Переход на концентрический курс в преподавании биологии ( работаю по программе Н.И.Сонин, Захаров, Мамонтов), перенос курса “Биология. Общие закономерности” в 9 класс, привели к сокращению часов на изучение разнообразия животного и растительного мира. Учащиеся не имеют достаточного количества знаний о видах флоры и фауны не только своего региона, но и тем более о флоре и фауне различных природных зон разных материков. Особенно это видно, когда учащиеся начинают изучать темы: “Эволюционное учение” и “Развитие органического мира на Земле”, “Основы экологии”.
Для закрепления, расширения, углубления знаний в течение ряда лет использую в практической работе готовые текстовые задания на открытках из различных наборов или составленные самими ребятами. Их использование дает положительные результаты:
- развивают интерес к предмету;
- формируют навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;
- систематизируют полученные знания;
- способствуют самостоятельному приобретению знаний;
- позволяют организовать проверку усвоения изученного материала;
- позволяют устанавливать связь с ранее изученным материалом;
- учат составлять краткие конспекты, что в дальнейшем позволяет давать более полные, развернутые ответы на вопросы на уроках и во время сдачи экзаменов.
Готовые тексты с иллюстрациями хороши тем, что их можно использовать в разных темах курса и на разных этапах урока, на обобщающих уроках. Для текстовых заданий использую печатные наборы открыток: “Земноводные”, “Бабочки”, “Кузнечики”, “Стрекозы”, “Их нужно спасти”, “Экскурсии в природу”, “Орхидеи”, “Птицы наши друзья”, “Из глубины веков” и др., где даны характеристики видов, как местной флоры и фауны, так и других регионов. С одной стороны, эти задания закрепляют знание видов растений и животных своего края, с другой - расширяют кругозор учащихся о флоре и фауне нашей планеты. Эти наборы также позволяют заменить невозможность проведения тематических экскурсий в музеи и дать более полное представление о многообразии животного и растительного мира, его эволюционном становлении и развитию
Например: на уроке “Вид. Критерии вида, его структура и характеристика” для закрепления знаний и при проверке знаний на следующем уроке применяю текстовые задания с характеристиками тех видов растений и животных, с которыми мы знакомимся во время экскурсий в природу в предыдущих классах, а также на территории школы. Для более полного ознакомления и применения тех или иных растений в качестве лекарственных, заложили с детьми на пришкольной территории “Аптекарский огород” (участок дикорастущих лекарственных трав), а также начали прокладывать экологическую тропу, посадили основные древесные и кустарниковые растения нашего леса. Благодаря работе с готовыми текстами и затем с живым материалом у учащихся более прочно усваиваются знания о группах признаков, составляющих тот или иной критерий.
Используя одни и те же открытки с текстовым содержанием, я ставлю разные задания на разных уроках.
Например, карточка с описанием вида стрекоза Красотка девушка, которую ребята встречают летом возле водоемов:
- урок “Вид. Критерии вида” - в тексте найдите предложения, характеризующие критерии: морфологический, физиологический, генетический, экологический и др., выпишите их по порядку или соотнесите предложения данного текста с теми критериями, которые мы изучили.
- урок “Приспособленность и ее формы” - укажите все формы приспособленности животного (или растения) к данной среде обитания, выписав из текста нужные предложения.
- урок “Борьба за существование” - выпишите предложения, характеризующие все формы борьбы за существование. Какое значение они имеют для данного вида?
- урок “Главные направления эволюции. Пути достижения биологического прогресса” - укажите основные ароморфозы и идиоадаптации у данного вида, подтвердите предложениями из текста.
- урок – лабораторная работа “Изучение ароморфозов у животных идиоадаптации у растений”, в отсутствии раздаточного или живого материала, возможно применение этих же открыток без использования текста. Текст можно использовать при опросе на следующем уроке письменно – фронтально или индивидуально.
- урок “Действие экологических факторов на организм” - выпишите предложения из текста, в которых говорится о влиянии экологических факторов на жизнедеятельность организма. Как организм на них реагирует?
Таких уроков в курсе “Общей биологии” в 11 классе можно найти более, чем достаточно и учителю есть где применить самые разнообразные подходы к подаче, закреплению и проверке материала.
Также практикую составление таких текстовых заданий самими учащимися. Это позволяет формировать навыки работы с дополнительным материалом по предмету, а также любой специальной или научно – популярной литературой (журналами, газетами и т.д.). Позволяет совершенствовать навыки детей составлять краткие конспекты, выбирать из всего текста только необходимое. Раньше это были написанные от руки карточки с приклеенными рисунками животных или растений, сейчас оформленные на компьютере. А это еще одно полезное умение – применение информационных технологий на практике (см. Приложение 1, 2).
Приложение № 1.
Мать – и – мачеха (Tussilago farfara L.)
Многолетнее растение семейства сложноцветных (Asteraceae Compositae). Низкорослое растение, характерное своими широкими листьями, снизу беловойлочными, сверху глянцевозелеными. Листья простые, овальной формы с широко выемчатым краем. Желтые цветки, которые появляются ранней весной раньше, чем листья, также типичны для сложноцветных, представляют собой соцветие корзинки. Они находятся на длинных чешуйчатых цветоносах. Цветет с конца апреля по июнь. Растение обладает глубоким, ползучим корневищем, многочисленные побеги которого дают начало другим растениям. Мощные широкие листья покрывают большую площадь поверхности почвы. Встречается на территории всей России, почти во всех областях, произрастает на разных почвах. Чаще всего встречается на влажных местах, плохо обрабатываемых землях. Размножается прежде всего подземными корневыми отпрысками. Размножение семенами имеет малое значение. Плоды - цилиндрические семянки с хохолками. В одной корзинке образуется свыше 200 семян, которые сразу после созревания быстро прорастают. Применяется как лекарственное растение при простудных заболеваниях дыхательных путей, как смягчающее, отхаркивающее, потогонное средство, используют листья. Как сорняк, опасен всем полевым культурам в огородах, садах, питомниках, лугах. Потребляет большое количество воды и понижает урожаи.
Приложение № 2.
Красотка девушка (Calopteryx virgo L.)
Длина брюшка 3,3–4 см, заднего крыла – 2,7–3,6 см. характерное для тропических и субтропических областей семейство красоток, куда принадлежит этот яркий, эффектный вид, представлено в фауне России всего одним родом – красоткой. В нашей стране красотка девушка распространена очень широко – от западных границ до Дальнего Востока. Населяет она также Западную Европу и страны Азии к югу от России. В Европе эту стрекозу можно встретить далеко на севере, почти у Полярного круга, но в Сибири севернее Томска и Красноярска она не заходит. Красотка девушка летает с середины лета до осени, держится обычно по берегам рек, ручьев, проточных озер, часто ее можно встретить в зарослях камыша и куги, от которых она не отлетает далеко. Полет ее обычно небыстрый, порхающий, однако стрекоза осторожна и при малейшей опасности покидает место отдыха. Самец отличается яркими металлически – синими крыльями, у самки они дымчатые с серовато – бурыми жилками. Такое отличие в окраске входит в понятие “половой диморфизм”. Самка откладывает яйца в подводные стебли кувшинок и других растений, опускаясь по ним на глубину более метра. Образующийся вокруг нее воздушный пузырь позволяет стрекозе находиться под водой почти час. Личинки держатся на участках с илистым дном, с зарослями осоки, камыша и могут нормально развиваться лишь в том случае, если вода чиста и богата кислородом. Таким образом, красотка девушка служит своеобразным индикатором чистоты водоемов. Она заслуживает охраны как вид, украшающий нашу природу.