровья людей.

1. Месячные листы контроля ЗОЖ..

2. Повторение.

 

 

 

1

1

 

 

 

1

II. Введение в науки о человеке и здоровье

12

8

1. Понятие здоровья, факторы здоровья, признаки.    
2. Здоровый образ жизни.

3. Наука о человеке (анатомия, физиология, гигиена, психология, валеология экология, и т.д.).

4. Здоровье физическое физиологическое, гигиеническое, психическое, экологическое, этическое, репродуктивное, социальное.

   
III. Здоровый человек, законы и закономерности его развития. Многоуровневые познания организма.    
1. Нервная система.

2. Эндокринная система.

3. Кровь и иммунная система (кровеностная система).

4. Дыхательная система.

5. Пищеварительная система.

6. Обмен веществ.

7. Выделительная система.

8. Покровная система.

9. Опорно-двигательная система.

10. Сенсорные системы.

11. ВНД.

12. Репродуктивная система и планирование семьи.

5

2

8

9

8

4

3

4

9

7

9

5

5

1

6

6

6

3

3

3

6

3

5

3

Конференции.

8

4

Зачеты.

8

3

Итоговое тестирование.

1

1

Итого:

102

68

Примерное содержание учебной программы и его поурочное планирование

Поурочное планирование

I. Беречь вечное разумна по доброму для здоровья людей.

1. Листы контроля ЗОЖ (Приложение)
2. Повторение (Основные понятия и термины).

II. Введение в науки о человеке и здоровье.

1. Сеять вечное, разумное по доброму для здоровья людей.
2. Понятие здоровья.
3. Факторы здоровья.
4. Здоровый образ жизни.
5. Наука о человеке и здоровье.
6. Физическое здоровье.
7. Гигиеническое здоровье.
8. Психологическое здоровье.
9. Экологическое здоровье.
10. Этико-социальное здоровье.
11. Репродуктивное здоровье.
12. Медицина для Вас.

Конференция «Система оздоровления».

III. Здоровый человек и его развитие. Системы здорового образа жизни

Многоуровневое познание организма человека.

13. Химия и биология клетки.
14. Из одной – великое множество.
15. Организм – как единое целое.
16. Нейро-гуморальная регуляция.
17. Эндокринная система.

Нервная система

18. Спинной мозг.
19. Головной мозг.
20. Причины нарушения деятельности н/с.
21. Гигиена н/с.
22. Конференция «Все болезни от нервов».

Зачет № 2

Кровь и иммунная система (кровеносная система)

23. Река жизни и ее обитатели.
24. Читая анализ крови.
25. СПИД и Тутанхамон.
26. Биение сердца, ритм и жизнь.
27. Амосов «Мысли и сердце».
28. Помоги себе сам.
29. Жить по группе крови.
30. Конференция «4 группы крови - 4 образа жизни».

Дыхательная система

31. Химия и биология дыхания.
32. Механизм и экология дыхания Лабораторно-диагностическое работа «Мое дыхание». Лабораторное исследовательская работа «Легкое дыхание».
33. Все болезни от простуды. Психологический практикум: Экспресс-диагноз «Простуда-Грипп».
34. Гигиена дыхания. Помоги себе сам.
35. Табакокурения и его вредное влияние на организм.
36. Конференция «Профилактика безопасности жизнедеятельности».

Зачет № 3

Пищеварительная система

1. Анатомия пищеварительной системы.
2. Физиология и биохимия пищеварения.
3. Пищеварение в ротовой полости.
4. Лабараторно-диагностические работа «Мой зубы».
5. Пищеварение в желудке и кишечнике.
6. Экология питания. Пищевые добавки. Нитраты и здоровье.
7. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.
8. Конференция «Современные системы питания».

Обмен веществ

48. Белковый, жирный, углеводный ОВ.
49. Нарушения обмена веществ.
50. Наркотики, психотропные вещества и последующее их действие.
51. Конференция «Волшебная сила витаминов и микроэлементов».

Мочевыделительная система

52. Анатомия и физиология мочевыделения.
53. Читаем анализ мочи.
54. Гигиена, профилактики болезней системы.

Покровная система

55. Кожный покров человека.
56. Поддержание температуры тела.
57. Гигиена кожи и одежды.
58. Конференция «Красота и здоровье. Система природного оздоровления».

Опорно-двигательная система

59. Опорно-двигательный аппарат.
60. Строение и рост костей.
61. Скелет человека.
62. Мышцы.
63. Движение – основа здоровья.
64. Жизнь – позвоночнику, свободу – суставам.
65. Формулы совершенства.
66. Первая помощь повреждений ОДС.
67. Конференция «Физические упражнения в формировании тела и здоровья».

Зачет №

Сенсорная система

68. Анализаторы.
69. Свет. Глаз. Зрение.
70. Гигиена и ОБЖ зрения.
71. Звук. Ухо. Слух.
72. Гигиена и ОБЖ слуха.
73. Запахи – это тоже целый мир.
74. Конференция «Мир наших ощущений».

Зачет №

Высшая нервная деятельность

75. ВНД человека и животных (сходства и отличия).
76. Познавательные процессы человека: ощущение, восприятие, воспроизведение, представление, воображение.
77. Мышление и речь
78. Внимание. Лабораторно-диагностическая работа.
79. Память. Лабораторно-диагностическая работа.
80. Эмоции.
81. Сон и сновидения. Биоритмы.
82. Конференция «Гигиена и организация умственного труда. Приемы повышающие продуктивность».

Зачет №

Репродуктивная система

83. Система размножения.
84. Половое созревание девушек и юношей.
85. Мужское здоровье (женское).
86. Гигиена ухода за грудными детьми.
87. Конференция «Человек – это великолепное, звучит гордо».

Итоговое тестирование

Основные термины и понятия

А.С. Ботуев Словарь – справочник. 9 кл. Дрофа, М., 1999.

Биология

Терминологические диктанты. М., 2003.

Основы медицинские знания

Полный словарь медицинских терминов, 1999.

Аттестационные материалы для учащихся общеобразовательных школ.

Компакт – диск «Открытый урок»

Всесоюзный фестиваль педагогических идей М., 2004 год.

1. Экзаменационные билеты по биологии с экологией, биологически, ОБИС.
2. Основные направления для творческих работа на экзамен - конференции «Мы, экология и наше здоровье» (Прилагается).

Личная библиотека читательного зала кабинета биологии (537 книг, брошюр, журналов «Здоровье» и «ЗОЖ»).

Учебные экскурсии.

«Мозг хорошо устроенный
стоит больше, чем мозг,
хорошо наполненный»
Монтель

Домашнее задание

1. Вопросы к параграфу, доп. литературе (по схеме Ключевой вопрос - смысловое слово (виды, функции, значения, смысл, условия, развитие, влияние, измерение, воздействие, взаимодействия, связь, отношения, цель, свойства, структура).
2. Познай себя (Психологический практикум, фенонаблюдения).
3. Творческие работы:

- Плакат – доклад (1 в месяц).
- Мини- реферат: доклад, викторина, кроссворд, газета, листовка и.т.д -. (1 в четверть).
- Памятки.
- Мини – атласы.
- Санбюллетень.
- Видеофильмы (доклады, рефераты).
- Презентации.
- Компакт-диски.
- Коллекции.
- Реферат, исследовательская работа (1в год).

Литература для настольной книги

(Личная библиотека учителя «Кабинет – читательный зал»)

Знакомство с дополнительным источником информации начинается на уроке с последующем продолжением работы в творческой тетради.

Каждый учащихся выбирает из предложенного учителем списка одну настольную книгу на год или урок (список прилагается)

Моя настольная книга

1. Детская энциклопедия, Человек т. 18/ч 1,2,3), Биология т.2, Экология, ОБЖ.
4. Р.Дайджест Здоровый образ жизни
5. Покровский В.И. Энциклопедия здоровья т.1-4. М., ИПО Авто, 1992.
6. Биологический энциклопедический словарь
7. Д.И.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиология, гигиене. М.: ТКУ «АСТ» 1996.
8. Домашняя медицинская энциклопедия.
9. Большая энциклопедия народной медицины, ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
10. Биология и анатомии: Универсальная энциклопедия школьника, 1995.
11. Б.Д. Сергеев. Занимательная физиология, М.: Просвещение, 2001.
12. Залесский М.З. Занимательная анатомия.
13. Экология человека
14. О.Н.Ридигер Биология 9. Экзамен на 5. М., Пресс-школа, 2004.
15. Бренг П. Системы оздоровления. – М., 1993.
16. Колбанов В.В. Валеология, СПб, 1998.
17. Горохова Е.И. Валеология. Словарь. М. 1999.
18. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. М., 1993.
19. Майя Гогулан. Законы здоровья. М., Советский спорт,1998.
20. Я познаю мир. Медицина. Тайны человека. Вирусы и болезни.
21. Рекорды природы. Человек. Минск, 2001.
22. И.К.Торофов. Основы безопасности жизнедеятельности, М.: Просвещения, 1996
23. Колесов Д.В. Основы гигиены и санитарии.
24. Курс с 1 по 11 ОБЖ, М., 1998.
25. Универсальное учебное пособие. Школьный курс. Биология. М.:(АСТ-Пресс), 2000.

Психологическое тестирование

  1. Здоровье – главное богатство.
  2. Здоровые привычки
  3. Здоровы ли вы душевно?
  4. Здоровы ли вы физически?
  5. Ваши психо-эмоциональные перегрузки?
  6. Ваша спортивная форма.
  7. Болеть ли вам простудой и гриппом в этом году?
  8. Доживете ли вы до 70 ?
  9. Знаете ли вы как обезопасить свою жизнь и здоровье?
  10. В хорошей ли вы форме?
  11. Сумейте ли вы справиться с неотложным состоянием?
  12. Можно ли ваш образ назвать здоровым?
  13. Какая у Вас кожа?
  14. Не угрожает ли вам заболевание с/с системы.
  15. Как сохранить психическое здоровье?
  16. Что вы знаете о хроническом заболевании?
  17. Правильная ли ваша диета?
  18. Не слишком ли много жира вы едите?
  19. Достаточно ли крепки и здоровы ваши зубы?
  20. Часто ли случаются стрессы в вашей повседневной жизни?
  21. Не страдаете ли вы от урбанизации?
  22. Что вы думаете о себе?
  23. Повреждены ли вы стрессу?
  24. «Надо» и «хочу» в вашей жизни
  25. Как измерить стресс
  26. Страдаете ли вы депрессией
  27. Распознавание признаков наркомании
  28. Почему я курю?
  29. Насколько вы чувствительны
  30. Как у Вас чувством юмора?
  31. Насколько вы экономичны?
  32. Насколько вы упрямы?
  33. Часто ли вы смеетесь?
  34. Насколько вы эмоциональны
  35. Насколько вы честны.
  36. Какое у вас воображение?
  37. Надежный ли вы человек?
  38. Умеете ли вы контролировать себя?
  39. Общительный ли вы человек?
  40. Легкий ли у Вас характер?
  41. Насколько уверены в себя?
  42. Насколько вы элегантны?
  43. Легко ли с Вами общаться?
  44. Вы трудоголик.

Мини – лабораторная работа «Познай себя»

Литература:

1. Воронин Л.Г. Опыты и наблюдения в курсе анатомии, физиологии, гигиены Биология в школе 1980 г.
2. Костова З. Проблемные ситуации на лабораторном занятии, Биология в школе, 1971 №2.
3. Лепина В.Г. Материалы для составления пищевых рационов. Биология в школе, 1991, № 7.

Формирование основных понятий темы с помощью опытов, наблюдений и самонаблюдений.

1. Линии поверхности ладоней.
2. Формулы телосложения.
3. Ткани животного и человека.
4. Мигательный рефлекс.
5. Позвоночник – позвонок.
6. «Рука вверх».
7. Химия и биология кости.
8. «Встали, сели».
9. Ритм работы. Утомленность.
10. Физические упражнения (на каждом уроке).
11. Нарушение осанки.
12. Сколиоз. Плоскостопие.
13. Кровь – соединительная ткань.
14. Отек кольца.
15. Плазма крови.
16. Читая анализ крови.
17. Читая анализ мочи.
18. Свертывание крови.
19. Иммунитет.
20. Ритм сердца. Диагноз по пульсу.
21. Легочное дыхание.
22. Работоспособность сердца.
23. Проходимость воздуха.
24. Дыхательные гимнастики (Стрельникова и др.).
25. Химия питания. Пищевые добавки.
26. Ротовая полость. Действие слюны.
27. Мои зубы. Уход за зубами.
28. Микроэлементная недостаточность : Fe, Ca и др.
29. Нормы питания. Суточный рацион.
30. Витамины здоровья.
31. Строение ногтя.
32. Гигиена кожи.
33. Температура тела.
34. Условные рефлексы (Звонит телефон и др.).
35. Упражнения укрепление зрения.
36. Оздоровительные упражнения для слуха.
37. Запах и оздоровление.
38. Чувство слуха.
39. Музыкальная пауза.
40 Оздоровительный тренажер.

Краткое определение значения медицинских терминов

Повышение интереса к изучению терминов, понятий усиливается при взаимоконтроле в динамических парах (ученик – ученик, ученик – родитель, ученик – учитель). Устным тестирование, интеллектуальных разминках на каждом уроке), написание мини-сообщений о происхождении и значении; составление схем, таблиц.

Работа со словарями, энциклопедиями, справочниками по всем темам курса «Человек. Здоровье. ЗОЖ» в читальном зале кабинета биологии.

В качестве примера предлагаю фрагмент из учебного – методического пособия.

Раздел № 2 Введение в науки о человеке и здоровье (12 час)

Анатомия – наука о строение тела

Анемия – малокровие

Антисептика – способ борьбы с инфекцией

Антропология – наука о природе человека

Аэротерапия – лечение воздухом

Бактериология – наука о микроорганизмах ( бактерии и др.)

Болезнь – нарушение нормальной жизнедеятельности организма

Бюллетень – больничный листок (подтверждение факт болезни)

Вакцинация – предохранительная прививка.

Венерология – наука о венерических заболеваниях

Валеология - наука об индивидуальном здоровье

Генетика – наука о наследственности

Геронтология – наука о закономерностях строения

Гидротерапия – лечение водой

Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья

Здоровье – состояние духовного, телесного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и повреждений.

Гинекология – наука о болезнях женских п/о

Дебильность – легкая степень врожденного слабоумия

Дезинсекция – борьба с членистоногими

Дезинфекция – уничтожение возбудителей заразных болезни

Дезодорация – уничтожение дурных запахов

Депрессия – угнетенное состояние

Дератизация – уничтожение грызунов

Диагноз – распознавание болезни

Диарения – понос

Диета – режим питания

Зоонозы - инфекционные болезни, общие животным и человеку

Инвалидность – стойкость потеря работоспособность

Инстинкт – сложная безусловная реакция

Интеллект – мыслительная способность

Карантин – меры предупреждения

Клиника – лечебное учреждение

Массаж – система лечебных растираний

Медицина – врачебная наука

Наркомания – болезненное пристрастие к наркотических веществ

Невроз – функциональное расстройство психики

Онкология – учение об опухолях

Ординатор – лечащий врач

Пандемия – широкомасштабная эпидемия

Пациент – больной лечащийся у врача

Наркоз – искусственно вызванный глубокий сон

Педикулез – вшивость

Проституция – продажа своего тела

Психология – наука о психических процессах

Психогигиена – укрепление психики

Стоматология – наука о болезнях полости рта

Кретинизм - задержка психического и физического развития

Стресс – чрезмерное раздражение

Терминология – учение о названиях

Токсикология – учение о ядах

Травматология – учение о повреждениях

Фармакология – учение о действие лекарства

Физиология – наука о функциях организм

Фототерапия – лечение светом

Фитотерапия – лечение растениями

Характер – психический склад человека

Химиотерапия – лечение химическими веществами

Холера – инфекционная болезнь, вызванная холерным вибрионом

Цитология – наука о клетках

Шок – общее потрясение организма

Эволюция – развитие путем постепенного изменения

Хирургия – наука о лечении оперативным путем

Эгоизм – себялюбие

Эйфория – повышенное благодушное настроение

Эмоция – волнение, возбуждение

Этика – философское учение о нравственности

Экология – наука о взаимодействии организма со средой и собой

Социология – наука о закономерностях развития и функциях общества

Эмбриология – наука о зародышевом развитии

ЗОЖ – образ жизни человека, его поведение и мышление